Конспект занятия в старшей группе "Осень к нам пришла"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сороченко Антонина Викторовна

Основные методы и приёмы работы, направленные на прямое восприятие старшими дошкольниками окружающего мира.

Цель занятия: Формировать у детей старшей группы интерес и любовь к родной природе

Программное содержание: Закрепить знания детей об осенних явлениях природы, приметах и месяцах осени. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать активный словарь детей прилагательными рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.osen_k_nam_prishla.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе.

Тема: «Осень к нам пришла»

Основные методы и приёмы работы, направленные на прямое восприятие старшими дошкольниками окружающего мира, являются:

  1. Наблюдение. Основная задача — демонстрация сезонных изменений в природе во время прогулок в парке. Важно научить детей замечать и понимать причины происходящих изменений в природе.
  2. Игровая деятельность:

-Дидактические игры с использованием природных объектов (овощи, фрукты, листья, камни, ракушки, каштаны, жёлуди, семена и т. д.). В старшей группе дети сравнивают предметы, узнают растение по отдельным частям, например, по лепесткам и листьям. Чаще всего используются такие дидактические игры:

-«Волшебный мешочек»;

-«Подбери по форме»;

-«Найди похожий предмет»;

-«Собери картинку».

  1. Игры-эксперименты и опыты с природными и рукотворными материалами (песок, почва, металл, стекло, ткань, бумага, пластмасса и т. д.).
  2. Трудовая деятельность. Все новые трудовые приёмы по очистке участка или выращиванию растений воспитатель показывает и детально поясняет, затем для закрепления навыка операцию повторяет кто-то из детей, только потом можно приступить к работе со всей группой. Воспитанники старшей группы с помощью воспитателя способны выполнять такие действия:

-сгребать сухие листья и мусор граблями и переносить его на носилках;

-сеять семена растений;

-рыхлить почву и пропалывать грядки;

-поливать растения;

- собирать созревшие плоды.

  1. Чтение художественных произведений:

-«Насекомые»: К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился».

-«Дикие животные»: Е. Трутнева «Белкина кладовка», В. Степанов «Как живете? Что жуёте?».

-«Здоровье»: С. Прокофьев «Силач», С. Махотин «Завтрак».

-«Безопасное поведение на дорогах»: С. Михалков «Скверная история».

-«Профессии»: Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», Б. Заходер «Строители».

-«Осень»: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

Цель занятия: Формировать у детей старшей группы интерес и любовь к родной природе

Программное содержание: Закрепить знания детей об осенних явлениях природы, приметах и месяцах осени. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать активный словарь детей прилагательными рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.

Ход занятия:

Воспитатель.

— Посмотрите, какая сегодня погода? (Ответы детей.)

— Какое время года наступило?

— Почему вы решили, что пришла осень?

— Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей.)

— Послушайте стихотворение про осень З. Федоровской

«Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем даже дуб зеленый,

Утешает осень; «Не жалейте лета!

Посмотрите - роща золотом одета».

— Что еще, кроме листьев, меняется осенью в природе? (Ответы детей.) Осень бывает разной: грустной и веселой, пасмурной и солнечной.

— Как вы понимаете русскую пословицу «В осеннее ненастье семь погод на дворе»? (Ответы детей.)

— Но осень прекрасна в каждом своем мгновении. Давайте вспомним, какие деревья растут на участке нашего детского сада. (Рябины, березы, тополя, лиственницы, липы.)

А послушайте, какое стихотворение написал поэт И. Бутримов об осеннем явлении природы:

«Опавшие листья шуршат под ногами,

Всю землю, укрыв разноцветным ковром,

И клёнов осенних холодное пламя

Сверкает на солнце прощальным костром.

А ветер всё гонит опавшие листья

И клином печальным летят журавли.

Мне поезд, из лета умчавшийся в осень,

Билетиком желтым помашет вдали».

-Воспитатель.

-Как называется этот золотой дождь? Правильно, это листопад. Листья березы, какие листья? (Березовые.)

Игра «С какого дерева листок»

Листья у березы (березовые)

У клена (кленовые), тополя, рябины, липы,

- Какого они цвета?  (ответы детей)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей)

(сентябрь, октябрь, ноябрь.)

-Какой сейчас месяц?

Игра «Реши ребус» (по первым буквам картинок, дети угадывают название месяца)

- Наступает последний месяц осени — ноябрь. В народе ноябрь называют листогной, полузимник, потому что после него идет зима. О ноябре бытует много пословиц

-Ноябрь — ворота зимы.

-Ноябрь — сумерки года.

- Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

В ноябре довольно темные ночи, ведь снега еще нет.

О приметах погоды тоже есть пословицы.

- Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.

-В ноябре снегу надует — хлеба прибудет.

Ну а теперь я вам предлагаю, оценить свое настроение, которое осталось у вас от нашего занятия, в цветовой гамме осени. Вспомните, какие цвета осень использует в раскрашивании деревьев. Из корзинки выберите листок того цвета, какое у вас настроение. Затем из этих листьев дети собирают осенний букет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Откуда железо пришло?"-конспект занятия для старших дошкольников

На занятии используются слайды с изображением карьера, поэтапная работа добычи и переработки железа. Дети сами экспериментируют с магнитами: проводят процесс очистки концентрата от лишних примес...

Конспект интегрированного занятия в старшем дошкольном возрасте «Откуда пришли нитки», рисование на ткани.

Цель:Развивать любознательность, познавательные интересыЗакрепить знания детей о том, что ткани ткут из ниток, рассказать о том, откуда берутся ниткиАктивизация словаря: лен, хлопок, конопля, тутовый ...

Конспект занятия по физкультуре на улице зимой «Пришла зима-красавица» (старший дошкольный возраст)

Конспект занятия по физкультуре  на улице зимой «Пришла зима-красавица» (старший дошкольный возраст)Цель: охрана и укрепление здоровья детей во все времена годаЗадачи:Создать услов...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Весна пришла, тепло принесла».

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Весна пришла, тепло принесла»....

Конспект занятия в старшей группе "Лето к нам пришло"

Задачи: - развивать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период; - развивать память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли; - во...

Конспект занятия для старшей группы "Весна пришла"

Конспект для проведения открытого занятия по теме "Весна пришла"...

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома, ты от куда к нам пришла

Цель: Приобщение детей к русской народной культуреЗадачи: Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью, историей ее возникновения, ее характерными о...