Интегрированное занятие по экологии в старшей группе "Жалобная книга природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Аничина Наталья Викторовна

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx23.47 КБ
Office presentation icon zhalobnaya_kniga_prirody.ppt3 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по экологии

 в старшей группе

 «Жалобная книга природы»

 Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;

формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Оборудование: ИКТ, мнемотаблицы, карточки- живая -неживая природа, магнитная доска, кусочек мела, муляжи( камни) с цифрами, картинки с изображениями  животных, таз с водой, воронки,стаканчики,ватные диски, , грамзапись шума ручья, голосов птиц, фоновая музыка.

Ход занятия

- Ребята!  Сегодня на занятие к нам пришли  гости. Давайте поприветствуем их!

Зазеленеет даже пень ,

Когда мы скажем  ( все вместе): «Добрый день!

- Молодцы, а теперь присаживайтесь на стульчики.

-Ребята,хотите узнать о чем сегодня наше занятие?

- Тогда отгадайте загадку!

 Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг………( СЛАЙД 1)

В. – Правильно,Молодцы! сегодня мы с вами поговорим о природе. Ребята, а как вы думаете, что такое природа?

Дети – Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.

В: Какая бывает природа?

Д; Природа бывает  живая и не живая.(2)

В;Давайте вспомним что такое живая и не живая природа.(мнемотаблица) (3)

В; Молодцы !(повторяю признаки живой и неживой природы) Все живые существа дышат,
питаются, растут, передвигаются, размножаются

В: - А сейчас мы с вами поиграем. Д\и «Живая и неживая природа».

     -Нам нужно разделиться на две команды!

  - Одна команда у кого эмблема с цифрой 1  подходит к столу справа от доски.

    -Другая команда у кого эмблема с цифрой 2 подходит к столу слева от доски.

В. – Посмотрите внимательно,  на столах лежат картинки с изображением живой и неживой природы. Вам нужно разместите их на доске. Команда под номером 1 выбирает картинки с объектами живой природы и располагает их на доске справа,  а команда  под номером 2 слева картинки с обьектами неживой природы.

( после выполнения проверяем правильность выполнения и дети садятся на стулья)

В. – А теперь мы с вами проведем небольшой эксперимент. Посмотрите, что  вы видите у меня в руках?.

Дети - Мел.

В. – Как вы думаете, сможем ли мы разломить его на кусочки. Попробуйте. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?

Дети – Мел остался мелом, только его кусочки стали меньше.

В. – А что будет с бабочкой, жучком, птицей, цветком, если мы его разделим на части?

Дети – Они погибнут.

В. – Значит, как надо относиться к природе?

Дети -  Бережно, осторожно, внимательно.

В – Нельзя рвать цветы, топтать траву,

         Нельзя обрывать с деревьев листву.

В лесу ходить лишь по тропинке,

         Не мять зеленую былинку,

         Животных надо охранять,

         И гнезда птиц не разорять.

В:Утром мне по электронной почте пришло необычное письмо. Посмотрите на экран.

(слайд)Сейчас я вам его прочитаю.

«Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!

К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения в природе и не понимают их важность.Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и другие зверята в лесу. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!

С Уважением Жалобная книга природы!

 В:-Люди часто ведут себя неправильно в природе и  наносят ей вред.

 И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в лес и помочь навести там порядок?

Но прежде чем отправляться туда, нужно вспомнить правила поведения в природе. Ребята, что нельзя делать на природе?

 ( слайд )

Д:-1.Слушать громко музыку.

      2.Бросать мусор.

      3.Топтать и рвать цветы.

  5. Ловить жуков и бабочек.

       6.Разводить огонь.

       7.Разорять муравейники.

        9.Не разорять птичьи гнѐзда.

       10.Не трогать детѐнышей.

       11.Не ломать ветки на деревьях.

 В: Молодцы, вы всѐ знаете. Теперь мы готовы отправиться в лес!

 Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмѐмся за руки, закроем глаза и дружно скажем: Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.

(слайд 3) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТИНКА ЛЕСА.

В: Посмотрите,ребята,мы свами в лесу.

 В: Ребята давайте вспомним, кому ещѐ была нужна наша помощь?

(слайд 4) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ

-Ребята кто это?

– Что можно сказать про муравьишек? Какие они?

Д.: - Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.

В.: - Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьѐв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей .Как называется дом у муравьѐв? (Д: Муравейник) А из чего он сделан? И где находится?

(Д:Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев)

В.: - Дети, какую пользу приносят муравьи? (ответы детей)

В.: - Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.

(слай5)

–Ой, беда, беда, беда

Пропала муравьиная нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Ребята, давайте муравьям поможем,

Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и «Тропинка».

