Проектная деятельность "Развитие любознательности у детей 4-5 лет"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Жендубаева Светлана Николаевна

Любознательность и позновательные интересы влияют на развитие ребенка.Ребенок задает вопросы взрослым и сверсникам,интересуется причинно -следственными связями,пытается самостоятельно придумать обьяснения явлениям природы, склонен наблюдать,эксперементировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         ПРОЕКТНЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ  4-5 ЛЕТ»

                                                          ВОСПИТАТЕЛЬ: Жендубаева Светлана Николаевна

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный

Время реализации проекта: сентябрь 2022г. –  мая 2023г.

Цель проекта: развитие творческих способностей воспитанников средней группы  посредством  познавательно-исследовательской деятельности

Задачи

  Способствовать самостоятельно использовать действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств.

Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать из  познавательно-исследовательской деятельности.

Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений.

 Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе исследования.

Целевые ориентиры:

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Актуальность

     Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
    Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.
    Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
   
Любознательность – недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательному ребенку хочется познавать, а что именно – не столь важно.  

Воспитательно - образовательная работа с детьми по развитию любознательности предполагает организацию совместной деятельности педагога с детьми через различные формы работы (направления):

Формы работы

  1. Организация познавательно-исследовательской деятельности.
  2. Проведение дидактических игр, решение проблемных ситуаций.
  3. Проведение развлечений, викторин, досугов.
  4. Взаимодействие с родителями.

     

                                            СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Перспективный  план развития  любознательности у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

месяц

Познавательно-исследовательская деятельность.

НОД, конкурс.

Дидактические игры, проблемные ситуации

Викторины, развлечения

Наблюдения , труд, беседа.

Взаимодействия с родителями

Сентябрь

«Дождь покапал и прошёл, а я лужицы нашёл ».

Цели: познакомить с

неживой природой, узнать что, такое лужи, откуда они появляются. Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая или закрытая). Познакомить с процессом конденсации. Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Опыты:

1«Откуда берутся лужи».

3«Вода может брызгать, а может литься».

4«Прозрачная лужа может стать мутной».

1 «Подбери пару».

Цели: развитие у детей умение упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.

2 «Весёлый поход».

Цели: тренирует память и скорость реакции.

Труд

«Талантливые помощники»

Праздник  юных любителей природы.

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для проведения опытов.

Привлечь родителей к изготовлению поделок к  «осеннему празднику».  

Октябрь

«Волшебница вода»

Цели: выявить свойства воды. Вода может быть тёплой , горячей, холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивней цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяются вещества.

Опыты:

1 «Вода прозрачная».

2 «У воды нет вкуса».

3 «У воды нет запаха».

4 «Пар- это тоже вода».

5 «Вода - жидкая, может течь».

6 «Вода бывает тёплой, холодной, горячей».

7 «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».

1 «Наш день».

Цели: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро, день, вечер, ночь».

2 «Соберём бусы».

Цели: формировать умение группировать предметы по трём свойствам (цвету, форме, величине); видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

«Осень в гости к нам пришла»

осенний праздник

 Игра-викторина на тему "Наше здоровье"

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для д\игр, пополнить предметно развивающую среду.

Предложить родителям с детьми подготовить ответы к викторине «Наше здоровье».

Ноябрь

«Воздух- невидимка».

Цели: узнать что, такое воздух; для чего он необходим. Познакомить со свойствами воздуха.

Опыты:

1 «Воздух».

2 «Пузырьки воздуха».

3 «Ветер-это движение воздуха».

4 «Буря».

5 «Волны».

6 «Летающие семена».

7 «Воздух невидим».

8 «Воздух имеет вес».

1 « Украсим платок»

Цели: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

2 «Узнай и запомни».

Цели: учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.

Викторина «Путешествие в страну сказок».

Беседа «День народного единства»"

Привлечь родителей к организации выставки книг со сказками; к изготовлению костюмов сказочных героев.

Привлечь родителей  вместе с детьми сочинить рассказ о явлениях природы, о животных и растениях - на выбор.

 

Декабрь

«Что у нас под ногами».

Цели:

Познакомить детей с разными видами почвы   ( песок, земля, глина, чернозём),её свойствами.

1 «Сыпучий песок».

2 «Как разрушаются горы».

