Проект «Лаборатория воды!»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Захарова Ирина Игоревна

 

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_kapelki.docx365.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ

«Детский сад №15»

Проект

«Лаборатория воды!»

https://storage.googleapis.com/multi-static-content/previews/artage-io-thumb-21fbee5881fea84a6ae5d94a97b96ad9.png

                                                                             

                                                                               Воспитатели: Захарова И.И.

                                                                                                          Кирильчик А.Ю.

                                                                                                      Носонова Е.С.

                                                                                                     

г. Зима

2018

Актуальность

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Цель: Расширение знаний  и формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу.

Задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Расширять знания детей о круговороте воды в природе, болезни водоемов. Развивать представление о значении воды в жизни человека и всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к воде.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой.

Срок реализации: 13.11.2017-17.11.2017

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Участники: дети, родители, воспитатели

Формы взаимодействия:

с детьми:

- Поисково-исследовательская деятельность;

- Опытно-экспериментальная деятельность;

- Продуктивная деятельность;

- Игровая деятельность.

с родителями:

- Презентация на сайте ДОУ;

- Буклет.

с педагогами:

- Презентация на сайте ДОУ;

- Отчет по проекту.

План реализации проекта

I Подготовительный этап:

  • Формирование цели и задач проекта;
  • Изучение и подбор методической и художественной литературы;
  • Составление плана деятельности;
  • Подбор и изготовление пособий для работы с детьми;

II Разработка проекта:

  • Оформление экспериментального уголка в группе;
  • Подбор необходимого дидактического материала, с учетом

возрастных особенностей детей;

  • Разработка конспектов занятий, бесед;
  • Организация совместной деятельности воспитателя и детей;
  • Разработка рекомендаций для родителей.

III Заключительный (обобщающий) этап

  • Фотовыставка « Красота воды»

Содержание мероприятий:

1. Коммуникативная деятельность:

- Чтение рассказов Н. А. Рыжова «Жила-была река»«Как люди речку обидели», сказки Н. Васильковой «О чем мечтает ручеек». Загадки и стихотворения о воде;

- Беседа  «Что мы знаем о воде?», «Вода – это жизнь», «Кому нужна вода», «Как мы бережем воду дома».

2. Игровая деятельность:

- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется»

- Дидактическая игра «Кто живет в воде», «Кому нужна вода»

3. Музыкальная деятельность:

- Прослушивание музыкальных композиций «Звуки природы: дождь, ручей, водопад».

- Логоритмика «Капельки»

 

4. Трудовая деятельность: «Уход за цветами».

 

5. Экспериментальная деятельность:

Опыты с водой: «Свойства воды»        , «Превращение снега в воду», «Превращение воды в лёд», «Окрашивание воды», «Рисунки на снегу», «Окрашивание листьев салата», «Цветные льдинки», «Тонет – не тонет», «Кораблики», «Разноцветные мыльные пузыри».

6. Изобразительная деятельность:

- Рисование «Портрет воды» (рисование мыльными пузырями); 

- Аппликация «Подводное царство»;

- Издание книжки –малышки «Капелька»

7. Познавательная деятельность:

- Рассматривание иллюстраций «Где можно встретить воду в природе»;

- Просмотр мультфильмов: Лунтик «Круговорот»,  Фиксики «Аквариум», Аркадий Паровозов «Почему опасно пить не кипяченную воду», Пин код «Энцелад: вода и жизнь»; Чебурашка и Крокодил Гена «Труба природу отравляет».

8. Выпуск листовок «22 – марта: Всемирный день водных ресурсов»

9. Выпуск и распространение памяток  с детьми «Водосбережение».

10. Выпуск и распространение буклетов с детьми «Берегите воду!».

11. Фотовыставка «Красота воды».

Приложение

Рассказ Н.А. Рыжовой «Жила была река»

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: «Какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье!» Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины - электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем от сюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов ... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали друг друга узнавать. Впрочем, это было не важно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Рассказ Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели»

«Жила–была Голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходи люди.
- посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, а, купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много – много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Он очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости».

