Тематическая прогулка: «Осенние краски»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель – закреплять представление об осенних явлениях.
Образовательная задача - продолжать формирование знаний о свойствах воды на примере познавательно-экспериментальной деятельности с осенними дарами: листьями, плодами, шишками.
Развивающая задача – развитие мышления, воображения, мелкой моторики, памяти, познавательного интереса.
Воспитательная задача – воспитывать желание видеть прекрасное в окружающем, доброжелательность, стремление прийти на помощь.
План прогулки:
- Наблюдение. Шишка и ее гидрометрические свойства.
- Подвижная игра с элементами ОВД (прыжки на одной ноге) «Собери шишки в лукошки».
- Познавательно-исследовательская деятельность «Осенние краски». Вид воды – жидкость, свойство - уникальный растворитель.
- Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
- Подвижная игра «Листочки и зонтик».
- Познавательно-исследовательская деятельность «Цветной лед». Вид воды – лед, свойство – сохранность, закрепление.
- Сюжетно-ролевая игра «Лечим кукол витаминным чаем»с элементами познавательно-исследовательской деятельности. Вид воды – пар, свойство – извлечение полезных веществ.
- Индивидуальная работа – закрепление стихотворения «Дождик и зонтик» (Максим И.)
Ход прогулки:
Наблюдение. Рассматривание шишки и изучение ее гидрометрических свойств.
Воспитатель: Ребята, я сегодня вышла не с пустыми руками на улицу. Не могу понять я пойдет дождик или нет? В этом мне поможет мой чудо-зонтик.
(раскрывает, на зонтике повешены шишки)
Как вы думаете, для чего шишки на моем зонтике? (ответы детей)
Для того, чтобы раскрыть тайну зонтика, нужно ответить на три вопроса:
Какое сейчас время года? (осень)
Что нам дарит осень? (листья, семена, урожай) шишка- один из этих подарков.
Назовите осенние приметы? (ответы детей) – одна из примет: часто идет дождь. А дождь – это вода.
Есть замечательный прибор – гидрометр. Он определяет, сколько в воздухе влаги, можно ли ожидать дождь, ведь дождь – это жидкое состояние воды. Но гидрометра у меня нет, а есть замечательные шишки, ведь по шишкам тоже можно определить влажный воздух или нет, ждать ли нам дождя.
Смотрите, у меня в корзинке две шишки. Как различаются они? (у одной чешуйки раскрыты, у другой плотно сжаты)
Потрогайте обе шишки. Различаются ли они на ощупь? (да, одна мокрая, другая сухая)
В мокрую дождливую погоду чешуйки у шишки сжимаются, а в сухую расходятся в стороны. Если мы приклеим стрелочку к одной из чешуек, мы получим замечательный осенний гидрометр!
А мой зонтик – самый настоящий гидрометр. Что сейчас показывает он нам, можно выходить гулять? (Да)
Подвижная игра «Собери шишки в лукошки»
- Ребята, но я и вам хотела приготовить по шишке, но они все исчезли! А что это за котелок? В нем шишки! Еще и хвостик торчит и написано «белка». Так это белки решили собрать себе шишек в лес! Зачем белкам нужны шишки? (ответы детей) Ой, мне кто-то звонит – ребята, это наш повар, она жалуется, что пропал котелок и не в чем варить суп! Что же делать?
Что же поиграем – шишки рассортируем. А играть будем в командах. Делимся на две команды. У водящего в руках ложка. Ведь для белки шишка – еда, а еду нехорошо трогать руками! Ложкой по одной шишке нужно собрать их все в две корзинки. Но добираться до корзинки мы будем прыгая на одной ноге!
Познавательно-исследовательская деятельность «Осенние краски».
Воспитатель: Пока вы собирали белкам шишки, я заметила кисточку. Да не простую, а с нарядным листочком. Какой художник пришел с кистью и разукрасил все нам листья? (осень) Может быть мы найдем следы художника? Смотрите, там на столе что-то находится.
(На столе стоят три колбы с красной, желтой, оранжевой водой. Рядом лежат такого же цвета листья)
- Ребята, да это же настоящие осенние краски: зеленые, красные, желтые! Скажите, а почему у листьев зеленая окраска (от содержания в листьях хлорофилла ). Почему с приходом осени листья начинают желтеть? (С приходом осени становится холодно и становится меньше света, листья перестают вырабатывать хлорофил). Как называется желтый пигмент? (каротиноиды) А красный? (антоцианы).
Для того, чтобы листья отдали свою окраску их чем заливают? (водой)
Вспомните, мы называли три состояния воды - жидкое, твердое и газообразное. Здесь вода в каком состоянии? (в жидком) Где мы можем дома увидеть воду в жидком состоянии? (в кране) А на улице? (дождь)
Осень, как и мы на занятии разводит краски дождем, ведь вода – это универсальный растворитель! Хотелось бы вам создать осенние краски? (да)
Уже готовые краски нужно перелить в баночки для хранения. Для этого нам понадобится воронка. Вода течет и протекает вглубь воронки, а листья остались в стакане.
Перед вами листья красные, желтые и зеленые. Рассортируйте из по стаканчикам, но чтобы они поместились, нужно листья мелко порвать.
Теперь заливаем их водой. Готово! Осталось настоятся.
Вам не терпится тоже порисовать осенними красками? (да)
В этом нам поможет игра «С какого дерева листок»
Д/и «С какого дерева листок»
Как называют листок с березы – березовый
С клена – кленовый
С дуба – дубовый
С липы – липовый
Обратите внимание, что листья липы осенью какого цвета? (зеленые), листья клена? (желтые), а листья дуба? (красные).
