Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома, ты от куда к нам пришла
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Казакова Ю.С

 

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре

Задачи:

  1. Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью, историей ее возникновения, ее характерными особенностями (цвет, фон, материал).
  2. Развивать умение отличать хохломскую  роспись от других.
  3. Воспитывать интерес к русской культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zol.hoh_._ty_ot_kuda_k_nam_prishla.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Золотая хохлома, ты от куда к нам пришла»

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре

Задачи:

  1. Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью, историей ее возникновения, ее характерными особенностями (цвет, фон, материал).
  2. Развивать умение отличать хохломскую  роспись от других.
  3. Воспитывать интерес к русской культуре.

Демонстрационный материал: иллюстрации, предметы быта, украшенные хохломской росписью, презентация

Раздаточный материал: листы с образцами узоров, черная гуашь, кисточка, клеенка, баночка с водой (на каждого ребенка)

Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Словарная работа:

Методические приемы: стихи, легенда, беседа, логические вопросы,  пальчиковая гимнастика, фоторяд

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание на красивые вещи и чудесные иллюстрации в группе.
-Посмотрите, как можно назвать одним словом эти предметы
(посуда). 
-Чем еще похожи эти предметы
(сделаны из дерева, одинаково расписаны).
-
Эта красивая, сказочная роспись родилась давным-давно. А вот как она возникла, я вам сейчас расскажу, послушайте небольшую легенду:

Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса.
          Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
          Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
          Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли.

        Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.  
        Остались люди жить в этом селе и продолжать дело мастера, а село они назвали Хохлома.

Жили в этом селе -  люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. Все это отразилось на предметах, которые находятся перед Вами. В хохломских узорах можно увидеть всю природную красоту: и ягоды, и цветы, и травы. Этот узор называют растительным орнаментом.

Основная часть

  Воспитатель: -Но труден путь изготовления хохломских изделий. Для изготовления посуды используют древесину липы.

(показ слайдов)

1. Заготовка. 2. Грунтовка. 3 . Пропитка льняным маслом, сушка.

4. Потом покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в

печи 5. Лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск. Сушка.6. Роспись. 7. Лачение.

- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

-Сегодня мы с Вами тоже будем хохломскими художниками и будем учиться рисовать хохломские узоры.
Хохломские мастера прислали нам вот такие заготовки, которые помогут нам научиться быть истинными мастерами своего дела.(дети садятся за столы).

Начнем мы учиться с самого простого узора –

РЕСНИЧКИ (осочки)

«Я ресничка не простая,

Словно перышко взлетая,

Изогнувши спинку плавно

Я считаюсь чуть не главной».

(показ воспитателем приемов рисования, индивидуальная помощь затрудняющимся детям)

ТРАВИНКИ

«Я травинка просто чудо,

А нажим, он очень нужен,

Сверху вниз, и вот готов,

Кистью плавный переход».

(показ воспитателем приемов рисования, индивидуальная помощь затрудняющимся детям)

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

КАПЕЛЬКИ

«Меня капелькой зовут.

Пишут очень просто.

Кистью плавно примакнут,

Словно бусы в россыпь»

(показ воспитателем приемов рисования, индивидуальная помощь затрудняющимся детям)

УСИКИ и ЗАВИТКИ

(показ воспитателем приемов рисования, индивидуальная помощь затрудняющимся детям)

Воспитатель: -Рисовать хохломские узоры очень сложно, мастера хохломской росписи учатся этому годами.

Очень часто у них не получается и они начинают роспись заново, эта работа требует большого внимания и сосредоточенности. Мы с Вами тоже будем стараться

Заключительная часть

-Что нового вы сегодня узнали?

-Какой узор вам больше понравился?

-От куда появилась хохломская роспись?

-Почему ее называют «хохлома»?

Вы сегодня все большие молодцы, мастерами быть сложно, но мы с вами только учимся, и у нас еще все получится.

(выставка детских работ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"

К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....

Конспект занятия в старшей группе "Золотая рыбка просит помощи"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия в старшей группе " Золотая осень"

Приобщить детям любовь к природе, бережное отношениме к природе....

Конспект зянятия в старшей группе Золотая хохлома

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.Программные задачи: Обучающие:Продолжать знакомить детей с народным искусство...

Конспект занятия в старшей группе "Золотой ключик"

Конспект заняти по физической культуре для старшей группы...

Конспект занятия в средней группе "Золотая хохлома»

Конспект занятия в средней группе  "Золотая хохлома»Цель: Познакомить детей с хохломской роспись.Задачи:Обучающие:- формировать представления об элементах хохломской росписи, изделий х...

Конспект НООД в старшей группе "Золотая хохлома"

Конспект занятия по народно прикладному искуству. Обучение детей хохломской росписи....