Сказка Н. Васильковой «О чем мечтает ручеек»

В красивой солнечной долине бежал маленький-маленький ручеек Славик. Он мечтал когда-нибудь стать настоящей речкой и впадать в море. Но пока он был всего лишь ручейком и не мог убежать далеко.

Славик решил отправиться на поиски моря, но для этого ему не хватало водички. И вот однажды на пути ему встретилась Лужица.

– Куда ты торопишься, Славик? – спросила она.

– Я хочу к морю, – ответил Славик. – А ты не хотела бы увидеть море?

– Конечно, хотела бы, но я такая маленькая, что, как только пригреет солнышко, я высохну.

– Знаешь, что, – сказал Славик, – давай отправимся вместе. Сейчас я подвинусь к тебе поближе, а ты вливайся в меня. Вместе мы, может быть, доберемся!

Так они и сделали.

На пути им встретилось еще несколько лужиц. Все они тоже хотели увидеть море и с удовольствием присоединялись к Славику.

Как-то раз пошел сильный Дождь. Славик попросил его:

– Милый Дождик! Я – ручеек Славик. Моя самая заветная мечта – увидеть море и стать большой речкой! Помоги мне, пожалуйста! Останься со мной подольше, и тогда твои Дождинки тоже смогут увидеть море.

Дождик согласился помочь Славику и еще долгое время не уходил за гору, как собирался.

Славик торопился изо всех сил. Однажды на пути ему встретился Пеликан. Он сильно хромал, потому что повредил лапку, наступив на острый камешек.

– Ручеек! Можно я возьму у тебя воды? Я так устал и хочу пить, что не смогу дойти до ближайшего озера.

Дождинки и Лужица стали кричать:

– Мы очень спешим к морю, и нам некогда. К тому же нам было очень трудно собрать воду, а ты ее выпьешь!

Но Славику стало жалко больного Пеликана, и он сказал:

– Как вам не стыдно! Пей на здоровье, Пеликан.

Пеликан напился и поблагодарил ручеек.

Ручеек побежал дальше. И тут он заметил неподалеку еще один маленький ручеек.

– Как тебя зовут? – спросил Славик.

– Светик!

– Я спешу к морю. Хочешь со мной? – поинтересовался Славик.

– Конечно, хочу!

И они отправились к морю вместе.

Вдруг они заметили маленькую Мышку. Она лежала на земле и тихонько вздыхала.

– Что с тобой случилось, Мышка? – спросил Славик.

– Я заболела, и мне очень хочется пить! Но здесь нет ни капельки воды вокруг!

Капельки и Светик проворчали:

– Нельзя быть таким расточительным, так мы никогда к морю не доберемся!

Но Славик их не послушал и дал Мышке напиться вдоволь.

Дни сменяли ночи, а моря так и не было видно. По пути друзья встретили Большую Лужицу, которая тоже захотела к морю.

А солнце все палило. Вдруг Славик увидел неподалеку Муравьишку. Тот бежал прямо к Славику:

– Ручеек, ручеек! Дай мне, пожалуйста, водички! Мои маленькие детки просят пить, а весь лес пересох!

Опять вмешались Капельки и Лужицы:

– Не дадим мы тебе воды! У нас и так мало осталось!

Муравьишка заплакал, а Славик сказал друзьям:

– Неужели вы думаете, что чья-то мечта стоит жизни малышей? Какие же вы злые. Вы как хотите, а я обязательно дам водички этому маленькому Муравьишке!

Так Славик и сделал.

И вот до конца пути осталось совсем немного. Друзьям не хватало только чуть-чуть воды, чтобы влиться в море. Вдруг откуда ни возьмись, появился Пеликан.

– Привет, Славик! Я принес тебе воды – я знаю, она тебе нужна.

И он вылил из своего большого клюва воду. Ручеек сразу побежал быстрее. Но воды все равно не хватало. Друзья старались изо всех сил, но ничто не помогало.

Тут появилась Мышка. Она несла в лапках большой лист лопуха, полный капелек дождя.

– Ты помог мне, Славик, а теперь и я тебе помогу! На́ водичку! – И Мышка вылила все капельки в ручей.

Славик уже почти добрался до моря, но на его пути оказался камень. Он был небольшой, но Славику не хватало сил, чтобы через него перебраться.

