"Путешествие в осень"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Щёголева Елена Олеговна

"Путешествие в осень"

цель:Развитие у детей познавательного интереса,формирование целостной картины мира в осенний период.

Начинается путешествие с разминки.Дети вспоминают времена года,месяцы.Синичка приносит детям письмо,в котором лето не хочет уходить,а осень просит помощи.Дети помогают осени вступить в свои права.Они преодолевают препятствия-выкладывают картинки полевых цветов,отгадывают загадки,путешествуют по осеннему лесу,ведут разговор о перелетных и зимующих птицах.Рассказывают как животные готовятся к зиме.

В конце путешествия воспитатель читает стихотворение и угощает детей дарами осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в Осень»

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира в осенний период.

 Воспитательные задачи: Воспитание навыков сотрудничества в игре. Формирование положительного эмоционального отношения к красоте осенней природы.

Развивающие задачи: Развитие мелкой моторики при собирании картинки. Развитие устойчивого внимания, логического мышления, памяти. Формирование навыков сотрудничества, и самостоятельности.

Образовательные задачи: Продолжение знакомства детей с характерными признаками осени. Систематизация дополнительных знаний детей о осенних изменениях в природе. Развитие в детях умения видеть простейшие причинно-следственные связи между осенними природными явлениями Поддержания стремлений детей высказывать свои суждения, делать выводы.

Наглядные средства обучения, раздаточный материал: ноутбук, презентация, картинки с изображением улетающих птиц, картинки с изображением сбора урожая, обручи, модель осени (солнышко, закрытое тучкой, разноцветные листья, лежащими ковром, птицы, дождик).

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, наблюдение, беседа.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.

Ход занятия 

Воспитатель: Ребята, сегодня чудесный день, давайте подарим, друг другу хорошее настроение, улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Давайте проведём не большую разминку  с мячом.

Какие времена года вы знаете?

Дети: Есть времена года: весна, зима, лето, осень.

Воспитатель: Какое время года идёт сейчас? Дети: Сейчас идёт время года Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

 Дети: Осенние месяцы, это сентябрь, октябрь, ноябрь.

 Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто поет за окном?

Дети: За окном поёт синичка.

Воспитатель: Правильно, синичка.

В небесах такая синь-синь-синь-

Насмотреться невозможно.

За окном синички тинь-тинь- тинь

Не спугни их осторожно.

А когда наступят холода,

И закружат злые вьюги,

Покорми синичек. Мы всегда

Позаботимся о друге.

Синичка нам письмо принесла. «Детям группы «Лучики». Давайте его вместе откроем и прочтем. На конверте есть надпись — «Сказка». Дети с воспитателем садятся на стулья и читают письмо.

Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца — Зима, три месяца — Весна, три месяца — Лето и три месяца — Осень. Но однажды Лето решило, что оно самое главное время года! Хорошо полежать на песочке, покупаться в речке, поесть клубничку с куста и не захотела уступить место Осени. Загрустили от жары лесные жители пора деток в большую жизнь отправлять –решил вожак стаи гусей. Птицы собрались и решили сами перелет сделать. Люди устали от жары, хочется холодного дождика, и шуршания листьев под ногами. Забеспокоились Осень и Зима. А Лето сказало: «Не бывать зиме и осени, подумаешь, дождик и опавшие листья, птицы хотят улетать и пусть улетают. Но тут налетел холодный ветер и скрылось солнышко.» Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван.

Как вы думаете дети, что случилось? Почему появились признаки осени?

Дети Земля не стоит на месте, а вращается, солнце светит уже в другую части света. Воспитатель берет глобус и показывает детям, как происходит вращение земли

Дети: Где ярко светит солнце, там и жара и   лето.

Воспитатель: Ребята, а, что же делать, как помочь Осени?

  Чтобы помочь Осени нам нужно отправиться в мир Осени и преодолеть все преграды, которые нам ставит лето. (цветочная полянка)

Воспитатель: Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире лета вы окажитесь! Представьте себя на летней цветочной полянке. Дети подходят к ковру, где в трёх обручах лежат разрезные картинки летние цветы.