Дети, вам надо не только восстановить 2 тропинки, а камешки на одной тропинке расположить по порядку от 1 до 10 , а на другой в обратном порядке  от 10 до 1. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь?

На каждом камешке  вы найдете цифры от 1 до 10.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

 ( сначала разбирают камни команда под номером 1 , а затем под номером 2  ).

В. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их домик.

 В. – Давайте посмотрим, о чем же еще поведает нам еще Жалобная книга природы!

( Слайд 6) – Шум и гам в лесу стоит,

               В норках весь лесной народ сидит

               Почему их  обижают,

                И в лесу спокойно жить мешают?

В. -Ребята, в лесу появился злой волшебник, он вредит лесу и его обитателям.

Вот послушайте какое послание  нам оставил злой гном- волшебник Противняк.

- Кто сегодня в лес придет,
Никого здесь не найдет.
Я с утра пораньше встал,
Всех зверей заколдовал.
Очень надо постараться,
Чтобы в этом разобраться.

Игра «Заколдованные картинки»

В:
Воспитатель показывает детям картинки  животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка туловища у зверей прикрыты)

Дети угадывают и называют “заколдованных” животных по ушам

В:  Ребята вы наверно устали .Давайте чуть –чуть отдохнем!

Физкультминутка.

Утром дети в лес пошли, (шаг на месте)

По дороге гриб нашли, (наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три – (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три! (руки вперед, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу)

Дети в садик опоздали, (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть)

В. – Молодцы, ребята. Отдохнули! Теперь можем узнать кто же еще обратился к нам с просьбой, открываем следующую страницу.

  ( слайд 7)

- В :А вот и речка, а в ней и рыбки о которых говорилось в письме. 

- Посмотрите какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?

Д: Вода в реке грязная.

В: А как она такой стала? Посмотрите, что это?

Д: Это завод и свалка.

В: Правильно. Одна труба берѐт на завод чистую воду, а другая сливает в неѐ грязную. Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют еѐ. Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.

Д: Перерабатывать отходы.

В: Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.

Опытно-экспериментальная деятельность.

В.: Да ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию. Захватим с собой воду из речки

В.: Скажите, что нужно сделать прежде чем мы пройдем в мини- лабораторию? (ответы детей) Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов. (необходимо: не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).

Эксперимент«Очистка воды»:

Опыт проводится за «круглым столом».

В.: Приглашаю всех поделиться на пары и подойти к столу. Как нам очистить вот эту воду?

В.: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – диск. А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.

В.: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие и маленькие кусочки грязи). А вода стала чище? (ответы детей: да). Значить ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.

Посмотрите наши рыбки немного повеселели (слайд 5)

Воспитатель: Посмотрите ребята, а у нам опять по электронной почте пришло письмо.

( слайд 9)          

«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я назначаю вас юными защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч!

Матушка Природа»

Воспитатель: Ребята, ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь к братьям нашим меньшим, правда?

А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие? Посмотрите,   у меня на доске карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего занятия.

Работа с карточками (ответы детей): -мне грустно оттого, что люди оставляют в лесу после отдыха мусор. -я удивился, тому что мы смогли очистить воду и помочь рыбкам. -мне радостно оттого что мы помогли муравьям восстановить их тропу и т. д

Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас.

В. – Посмотрите, как рада книга, что закончились жалобы в лесу. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, ребята. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения в природе и не понимают их важность. Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и другие зверята в лесу. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших! С Уважением Жалобная книга природы!

Слайд 8

Ой беда! Беда! Пропала муравьиная нора. На муравейник кто-то Наступил,потом камнями Завалил.

Слайд 12

Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я назначаю вас юными защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экологии в старшей группе «Жалобная книга природы»

Интегрированное занятие в старшей группе с привлечением родителей....

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...

Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Друзья природы»

Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Друзья природы»...

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе на тему «Поможем Матушке природе»

Воспитатель встречает детей словами:-Тише, детки не шумите, Нашу сказку не спугните.Здесь бывают чудеса… Сказка спряталась пока!Не грустите, улыбнитесь, Сказка дарит нам сюрприз!...

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Жалобная книга природы»

МБОУ Видновская СОШ № 2, Зелёные аллеи 15 Ленинский городской округ  КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Подготовила: Кичигина А.В. г...

План-конспект интегрированного занятия по экологии В старшей группе на тему «Поможем Матушке природе».

Формировать экологически культурное поведение детей.Ответственность за сохранение природы.Сформировывать нормы правильного поведения в природе.Развивать потребность в общении с природой....