– Ну вот, теперь мы никогда не сможем стать морем… – расстроился Славик.

Друзья загоревали. Лужица даже сказала:

– Ну что ж, придется возвращаться домой!

И вдруг все увидели Муравьишку, который бежал к Славику. На тоненькой травинке, которую он бережно тащил за собой, сверкала крохотная росинка.

– Спасибо тебе, Славик! Ты спас моих деток. Теперь я помогу тебе, чем смогу! – Он опустил травинку в ручеек, и росинка скатилась в воду.

Славик напрягся, вздыбился и перепрыгнул камень, со всего размаху влившись в море. Сбылась его мечта – теперь он стал настоящей Большой Речкой!

Загадки и стихотворения о воде

               ***

Лейку, леечку возьмём

и воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

«Я по воде могу ходить!»  

Я по воде могу ходить!

Хотите, я вам покажу?

И даже ног не замочить.

Сейчас легко вам докажу.

Там, за углом залит каток

Я по нему сейчас пройду,

Не замочив своих я ног.

По скользкому иду я льду.

Вы скажете, что я схитрил?

Но лед - замерзшая вода.

Прошел - и ног не замочил.

Сказал я правду, как всегда.

                          С. Олегова

                ***

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без …  (Воды).

Физминутка

Плавают рыбешки в нашей речке чистой,

Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!

Рыбки-рыбешки все хороши:

Самки, самцы, и мальки!

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Цель: закрепить представление о круговороте воды в природе.

Материалы и оборудование: бумажные короны для детей с рисунками капелек, одна корона - с изображением Солнца, и одна с изображением мамы-Тучи.

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать:

«Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, мама-тучка без вас соскучилась».

Дидактическая игра «Кому нужна вода?»

Цель:

־ Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира.

־ Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц.

־ Развивать логическое мышление, память и внимание.

־ Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

Материал:

- Игровые поля 20х25 (5 штук), разделённые на квадраты. В центре игрового поля имеется изображение, вокруг которого размещено 8 пустых квадратов. Изображения: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?».

- Карточки размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений.

Ход игры:

В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей.

Ведущий раздаёт участникам игры игровые поля – карточки размером 20х25, на которых изображено: «Кто живёт в воде?»; «Кто живёт у воды?»; «Кто пьёт воду?»; «Что поливают водой?»; «Что растёт в воде?». Карточки, размером 6х6 см., с изображением животных, насекомых, людей, птиц, растений находятся у ведущего. Ведущий перемешивает их, и, вынимая по одной, показывает детям, уточняя вопросы: «Кто это? Кому нужна эта карточка? Играющий называет, что изображено на карточке, и почему он выбрал её». (Например, «Это кошка. Она пьёт воду»). Если ответ правильный ведущий отдаёт карточку играющему, и он выкладывает картинку на своём игровом поле.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не подберут карточки к игровым полям. Выигрывает тот, кто первый заполнит своё игровое поле карточками.

Дидактическая игра «Кто живёт в воде»

Цель: Закреплять знания детей о жителях водной среды обитания.

Дидактический материал: Карточки с изображением «Животный мир» и карточка «Место обитания: Вода»

Методика проведения:  Воспитатель показывает карточку «Животный мир». Ребёнок должен определить среду обитания и поместить карточку на «Место обитания: Вода».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."

Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...

«Лаборатория воды»

1.    Формировать системный способ мышления, развивать воображение, умение делать выводы.2.    Выполнять элементарные опыты.3.    Воспитывать интерес и стр...

Конспект НОД в старшей группе "Лаборатория воды"

Проект "Лаборатория воды" знакомящий детей со свойствами воды, её важностью в природе....

Лаборатория воды

Экперементы с водой с целью закрепления свойсв воды....

Лаборатория воды.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности  (экспериментирование) в старшей группе....

Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.Тип исследования: опыты Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.Программные задачи:Познакомить дете...

презентация "Лаборатория воды. Плотность воды"

Данная презентация предназначена для воспитателей дет.садов для проведения НОД по теме "Свойства воды. Плотность". в презентации представлены схемы опытов по изучению плотности воды и соотве...