Конспект зянятия в старшей группе Золотая хохлома
план-конспект занятия (старшая группа)

Семёнова Валентина Викторовна

ЦельПриобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.

Программные задачи: 

Обучающие:

  • Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей.

  • Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи,  исследовать из  каких материалов сделаны.

  • Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи.

  • Упражнять в рисовании элементов узора «Ягодки»: «брусничка», «смородинка», «рябинка».

  • Учить детей пользоваться «тычком».

Развивающие:

  • Развивать интерес к изучению народных промыслов.

  • Развивать художественный вкус.

Воспитательные:   

  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев.

Интегрируемые образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Планируемый результат: Дети умеют различать предметы Хохломы среди других предметов народного искусства, называют элементы хохломской росписи. Проявляют интерес к изучению народных промыслов.

Словарная работа: Хохлома, золотая хохлома, узорчатая, хохломская роспись, Кудрины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

по рисованию на тему «Золотая Хохолома»

в старшем дошкольном возрасте

Тема занятия: «Золотая хохлома»

Возраст: старший дошкольный возраст

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.

Программные задачи: 

Обучающие:

  • Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей.
  • Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи,  исследовать из  каких материалов сделаны.
  • Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи.
  • Упражнять в рисовании элементов узора «Ягодки»: «брусничка», «смородинка», «рябинка».
  • Учить детей пользоваться «тычком».

Развивающие:

  • Развивать интерес к изучению народных промыслов.
  • Развивать художественный вкус.

Воспитательные:   

  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев.

Интегрируемые образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Планируемый результат: Дети умеют различать предметы Хохломы среди других предметов народного искусства, называют элементы хохломской росписи. Проявляют интерес к изучению народных промыслов.

Словарная работа: Хохлома, золотая хохлома, узорчатая, хохломская роспись, Кудрины.

Предварительная работа: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; чтение стихов, книг, посвященных золотой Хохломы; целевые прогулки в парк для рассматривания травы, листьев, ягод и сравнения их с произведениями хохломских мастеров; упражнения в рисовании элементов узоров хохломской росписи: «травка», «листочки»; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», «Угадай-ка».

Демонстрационный материал: ноутбук (интерактивная доска), презентация «Золотая хохлома», выставка предметов мастеров хохломского промысла; запись произведения  П.И.Чайковского «Камаринская»; таблицы поэтапного изображения основных хохломских узоров «травка», «листочки», «ягодки»; иллюстрации хохломских изделий; элементы узоров для дидактической игры «Угадай-ка».

Раздаточный материал:  полосы  бумаги с уже нарисованными образцами  ягодок, кисти № 1, тычки, гуашь, баночки с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые.

Форма проведения: групповая

Ход занятия

(Группа украшена иллюстрациями хохломской росписи, на столе стоит хохломская посуда)

1. Организационный этап

Воспитатель. Что я вижу! Что за диво!

                          Сколько радости вокруг!

                          Правда, дети, тут красиво?

                          Аж захватывает дух!

- Ребята, мы с вами попали в город мастеров.

- Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана. (Слайд 2)

- Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами из дерева вырезаны да волшебными узорами расписаны.

(Звучит фонограмма русской народной песни «Камаринская»,  дети рассматривают выставку)

2. Основной этап

Воспитатель. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.  Это, конечно же, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.

- Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую».

- А вот какой росписью мастера расписывали предметы, вы узнаете, отгадав загадку:

                         Посуда эта - не простая,

                         А волшебно-расписная.

                         Блюда, ложки и ковши

                         Так прекрасны, хороши!

                         Отвести всем трудно взгляд:

                         Красный, черный, золотой -

                         Росписи фон основной.

                         Дивный красоты узор

                         Завораживает взор.

                         Листья, ягоды, цветы,-

                         Угадали роспись вы?

Дети. Хохломская роспись!

Воспитатель.  Название свое роспись получила от села Хохлома.

Одну посуду использовали каждый день, а расписанную яркими

красками – по праздникам.

- Какие цвета используются в росписи посуды?

Дети. чёрный, красный, жёлтый, зелёный

Воспитатель. Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) - напоминали людям о молодости, силе.

Чёрный цвет - цвет пепелища, земли.

- Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду.

- Какие узоры нарисованы на посуде?

 Дети.  Веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.

Воспитатель. Хохломская роспись представляет собой «растительно-травяной» орнамент, составленный из небольшого числа узоров, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».

