Статья на тему "Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин."
статья по развитию речи

Семихова Елена Витальевна

Развитие связной речи является наиболее важной задачей в овладении родным языком ребенка. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная, четко выражена взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В связной речи отражаются все задачи развития речи: овладение грамматической структурой формирование словаря, улучшение фонетической стороны речи. Все достижения ребенка в овладении родным языком проявляются именно в связной речи. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок говорит достаточно хорошо, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строить речевое высказывание в ситуации общения. Связная речь - это значимая, логичная, последовательная, организованная речь. Чтобы связно говорить о чем-то, нужно четко понимать объект рассказа, уметь анализировать. Выделять основные признаки, установить различные связи (причинные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, должны быть в состоянии выбрать наиболее подходящие слова для выражения мысли, уметь строить простые и сложные предложения и соединять их различными способами общения. Ф. А. Сохин считает, что: «В развитии связной речи существует четкая связь между речью и психическим развитием ребенка, развитием его мышления, восприятия и наблюдения». По словам М.М. Алексеевой и Б.И. Яшиной, развитие связной речи происходит постепенно, совместно с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. На первом году жизни, в подготовительном периоде развития речи, в процессе эмоционального общения со взрослым, закладываются основы будущей связной речи. Особое значение имеет развитие связной речи. Развитие словаря, овладение грамматическими формами включены в него как частные моменты. В системе работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста, особую роль играет наглядность. Наглядные средства вырабатывают логику мышления, способность к поиску наиболее точных выразительных средств. Одним из самых распространенных видов наглядности при обучении дошкольников рассказыванию является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представления oб общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Несмотря на то, что картины издавна считались важным средством развития детской речи, на практике недостаточно внимания уделяется повествованию в картинах, особенно по серии сюжетных картин. Использование серии сюжетных картинок способствует развитию способности правильно строить сюжетную линию истории, развивает элементарные знания о композиции связного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных и творческих средств, использование разнообразных связей между смысловыми частями текста и отдельными предложениями при представлении разных вариантов серии и сочетанием речевых упражнений с содержанием сюжетных картин.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Рассказывание по серии сюжетных картин «Девочка и еж» в старшей группе

В этом конспекте я стараюсь расскрыть методику рассказывания по сюжетным картинам. Научить детей составлять самостоятельно рассказ и понимать его содержание, учить рассказывать связно и последовательн...

Доклад на тему: «Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин»

Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

Конспекты занятий по развитию связной речи путем рассказывания по серии сюжетных картин у старших дошкольников

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка является развитие связной речи.Своевре...

Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин

Развитие связной речи, старшие дошкольники, обучение рассказыванию, серии сюжетных картин....

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришёл» по серии сюжетных картин."

Обучать детей  пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.Формировать у детей навык целенаправленного восприятия  серии картин....