Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Михайловна Шафрыгина

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;

формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_20.04.17g.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по экологии

 в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с»

(тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.)

 «Жалобная книга природы»

 Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;

формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Оборудование: книга "Жалобная книга природы", карточки _живая -неживая природа, доска, кусочки мела, макет муравейника, камни с цифрами, картинки с изображениями ушей животных, макет ручейка, таз с водой, мусорные пакеты, макет гнезда и игрушки птенцов, шапочки животных, знаки с правилами поведения в лесу, аудизапись шума ручья.

Ход занятия

Входит Хранительница природы.

-  Здравствуйте ребята, я – Хранительница природы!.

Х.п. –Ребята, а как вы думаете, что такое природа?

Дети– Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.

Х.п. – Посмотрите внимательно на картинку с изображением живой и неживой природы, у вас на столе лежит конверт с картинками живой и неживой природы, разделитесь на две группы, одна группа выбирает картинки с объектами живой природы, другая -неживой.

Д\и «Живая и неживая природа».

Х.п. – А теперь мы с вами проведем небольшой эксперимент. Посмотрите на стол. Что вы видите?

Дети - Мел.

Х.п. – Как вы думаете, сможем ли мы разломить его на кусочки. Попробуйте. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?

Дети – Мел остался мелом, только его кусочки стали меньше.

Х.п. – А что будет с бабочкой, жучком, птицей, цветком, если мы его разделим на части?

Дети – Они погибнут.

Х.п. – Значит, как надо относиться к природе?

Дети -  Бережно, осторожно, внимательно.

Х.п. – Нельзя рвать цветы, топтать траву,

            Нельзя обрывать с деревьев листву.

            В лесу ходить лишь по тропинке,

            Не мять зеленую былинку,

            Животных надо охранять,

            Да гнезда птиц не разорять.

 Х.п.-    Много жалоб накопилось

             У природы на людей.

            Воды речек замутились

            Пересох в лесу ручей.

            Стали чахнуть липы, клены

            На обочинах дорог.

            Скоро свои птичьи трели

            Соловей нам не споет.

Х.п. – (подходит к книге). Ребята, что это такое? Кто из вас читать умеет?

Дети – Жалобная книга природы.

Х.п. – Правильно. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к вам, потому что кто-то из лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?

Дети – Помочь природе.

Х.п. – Боюсь, что мне одной не справиться.  Где же мне найти помощников? Кто мне может помочь? А вы, могли бы мне помочь?

 – Ой, как я рада, спасибо! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь. Я вижу, что вы настоящие друзья природы.

 – А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою просьбу. (Дети открывают первую страницу, там изображение муравья).

Книга – Ой, беда, беда, беда

               Пропала муравьиная  нора,

               На муравейник кто-то наступил,

               Потом камнями завалил!

Х.п. – Ребята, давайте муравьям поможем,

           Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и  «Тропинка». (от 1 до 10 и наоборот)

Х.п. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их домик.

   Х.п.. – О чем же еще поведает нам книга жалоб?

Книга. – Шум и гам в лесу стоит,

                 В норках весь лесной народ сидит.

                 Почему их  обижают,

                 И в лесу спокойно жить мешают?

Заколдованные картинки.

Х.п. Ребята, в лесу появился злой волшебник, он вредит лесу и его обитателям.

Злой волшебник Противняк

 Заявил сегодня так:

 - Кто сегодня в лес придет,

 Никого здесь не найдет.

 Я с утра пораньше встал,

 Всех зверей заколдовал.

 Очень надо постараться,

 Чтобы в этом разобраться.

 Воспитатель показывает детям картинки с изображением ушей животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка).

Дети угадывают и называют “заколдованных” животных по ушам

Включается аудизапись – шум ручейка

Х.п. -Ребята, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет ручеек. (Изображение лесного ручейка)Посмотрите и послушайте внимательно, что с ним случилось?

          Люди на природе отдыхали,

          Веселились, загорали.

          И не думая, бросали

          И обертки от конфет,

          И разорванный пакет,

          И коробочки от сока,

          От банана кожуру,

          От орехов скорлупу.

Здесь были туристы, которые не умеют себя правильно  вести в природе. Они разбросали мусор, бросили в ручей корягу, которая мешает течению ручья, на воде появились масляные пятна. Как вы думаете, откуда на воде масляные пятна? (консервная банка).  Что нужно сделать, чтобы помочь ручейку? Очистить воду от масляной пленки. Чем мы можем очистить воду?(ответы детей). Здесь разбросано много бумаги, давайте попробуем ей убрать масло с воды. Как вы думаете, какая бумага будет лучше впитывать масло? Давайте попробуем. Салфетками получается гораздо лучше. Посмотрите поверхность воды стала гораздо чище, нам осталось освободить течение ручейку и убрать мусор на его берегу. (Дети сортируют мусор по пакетам).

Х.п.: Ребята, а что может произойти с мусором, если его не убрать?

Дети: Он, будет скапливаться! Разрушать природу! Может загореться на солнце!

(Следующая страница - изображение пожара в лесу)

Х.п.:- Ребята, вы чувствуете запах? Где-то в лесу начался пожар. Давайте поможем лесным жителем потушить пожар! У нас есть ведерки, берем их и бежим до бассейна , затем возвращаемся назад. Приготовились, начали!

Х.п. -Молодцы! А что произошло с деревом? !

Дети: У него не стало листьев из-за огня!

Х.п.: Давайте ему поможем? Вы согласны?