Воспитатель: Посмотрите ребята, на лесной полянке растут травы луговые, а в них цветы. Сейчас вы соберете картинки и узнаете, как они называются Дети собирают разрезные картинки с изображением полевых цветов.

 Воспитатель: загадывает загадки про полевые цветы

Мы несли грибы в корзинке

И еще цветочек синий.

Этот синенький цветочек

Назывался(василёчек)  

Эй звоночки синий цвет

С язычком, а звону нет(колокольчик)

На травинке солнце бьётся

С ветерком на небо рвется.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи(ромашки)

Воспитатель: Посмотрите ребята. Деревья и кусты по-своему приготовились к приходу осени! А как они приготовились?

 Дети: Солнышко меньше светит, на улице стало холодно, деревья и кустарники, окрасились в разноцветные наряды.

Воспитатель: а все ли деревья меняют свой внешний вид с приходом осени?

 Дети: Ель и сосна не меняют свой внешний вид, они зимой и летом одним цветом.

Воспитатель: А, как называются эти деревья?

Дети: Это хвойные деревья. У них на веточках вместо листочков растут иголки.

 Воспитатель: Над цветочками не летают пчелы, не жужжат осы и жуки. Куда попрятались насекомые?

Дети: с приходом осени насекомые прячутся в траве, а некоторые под корой деревьев.

Воспитатель: Осенняя разминка

 Собирайся, детвора! Лес зовёт: «Гулять пора!» (Дети хлопают в ладоши) Будем по лесу гулять, (Маршируют на месте.)

 Свежим воздухом дышать.

 На носочках по тропинке.

 Друг за другом мы пойдём. (Идут друг за другом на носочках, держа руки на поясе.)

Ручейки мы перепрыгнем, (Делают несколько прыжков с продвижением вперёд.)

 Ну, а лужи обойдём. (Идут, высоко поднимая колени и держа руки за спиной.)

 Встали ёлки на пути,

Нам их надо обойти.

 Воспитатель: а сейчас мы с вами прогуляемся по осеннему лесу и посмотрим, как птицы готовятся к зиме. Ребята, посмотрите, на столах лежат какие-то карточки с изображением птиц, но они смешаны, чтобы понять, кто живёт в лесу, давайте разберём их. Дети раскладывают карточки птиц на перелётные и зимующие. (Звучат голоса птиц)

 Дети: в лесу живут птицы. С приходом осени они улетают в теплые края, весной прилетают и радуют нас своим пением.

Воспитатель: Авы знаете, какие птицы прилетают из теплых краев?

Дети: К нам из тёплых краёв прилетают: ласточки, дикие гуси, дикие утки, скворцы, лебеди, аисты и цапли. И называются они перелётными. Воспитатель: а какие птицы в наших краях остаются зимовать?

 Дети: в наших краях остаются зимовать — вороны, синицы, воробьи, снегири, голуби, дятлы. И называются они зимующими.

 Воспитатель: а почему птиц называют перелетными?

 

Воспитатель: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной? (Птицы строят гнёзда)

 Дети: Весной птицы первым делом строят гнезда.

Воспитатель: А из чего птицы строят гнезда?

 Дети: Птицы строят гнёзда из веточек, соломы, мха, коры, земли, глины. Воспитатель: Ребята, давайте пойдем по лесной тропинке дальше.

 Дети, посмотрите, никого не видите вокруг?

Дети звери готовятся к зиме-заготавливают себе корм в норы, а некоторые такие как заяц, белка меняют шубки с летней на зимнюю.  Зимой ежи, медведи и барсуки зимой спят.

Воспитатель: Мы узнали, какие изменения осенью происходят в природе. Давайте смоделируем модель осени. Дети моделируют модель осени (приклеивают солнышко, выглядывает из-за тучки, разноцветные листья на деревьях и кустарниках,).

 Воспитатель читает стихотворение и угощает детей яблоками, подарком осени.

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой

Осень кормит урожаем

 Птиц зверей и нас тобой.

 И в садах, и в огороде

И в лесу, и у воды

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идет уборка

Собирают люди хлеб

Тащит мышка, зерна в норку

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья

Запасают пчелы мёд.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет

Уродился урожай

-Собирай дары природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...