"Откуда железо пришло?"-конспект занятия для старших дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ковалёва Любовь Михайловна

 На занятии используются слайды с изображением карьера, поэтапная работа добычи и переработки железа. Дети сами экспериментируют с магнитами: проводят процесс очистки концентрата от лишних примесей. Занятие адаптировано к детям дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_zhelezo_prishlo.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Ковалёва Л.М, воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида

 № 29 «Золушка»

Г.Губкин Белгородской области.

Откуда железо пришло?

«От рождения до школы», образовательная область «Познание»,

 раздел «Развитие познавательно-исследовательской

 и продуктивной деятельности», старшая группа

Программное содержание:

-продолжать знакомить детей с предприятием  – ЛГОк

-дать элементарные знания о профессии «машинист мельниц» и о том, как  

  появляется железный концентрат;

-обогащать словарь новыми словами - концентрат, машинист мельниц,    

-прививать интерес к элементарному экспериментированию;

-развивать логическое мышление, внимание;

-закреплять слова - определения.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, слайды с видами карьера, комбината, некоторых цехов предприятия, шкатулка, замочек с «ключами» из картона, пластилина, пластика, металла, кусочек руды, механическая мясорубка, сухарики, магнит, концентрат, песок, вода, ёмкости для смеси, поддоны, предметы из разного материала (деревянные, металлические, пластмассовые, керамические), ширма, разноцветные магниты на каждого ребёнка.

Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей, рассматривание фотографий, буклетов, беседы о профессии родителей, которые работают на комбинате.

Ход мероприятия

Воспитатель обращает внимание на шкатулку, внутри которой  лежит кусочек руды.  Предлагает её открыть: по очереди ключом из картона, пластилина, пластика. Шкатулка не открывается.

Воспитатель: Почему мы не можем открыть замок? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что  нужен железный ключ, потому что он прочный). Открывают шкатулку железным ключом и достают кусочек руды.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за камень? (Ответы детей)

- Это - железная руда, которую добывают люди одной очень важной   профессии:

                                                 Люди профессии этой
                                                Достойны высоких наград,
                                                Дело с металлом имея,
                                                Они за работой "кипят".
                                                     

                                                 Чтобы добыть железо

                                                 Сколько же надо труда!

                                                 Тысячи разных изделий,
                                                 Получит родная страна.

                                                     

Воспитатель: О какой профессии говорится в этом стихотворении?   (Ответы детей).

 Если они затрудняются, воспитатель напоминает об экскурсии в музей,  

 просмотрах фотографий, называют профессию горняка.

                      Внимание детей обращается на экран.

Воспитатель: В музее мы видели макет карьера. А сейчас посмотрите на  экран: вы  видите настоящий карьер, какой он большой! Там добывают

железную руду.  Большие  машины вывозят руду из карьера. Что же дальше делают с рудой?  Их отправляют на мельницу  для измельчения.  

Эти мельницы не останавливают свою работу ни днём, ни ночью. И за  

этим следят машинисты мельниц. У них очень важная и ответственная работа. ( Дети  повторяют  название профессии).

 Воспитатель комментирует слайды с изображением  оборудования комбината.  После просмотра обращает внимание детей на поддон с железным концентратом.

Воспитатель: Как вы думаете, что это за чёрная пудра?

                      Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Ребята, это - железный концентрат. (Дети повторяют это слово).  - А как его получают из  больших камней  - руды, вы сейчас сами  

увидите и поэкспериментируете.   Но сначала мы с вами разомнёмся и выполним   физкультминутку.

Физкультминутка на усмотрение педагога

Воспитатель: А теперь я предлагаю пройти в «цех», где работают машинисты мельниц.

Воспитатель обращает внимание детей на мясорубку. Прокручивая  сухарики    через мясорубку, получается крошка.

Воспитатель: Вы видите, как крупные сухарики перемалываются и становятся мелкими, то же самое происходит с рудой: на мельнице крупные   камни  перемалываются в более мелкие.

Воспитатель:  Как вы думаете, можно такие камешки руды назвать железом? (ответы детей). - Конечно, нет. Чтобы получить чистый концентрат, его надо очистить от ненужных примесей. Для этого используются  магниты.

Детям предлагается поднести  магнит к заранее подготовленной смеси из  концентрата, песка и воды. Отмечают, что ничего не происходит.

Воспитатель: А теперь попробуйте постепенно вылить смесь на магнит. Что происходит?

Дети видят, что на магните остаются частички концентрата, а лишняя  

примесь стекла в поддоны.

Воспитатель: Примерно так происходит процесс очистки железа. Только  для  этого  используют  специальное оборудование.

Воспитатель: Я предлагаю взять магниты и поднести их к предметам, изготовленным  из разных материалов (дерево, стекло, пластмасса,  керамика,  металл   и пр.) – Какие предметы  магнитятся?

Дети делают выводы - магнитятся металлические предметы.

Воспитатель: Пришло время поиграть  в игру «Магнитики». Я называю  разные предметы,  а вы передвигаетесь по группе. Как только я назову предмет, сделанный из железа, вы останавливаетесь и замираете, словно  «примагнитились».

Проводится подвижная игра

Воспитатель: Я предлагаю послушать, как «поют» разные предметы и узнать по  «мелодии»,   какие из них металлические. (За ширмой издаются звуки разных предметов, дети определяют по слуху, какой из них металлический).

Воспитатель: А теперь вы мне называете предметы, которые изготавливаются из металла.

Итог:

Воспитатель: Молодцы! Вам понравилось сегодняшнее занятие? А что именно  понравилось?  (ответы детей)

                       -Вспомним, о какой профессии мы сегодня говорили?

                        (Машинист  мельниц).

                       - Как вы думаете, каким должен быть машинист мельниц? (внимательным, ответственным, добросовестным, смелым,  и пр.)

                       - Что получают из камней руды? (железный концентрат)

                       - А зачем людям нужно железо? (делать разные предметы)

                       - А если бы железа не было? (не было бы самолётов, кораблей,              

                      машин, и многих других предметов).

Рефлексия:

Воспитатель: Сегодня вы узнали о профессии машиниста мельниц и дома можете рассказать своим родителям, откуда железо «пришло». Задаю вам  домашнее задание: нарисовать любые предметы (посуда, техника, игрушки и пр.) где   используется   металл, и составить рассказ по своему рисунку. А я вам  всем дарю по магнитику, чтобы вы смогли самостоятельно поэкспериментировать   с разными  предметами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старших дошкольников по ФЭМП "Порядковые числительные и дни недели"

Цель Формировать элементарные представления о порядковых числительных, днях недели....

Конспект занятия для старших дошкольников по правовому воспитанию из проекта "Права маленького Человека"

Данное занятие направлено на формирование правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Может быть использовано в рамках деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательно...

Конспект занятия для старших дошкольников "Знакомство с профессиями детского сада".

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" для старших дошкольников "Знакомство с профессиями детского сада"...

Конспект занятия со старшими дошкольниками «Вербное воскресенье».

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников»...

План-конспект занятия для старших дошкольников Тема занятия: «Дружба – это чудо!»

Данное занятие разработо для детей старшего дошкольного возраста. С целью развития общения детей со сверстниками и формирования благоприятного психологического климата, дружеских взаимоотношений в дет...

Знакомим с русской народной культурой "Откуда хлеб пришёл", конспект занятия в старшей группе

Программное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; разъяснить, что хлеб - это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу....