Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Поткина Татьяна Александровна

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.

Тип исследования: опыты

 

Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.

Программные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
  • Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx 23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»

Воспитатель: Поткина Т.А.

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.

Тип исследования: опыты

Оборудование и материалы:

карточки-капельки с загадками; схемы: «Свойств воды»; иллюстрации по теме «Вода». Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые прозрачные стаканчики с водой, салфетки, клеенки, сахар, соль, кусок земли, мука, ракушки и камешки.

Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.

Программные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
  • Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Первая часть(информационно-познавательная)

Педагог. Предлагаю, собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему нашего исследования. (Воспитатель загадывает загадку)

- Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу (вода)

В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

 Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки с изображением дождя, снежинки, снег, сосулька, иней, роса, облака, тучи, лед,  вывешиваются на мольберт)

- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

      Дети проходят в туалетную комнату открывают  кран и  наблюдают  за льющейся водой и наполняют ею стаканы. Смотрят  сквозь стаканы и приходят к выводу, что  сквозь стакан видно почти так же, как будто его и нет.  Рассказывает о свойствах воды: она   не имеет формы, прозрачна.

        И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого нам надо отправиться в лабораторию.

Кто желает проверить, что вода прозрачна,  то вам нужно пройти за стол под № 1.

Кто желает проверить, что воду можно окрашивать  в любой цвет, то вам нужно пройти за стол под № 2.

Кто желает проверить, что вода является растворителем, то вам нужно пройти за стол под № 3. (Дети распределяются по подгруппам за пронумерованные столы).

Стол № 1

         Целью эксперимента является проверка  утверждения о том, «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная».

Дети кладут  в стаканы с водой какие-нибудь предметы (Ракушки и камешки)  и вновь оценивают прозрачность воды: через слой воды хорошо видно, что лежит в стакане потому, что она прозрачная.

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

Педагог  в свой стакан добавляет муку и размешивает. Спрашивает у детей о том, что изменилось: виден ли предмет в стакане или нет и  почему?  

Стол №2

Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.

Предлагается детям  добавить в стакан немного краски. Вода окрашивается, но  не очень интенсивно. Предлагает добавить еще краски и помогает установить зависимость:  чем больше краски добавляется, тем насыщенней становится цвет воды в стакане. Помогает детям  сделать вывод о том, что воду можно окрашивать  в любой цвет.

 

Стол №3

Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, сахар, поваренная соль и крупы. Все это стоит у вас на столе.

Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.

Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.

-Что можно сказать о воде по итогам этого опыта.  

(Ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

Педагог: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

- Отдохнули, ребята?

Опыт . Способность воды отражать предметы.

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Рефлексия.

Педагог: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях. А сейчас кому понравилось занятие выберите веселый смайлик и прикрепите его на доску, ну а кому не понравилось, выберите грустный смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ» ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ»ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....

Познавательно-исследовательский творческий проект в средней группе "Солнышко" "Вода нужна всему живому"

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческийПродолжительность: средней длительности (два месяца)Актуальность темы: в любое время года детей интересует, что происходит с водой в природе, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Волшебная вода»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Волшебная вода». ОО "Позннание, экспериментирование"...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе: «Волшебная вода»

Образовательная область - познавательное развитие, физическое развитие.Цель: Формирование представлений у детей в среднем дошкольном возрасте о свойствах воды.Задачи:1.Продолжать формировать пред...

Конспект НОД (познавательной деятельности в средней группе) «Волшебница вода»

Непосредственно образовательная деятельностьПознавательное развитие, средняя группа Тема: «Волшебница вода» Цель: закрепление знания детей о некоторых свойствах воды, обратить вн...