Дети: Да!

Х.п.: Посмотрите у меня есть зеленая бумага и клей, нужно сделать очень много  листиков и приклеить их (дети выполняют коллективно задание)

Посмотрите наше дерево снова  зазеленело! Как красиво стало в лесу!

Х.п. – Вы такие молодцы! Я хочу, чтобы мы все вместе отдохнули и послушали голоса птиц! (Тишина). Вы кого-нибудь слышите? Что же случилось? Почему не слышно птичьего пения? Как вы думаете? Может нам поможет разобраться в этом жалобная книга? Давайте откроем следующую страницу.(Изображение птицы)

Книга. –

             Надо птиц в лесу любить,

             И не надо их ловить.

             Птичьих гнезд не разорять,

             В руки птенчиков не брать!

(Дети подходят к макету дерева, на нём гнездо, под деревом сидит птенец)

Х.п -Ребята, посмотрите, здесь птенцы выпали из гнезда Надо помочь птицам вернуть птенцов в гнездо. Но, помните, что руками их трогать нельзя! Что будем делать?

Д\И «Посади птенчика в гнездо».

Х.п. – Молодцы, ребята! Помогли птице вернуть своего птенчика в домик.

Физкультминутка.

Утром дети в лес пошли, (шаг на месте)

По дороге гриб нашли, (наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три – (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три! (руки вперед, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу)

Дети в садик опоздали, (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть)

Х.п. –Молодцы, ребята ! Отдохнули , продолжаем дальше. Кто же еще обратился к нам с просьбой, открывайте следующую страницу.(Изображение животных)

Книга. –

Помощи просят лесные жители, их обижает Мальчик Миша.

(дети одевают шапочки животных)

Сценка «Как зверюшки лес спасали»

Х.п.: Лесные зверюшки, скорее сюда!

Звери: (заяц, ёж, лиса, медведь) Что там случилось?

Х.п.: Случилась беда!

         В лес пришёл мальчишка,

         Злой разбойник Мишка!

         Он деревья обижает,

         Птичьи гнёзда разрушает!

Звери:

Надо Мишку испугать,

 С Мишкой в «Эхо» поиграть!

 Нужно проучить мальчишку,  злого хулигана Мишку!

 Х.п.: Слышу: он идёт сюда!

 Прячьтесь, звери. Кто куда!

(выходит Мишка, шумит)

Мишка:

Я люблю в лесу гулять,

 Всех пугать и всё ломать!

 Я цветы срываю,

 Гнёзда разрушаю!

 Вот я смелый какой!

Звери (вторят, словно, эхо): Ой-ой-ой!!!

Мишка: Кто там прячется в кустах?

Звери: Тах! Тах! Тах!

Мишка: На меня наводит страх…

Звери: Ах-ах-ах!

Мишка: Мне не страшно! Я не трус!

Звери: Трус! Трус! Трус!

Мишка: И тебя я не боюсь.

Звери: Юсь! Юсь! Юсь!

Мишка:

Ой-ей-ей! Ай-яй-яй!  Мама, мама, выручай!  Я больше не буду  цветочки срывать!

 Я больше не буду  лес  обижать! (убегает)

Х.п. -Ребята, вот и убежал наш мальчик Миша. Я думаю он теперь не будет в лесу безобразничать. Как вы думаете, кто следит за порядком в лесу, помогает животным?

 Дети- Лесник

Х.п.- Давайте поможем леснику и установим в лесу знаки, которые помогут людям вести себя правильно в лесу (Рассматривание и обсуждение знаков. Почему нельзя так поступать, к каким последствиям могут привести разжигание костра, разбрасывание мусора, что станет с детенышами диких животных, если их забрать домой )

(Дети расставляют знаки)

Х.п. – Знают все взрослые, знают все дети

           Что вместе с нами живут на планете

           Птицы и звери, леса, много рек,

           И доверяют тебе человек.

           Ты – самый умный, а значит в ответе

           За все живое, что есть на планете.

Рефлексия:

Х.п. – Посмотрите, как рада книга, что закончились жалобы в лесу.

Что вы сегодня делали? кому помогали?

Наведен порядок и все это благодаря вашему труду и участию, ребята.

Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.

Давайте ещё раз вспомним , какие правила поведения в природе вы знаете?

Х.п. – В благодарность, за вашу помощь природе я хочу вам подарить на память значки (друг природы).

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экологии в старшей группе «Жалобная книга природы»

Интегрированное занятие в старшей группе с привлечением родителей....

Конспект интегрированого занятия по экологии "Жалобная книга природы" с использованием квест - технологии

quot;Жалобная книга природы" (Конспект интегрированного занятия по экологии) Вид НОД: интегрированная (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей &quo...

Конспект интегрированного занятия по экологии Тема: «Жалобная книга природы».

Конспект интегрированного занятия по экологии Тема: «Жалобная книга природы».  Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС), работа с детьми строиться на основе интегра...

Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной к школе группе "Жалобная книга природы".

Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека....

Мордвинцева Н.Ю. "Интегрированное занятие по экологии "Жалобная книга природы"

Интегрированное занятие по экологии «Жалобная книга природы»  Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природ...

Интегрированное занятие с использованием ИКТ, опытной деятельности, ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: « Мы друзья природы»

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель:Закрепить и обобщить представления о Кр...

Интегрированное занятие по экологии «Жалобная книга природы» в старшей группе

Интегрированное занятие по экологии «Жалобная книга природы» в старшей группе...