Держите такие мягкие ватные листочки и кисточками мы будем наносить на них зеленый, красный и желтый пигмент. Пигменты слабые, прозрачные, ведь осень тоже наступает незаметно.
Для того, чтобы наши листочки подсохли, поиграем с ними в игру «Листопад и зонтик»
Подвижная игра «Листопад и зонтик»
Воспитатель: правила игры таковы. Под мои слова вы осторожно бегаете вокруг меня, как только я скажу какого цвета листочки кружатся – если у вас листочки такого цвета, вы начинаете кружиться. С моими словами: «Дождик!» вы бежите ко мне и прячетесь под мой зонтик, чтобы дождик не смыл краску с листьев.
Познавательно-экспериментальная деятельность «Цветной лед». Вид воды – лед, свойство – сохранность, закрепление.
Воспитатель: Но как же быть? Осень оставила в спешке в нашем дворе и кисточку свою, и краски. Нужно ей их передать. Только они совсем жидкие – растекутся. Как нам быть? (ответы детей)
Как сделать так, чтобы наши краски стали твердыми? (заморозить)
Мы помним, что вода бывает в твердом состоянии и это состояние называется ? (льдом)
Где мы можем увидеть лед дома? (в морозильнике)
Где мы лед осенью можем увидеть в природе? (лужи замерзшие)
Для чего же нам дома нужен лед? (чтобы сохранять продукты)
Вот и мы так сохраним краски.
Возьмем контейнеры. Чтобы осень не перепутала краски, положим на дно листик определенного цвета. Теперь заливаем формочку.
Сюжетно-ролевая игра «Лечим кукол витаминным чаем»с элементами экспериментальной деятельности. Вид воды – пар, свойство – извлечение полезных веществ.
Воспитатель: Но где же нам взять холодильник, чтоб заморозить осенние краски? (Ответы детей) Мы можем отправится в гости к куклам!
(переходят на соседний стол)
Вот и холодильник. Положим сюда краски.
Что-то куклы невесела. Что случилось? Ребята, куклы приболели. Что же делать?
Я превращаюсь во врача, а вы будете кукольными помощниками. Посмотрите, куклы готовились к чаепитию. Тут и калина, тут и мята, и плоды шиповника. А ведь, ребята, это настоящая осенняя аптека. Все эти растения помогают сделать организм крепче и справиться с простудой. Но, как вы думаете, можно просто так это все съесть? (нет) Что же нужно сделать?(заварить целебный чай)
Для того, чтобы заварить чай, нам снова понадобится вода, только в кипящем состоянии, когда на поверхности образуется белый пар. Пар – это тоже вода, но в газообразном состоянии. Где мы можем увидеть пар дома? А в природе? Но именно такое состояние воды способно выпарить все полезные свойства из растений.
Где же взять кипящую воду? Кипяченую горячую воду мы можем взять в термосе – специальный контейнер для жидкостей, в котором сохраняется температура. А в природе пар вы можете увидеть посмотреть в небо на облака, это сгустки пара, осенью кроме облаков и туч часто стоят туманы по утрам – это тоже пар от нагретой земли.
Помогите отчистить ягоды калины от веточек, листья мяты от веточек.
Засыпаем все в красивый чайник, заливаем водой из термоса. Поставим остыть.
Пока остывает чайник, накройте на стол, кукла Катя приглашает нас всех вместе выпить целебного чаю! Как бы вы назвали такой чай? (ответы детей)
Воспитатель: Чай выпили, но пора заглянуть в холодильник. Посмотрите, мы поставили в холодильник контейнер с жидкими осенними красками. Что у нас получилось?(краски замерзли)
Теперь отправим краски по почте осени. Возьмем коробку, положим в нее краски, кисточку, ваши раскрашенные листочки в подарок осени. И отправим эту посылку по туче, прямо к домику осени!
Индивидуальная работа – закрепление стихотворения «Дождик и зонтик» (Максим И.)
А чтобы туча нас не замочила, мы спрячемся под зонтик, а Максим прочитает нам про него стихотворение.
Ребята, чем мы занимались на прогулке?
Как с помощью шишки определить влажная или сухая погода?
Как называется зеленое вещество в листьях?
В каком состоянии бывает вода?
Как получить целебный чай?
Вам было интересно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ", "ЛЕТНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ"; "Мы юные исследователи. Выпуск1 и2"; "Тематические прогулки: осенние "; "Доклад на педчтениях"; "Тематические прогулки: зимние "; "Лучшая образовательная организация ", "ПОЕЗД ЗДОРОВЬЯ"
Методическое пособие имеет обобщающий опыт, накопленный в системе дошкольного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию...
Комплексно-тематическое планирование воспитательно–образовательного процесса с детьми на прогулках (осенний период) старший возраст
Полностью готовое комлексно- тематическое планирование прогулки для старшего возраста на осенний период...
Тематическая прогулка "Осенние листочки" 2 мл.группа
Показать детям многообразие красок золотой осени....
Осенняя тематическая прогулка в старшей группе "Вот она какая - осень!"
Конспект осенней тематической прогулки в старшей группе "Вот она какая - осень!"...
Тематическая прогулка « Осень золотая»
Формировать навык определения времени года по характерным признакамПрививать представление о красоте родной природыВоспитывать любовь к...
Тематическая неделя "Золотые краски осени"
Календарно-тематическое планирование...