4 «Откуда в снежках грязь?»

5 «Песок- это множество песчинок».

«Наша елка лучше всех»

1 «Картина».

Цели: учить располагать предметы на листе бумаги( вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и их между собой.

3 «Ёжик».

Цели: учить соотносить предметы по величине, выделяя величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой, маленький, больше меньше»,             вводить их в активный словарь детей.

Беседа «Здоровый образ жизни

Выставка творческих работ  «Государственные символы России, Герб, флаг»

Украсим Елку на участке к Новому году (игрушки превращение воды в лед).

Привлечь родителей к оформлению фотовыставки «Здоровье и спорт рядом живёт».

Привлечь родителей к совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива с помощью продуктивной деятельности. Оформление рисунков сделанных в совместной деятельности детей и родителей на тему «Ты моя Россия».

Январь

«Кто в доме - природе живёт».

Цели: познакомить детей с разнообразием живой и не живой природой.

1 «Как маскируются животные».

2Акция «Покормите птиц зимой»

1 «Вчера, сегодня, завтра».

Цели: в игровой форме упражнять в активном развлечении временных понятий «вчера, сегодня, завтра».

Труд

Как ухаживать за растениями в уголке природы.

Развлечение «Зимние забавы»

Привлечь родителей к оформлению папки передвижки  «Комнатные растения»

Февраль

.«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко».

Цели: познакомить детей с солнцем, его значением для людей и природы.

1 «Влияние солнечного света на жизнь на земле».

2Тематическое занятие

«Масленица широкая»

3 «Огород на окне»

1 " У кого хвост длиннее?"

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

Спортивно-музыкальное развлечение «Будем Родине служить»

Развлечение КВН «Зимующие птицы»

Привлечь пап к участию в развлечении посвящённому дню «Защитников Отечества», предложить поделиться опытом в воспитании своих детей.

Привлечь родителей совместно с детьми подготовить вопросы к КВНу про здоровье.

Март

«Металлы».

Цели: познакомить детей с металлами и их свойствами.

5 «Тонет - плавает».

 «Цветочный магазин» Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые

Викторина «Азбука  безопасности»

Привлечь родителей к оформлению папки передвижки  «Азбука безопасности»

Апрель

«Необыкновенный мир магнита».

Цели: — развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

1 «Всё ли притягивает магнит».

2 «Действует ли магнит через другие материалы».

«Праздник Светлой пасхи»

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

НОД

« Путешествие в страну дорожных знаков»

День космонавтики «Космос-это мы»

Изготовление поделок ко дню космонавтики

Предложить провести опыт в домашних условиях с магнитом.

Поделки

«Пасхальные яички»

Май

 Оформление уголка ко Дню Победы

Беседа «мой любимый край»

 «Влияние состава почвы на рост растений».

Развивающая игра « Во саду ли, в огороде.»

Закреплять знания детей о том, что растет в огороде и саду.

Акция «Зеленый сад»

Посадка огорода на участке детского сада.

Наблюдение за цветущими растениями на территории детского сада

Фото дедушек и бабушек (участников В.О.В.)

Поделки ко дню Победы

Привлечь родителей к озеленению территории детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности у детей 4-5 лет в рамках реализации ООПДО

Вид проекта:  образовательный, творческий.Продолжительность:  недельный.Участники:  воспитатели, дети средней группы.Образовательная область: ознакомление с историей, с окружающим; разв...

Формирование проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мини-музея, посвященному творчеству А.С. Пушкина

Представлен проект по формированию проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мини-музея, посвященному творчеству А.С. ПушкинаДанный проект разработан пе...

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сад на окошке"

Тема проекта: «Сад на окошке»Информационно-практико-ориентированный проект, краткосрочный, групповой. Цель проекта: познакомить детей с комнатными растениями, заложить основы экологического воспи...

Проектная деятельность для детей младшей группы (3-4 года) по познавательному развитию. Тема: «Птицы»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию исследовательский проект по познавательному развитию для детей младшей группы по теме "Птицы"....

“Вовлечение в проектную деятельность родителей детей с речевыми нарушениями”

Выступление на семинаре.Тема: “Вовлечение в проектную деятельностьродителей детей с речевыми нарушениями”    Воспитатель Высшей квалификационной категории Филиппова О. М....

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....