Игры экологического характера
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Деменкова Ирина Владимировна

Игры экологического характера

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol_igry.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Игры экологического характера

        «Четвёртый лишний» (тема недели: Мой мир)

Возраст:  подготовительная группа

Дидактическая задача: закрепить умения детей классифицировать.

Игровая задача: помочь Незнайке классифицировать насекомых 

Игровое правило: не выкрикивать, говорить громко и четко, не перебивать

Игровой материал: карточки с изображением насекомых и животных.

Игровые действия: Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка и просит у нас помощи. Он совсем забыл насекомых и не может классифировать их. Поможем Незнайке, чтобы он запомнил?  Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;
  2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
  3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
  6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
  7. таракан, муха, пчела, майский жук;
  8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
  9. лягушка, комар, жук, бабочка;
  10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

«Кто где живёт» (тема недели: Обустроим нашу группу (оформление содержания игрового уголка, центра детского творчества))

Дидактическая задача: развивать интерес к природе.

Игровая задача: научиться правильно определять жильё животного 

Игровое правило: не выкрикивать, говорить громко и четко, не перебивать 

Игровой материал: карточки с изображением животных, с изображением мест обитания различных животных.

Игровые действия: ребята, у меня есть картинки с изображением животных, а у вас – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Я буду показывать вам картинку с с изображением животного, а вы должны определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав мне карточку

«Летает, плавает, бегает» (тема недели: Мой мир)

Дидактическая задача: закрепить знания детей о животных и об их передвижении.

Игровая задача: научиться правильно определять передвижения животных

Игровое правило: не выкрикивать, не перебивать, не толкаться

Игровые действия: я буду показывать или называть вам объект живой природы. А вы должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

"С чем нельзя в лес ходить?" (тема недели: Весна)

Дидактическая задача: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Игровая задача: учиться обосновывать свой выбор 

Игровое правило: не кричать, говорить громко и четко

Игровой материал: предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда

Игровые действия: ребята, у вас на столах лежат предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

   

«Аптека Айболита" (тема недели: Здравствуй, лето!)

Дидактическая задача: продолжать формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях. 

Игровая задача: отгадать лекарственное растение и рассказать о нем 

Игровое правило: не кричать, говорить громко и четко

Игровой материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (зверобой, подорожник, крапива, шиповник, ромашка и др.).

Игровые действия: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют "Зеленым доктором".

Аналогичные игры можно проводить на такие темы как:  "Грибы", Съедобные-несъедобные грибы", "Ягоды", "Цветы луговые" и др.  

Выбери нужное» (тема недели: Мой мир)

Дидактическая задача: развивать умение обобщать, выделять предметы сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровая задача: научиться правильно обобщать и выделять предметы сходные по свойствам

Игровое правило: не выкрикивать, не перебивать

Игровой материал: картинки с изображением листьев, овощей, фруктов, насекомых.

Игровые действия: У вас на столе   рассыпаны предметные картинки. Я буду называть какое-либо свойство или признак, а вы должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

«Угадай, что съел» (тема недели: Осень. Осеннее настроение)

Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов

Игровая задача: угадать, что съел и найти такой же фрукт на столе

Игровое правило: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.

Игровой материал: Подобрать фрукты и овощи, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для сравнения и контроля.

Игровые действия: Приготовив овощи и фрукты (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе».

После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: "Как во рту стало?" (Сладко, кисло, горько).

"Найди дерево по описанию" (тема недели: Мой мир)

Дидактическая задача: Найти предмет по описанию.

Игровая задача: найти дерево по рассказу воспитателя

Игровое правило: Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.

Игровые действия Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация). Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.

«Кто где живет?» (тема недели: Мой мир)

Дидактическая задача: закрепить знания детей о жилищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей).

Игровая задача: правильно найти жилище животного

Игровое правило: не выкрикивать, отвечать громко и четко

Игровой материал: планшет, на котором с одной стороны изображены раз личные животные, а с другой — их жилища, например: берлога, нора, улей, скворечник, гнездо. В конверте с обратной стороны планшета находятся стрелки-указатели по количеству животных. Вместо стрелок можно нарисовать лабиринты из разноцветных линий.

Игровые действия: В игре принимают участие двое и более детей. Они поочередно на ходят предлагаемое животное и стрелкой или с помощью лабиринта определяют его жилище. При правильном выполнении игровых действий ребенок получает фишку. Если ответ неправильный — ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, у кого к концу игры соберется большее количество фишек.

«Что изменилось»  

Дидактическая задача: закрепить знаний детей находить предметы по сходству

Игровая задача: найти похожее по описанию воспитателя

Игровое правило: Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Игровой материал: одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.

Игровые действия: воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в группе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкоьников,через дидактическую игру экологического характера".

Этим пособием я пользовалась в логопедической старше, подготовительной группе . Данная подбарка игр очень хорошо помогает в работе с детьми нуждающимся в логопедической помощи....

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

Картотека дидактических игр экологического характера

Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания о природе, а также дают возможность детям оперировать самими предметами природы (се...

Игры экологического характера

Игры экологического характера...

Картотека игр экологического характера для детей дошкольного возраста

Игры экологического характера способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного обращения с окружающим миром в целом....

Сюжетно –ролевые игры с экологическим характером .

Сюжетно -ролевые экологические игры учат сотрудничеству , помогают осознать свою роль в принятии решений ,находить выход из различных экологических ситуаций....