- Давайте с вами вспомним, с какими узорами  хохломской росписи мы с вами уже знакомы?

- «Травка» и «Листочки» (показ плаката с элементами Слайд 3)

- а из каких основных элементов  состоит узор «Травка»?

Дети.  Осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики

Воспитатель. а что вы знаете об узоре «Листочки»?

Дети.  Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистники.

Дети.  Как вы думаете, почему они так называются? (Они состоят из трех лепестков).

Воспитатель. А вы, ребята, хотите   создавать такие красивые узоры?

Дети. Да.

Воспитатель. Но для этого надо немного поупражняться в их рисовании. 

Перед тем, как приступить к работе, давайте с вами немного разомнемся.

Физкультминутка

Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо - дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым узором - этот узор называется «ягодки». 

- Давай внимательно посмотрим на иллюстрации хохломских изделий (Слайд 4)

 - Какие ягодки присутствуют в хохломской росписи?

Дети: Это: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка. Все ягодки изображаются стилизованно, то есть упрощенно, в одной плоскости. Для придания объема изображения каждой ягодки используют точки и дуги.

Воспитатель. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды «оживляют» желтым цветом.

- Сегодня мы с вами научимся рисовать элементы узора «Ягодки» хохломской росписи:  «Брусничка», «Смородинка», «Рябинка» (Слайд 5)

- Посмотрите внимательно, какой формы, цвета брусничка, смородинка и рябинка?

- Правильно, они круглые и красного цвета. Ребята, чтобы наши брусничка, смородинка и рябинка были ровные, круглые, аккуратные, мы их будем рисовать тычком -  вот такой трубочкой  туго скрученной из бумаги (Показ воспитателя тычка). Тычек надо держать строго вертикально, чтобы все ягодки получились кругленькие и красивые.

- Начнем наши упражнения с рисования бруснички, самой простой из ягодок.

- У каждого из вас  есть полосы  бумаги с уже нарисованными образцами  ягодок, вам надо продолжить рисунок, нарисовав ягодки до конца полосы (Слайд6)

- Брусничку начинаем рисовать с серединки.

- Молодцы, замечательные получились ягодки.

- А теперь приступим к рисованию смородинки.

Воспитатель. Ребята, вспомните, на каком уже знакомом вам элементе надо рисовать смородинку и рябинку? (осочка).

- Сначала мы рисуем осочку –  тоненькую веточку кончиком кисти черной краской, а затем печаткой рисуем  ягодки, располагаем их как на образце.

- Ну а теперь рябинка: сначала рисуем несколько  веточек кончиком кисти черной краской, а затем сами ягодки печаткой.

- Ягодки манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках.

- Молодцы, у всех получились красивые смородинки и рябинки.

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать (Слайд 7, 8, 9)

Проводится дидактическая игра «Угадай-ка! »

Ну вот наши ягодки подсохли, давайте «оживим» ягодки желтым цветом, дорисуем кончиком кисти точечки и наши ягодки сразу оживятся.

3. Заключительный этап

А теперь давайте послушаем стихотворение о хохломе и полюбуемся, какие у нас получились замечательные узоры.

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь. 

Отголоски лета 

В зелени травы.

Рощи, перелески, 

Шелковые всплески 

Солнечно – медовой 

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню 

Просится сама, 

И нигде на свете 

Нет таких соцветий! 

Всех чудес чудесней 

Наша Хохлома!          (П. Синявский) .

Воспитатель задает вопросы детям:

С каким узором Хохломской росписи вы познакомились?

-  Какие вы знаете элементы узора «Ягодки» ?

- Что больше всего понравилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома роспись хохломских досок».

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.Задачи: Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству. Вос...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»

Знакомство детей с росписью на изделиях Хохломы, учатся выелять элементы узора Хохломы....

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома, ты от куда к нам пришла

Цель: Приобщение детей к русской народной культуреЗадачи: Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью, историей ее возникновения, ее характерными о...

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома» Цель:  продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.Задачи:  расширить и углубить знания ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома роспись хохломских досок».

Конспект  занятия по  изобразительной  деятельности в старшей группе«Золотая хохлома роспись хохломских досок». Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - ...

Конспект НООД в старшей группе "Золотая хохлома"

Конспект занятия по народно прикладному искуству. Обучение детей хохломской росписи....