Проект «Я в гармонии с природой»
проект по окружающему миру

Олейник Яна Григорьевна

Актуальность:

 «Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_v_garmonii_s_prirodoy.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Я в гармонии с природой»

Проблема:

Человек сильный, умный, изобретательный – царь и властелин природы? Но при этом призванный ни с чем, не считаясь, покорять ее и подчинять своим нуждам. Человек - часть Природы, или царь Природы? Почему человек не может обойтись без природы?

Актуальность:

 «Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.

 Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

 Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. Как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.

Наш город Надым, в котором мы живем, называют городом Счастья. Зимы у нас длинные, а лето короткое, но от этого здесь не менее интересно. Природа Ямала - сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая прелесть и красота.

Однако наши дети из-за климатических условий ограничены в общении с объектами природы. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизвестное и неопознанное.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Поисково-познавательная работа с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими подпроектами:

1. Что такое природа? (Живая – многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.; Неживая природа – вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.);

2. Человек в природе (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов и т.д.);

3. Взаимосвязь человека с природой;

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.

При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Это определило тему моего проекта: «Взаимосвязь человека и природы».

Цель проекта: Формирование у дошкольников осознанно – гармоничной взаимосвязи человека с живой и неживой природой на Земле.

Задачи проекта:

1. Оздоровительные задачи:

  • Охранять и укреплять здоровье детей;
  • Учить детей правильно взаимодействовать с природой;
  • Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

2. Образовательные задачи:

  • Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях;
  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
  • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

3. Воспитательные задачи:

  • Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города;
  • Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними;
  • Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный – вторая младшая группа

II этап – Исследовательский – средняя группа

III этап – Заключительный – подготовительная группа

Участники проекта:

  • Дети
  • Педагоги
  • Родители

Тип проекта:

  • По доминирующему методу: практико – ориентированный;
  • По характеру содержанию: ребенок  + семья + природа;
  • По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
  • По количеству участников: фронтальный, групповой;
  • По продолжительности: долгосрочный.

В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста экологического мировоззрения необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности;
  • Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы;
  • Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям;
  • Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение;
  • Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей;
  • Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат;
  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.

Перечень форм и методов реализации проекта:

  • Экологические, поисково-познавательные мероприятия;
  • Наблюдения и экологические экскурсии;
  • Экологические сказки;
  • Познавательно – экологическое чтение;
  • Конкурсы и викторины, экологический КВН;
  • Природоохранные акции.

Продуктивная деятельность:

  • Лаборатория «Опыты для дошколят» (опыты и эксперименты);
  • Календарь природы;
  • Коллекционирование;
  • Экологические выставки и экспозиции;
  • Инсценировки и театрализации;
  • Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;
  • Эколого-познавательные праздники и развлечения.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  • Сформированность положительной мотивации на природу (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия);
  • Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту (через восприятие отрицательной человеческой деятельности);
  • Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей (через практическую общественную деятельность);
  • Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью;
  • Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов:

  • Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ;
  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников;
  • Личностный и профессиональный рост;
  • Самореализация.

Для родителей:

  • Повышение уровня экологического сознания;
  • Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

Модель реализации проекта

Направление

работы

Содержание деятельности

Месяц,

неделя

1. Работа с детьми

2.Сотрудничество с родителями

3.Сотрудничество

с Музеями

4. Методическое сопровождение

5. Ресурсное обеспечение проекта

1. Игры – мероприятия, беседы с детьми познавательного характера.        

2. Диагностика уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.        

3. Посещение детьми центра экологии и экспериментирования.        

4. Цикл наблюдений за живой и неживой природой.        

5. Проведение опытов и экспериментов в лаборатории «Опыты для дошколят».        

6. Чтение художественной и познавательной литературы.        

7. Продуктивная деятельность детей.        

8. Инсценировки и театрализации на экологическую тематику.        

9. Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.        

10.  Проведение «Уроков доброты».        

11. Эколого – познавательные праздники и развлечения.        

1. Участие в природоохранных акциях (уборка территории ДОУ, Посади дерево).

2. Совместная работа детей и родителей «Осенние фантазии».        

3. Участие в конкурсе «Осенняя сказка» (поделки из овощей).         

4. Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе.        

5. Изготовление атрибутов для экспериментирования.        

6. Участие в конкурсе «Народные рецепты от гриппа».        

7. Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки).        

8. Конкурс на лучшую поделку из бросового материала «Обыкновенное чудо».        

9. Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу.        

10. Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике).        

11. Участие в викторинах и конкурсах, экологических КВН.        

12. Участие в фотовыставках, фоторепортажах («Наше дерево», «Моё любимое животное», «Где я путешествовал, отдыхал» и т.д.).

13. Беседы из рубрики «Всё обо всём».

14. Родительское собрание.        

1. Планирование экологической работы на год.        

2. Организация выездных мероприятий в Эколого-Методический центр Дом Природы, Музей Истории и Археологии, Музейно-выставочный центр г. Надыма.  

3.Проведение тематических, познавательных игр - мероприятий (Край девочки Саване», «Животный мир Ямала», «Растительный мир Ямала» и т.д.).

4. Организация просмотра тематических видеофильмов, слад фильмов («Флора и фауна Ямала и т.п.).        

1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимных моментов.        

2. Картотека дидактических игр по экологии.        

3. Картотека опытов, экспериментов.

        

4. Подборка наблюдений в природе.

        

5. Цикл наблюдений за животными и растительным миром для детей дошкольного возраста.        

6. Подборка художественной литературы по экологии.        

7. Подборка литературы познавательного характера, энциклопедий.        

8. Конспекты эколого-познавательных мероприятий, бесед.        

9. Сценарии досугов и развлечений эколого-познавательного характера.

10. Консультационный материал для педагогов.        

11. Консультационный материал для родителей.        

  1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
  2. Центр экологии и экспериментирования в ДОУ (в группе).
  3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты мероприятий, сценарии развлечений и т.д.).
  4. Библиотечка юного эколога.

  1. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
  2. Картотека опытов и экспериментов «Опыты для дошколят».
  3. Сотрудничество с музеями

в течение уч. года

2 раза в год (октябрь, апрель)

в течение уч. года

в течение уч. года

в течение уч. года

1-2 раза в неделю

в течение уч. года

в течение уч. года

в течение уч. года

2-3 раза в год

в течение уч. года

сентябрь,

май

сентябрь

сентябрь

в течение уч. года

в течение уч. года

декабрь, январь

в течении реализации проекта

март -апрель

май, декабрь, октябрь

в течение уч. года

в течение уч. года

в течение уч. года

в течение уч. года

2 раз в год

сентябрь-октябрь

в течение уч. года

2016-2018г.

2016-2018г.

в течении реализации проекта

в течение уч. года

в течение уч. года

в течение уч. года

в течение уч. года

в течение уч. года

в течение уч. года

март-апрель

май

в течении реализации проекта

в течении реализации проекта

в течение уч. года

в течение уч. года

в течение уч. года

в течение уч. года

в течение уч. года

в течение уч. года

в течение уч. года

ПРИЛОЖЕНИЕ

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

«КАК СОХРАНИТЬ ВОЗДУХ ЧИСТЫМ?»

  • Берегите растения, ведь они – зеленые легкие планеты! Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают загрязненный воздух от пыли и копоти.
  • Помогайте взрослым сажать цветы, кустарники и деревья.
  • Не ломайте ветки, не вытаптывайте траву, не рвите цветы.
  • Не бросайте в костер куски резины или пластмассы. При их горении выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.
  • На автомобилях нужно устанавливать фильтры, чтобы очищать отработанные газы.
  • На фабриках и заводах должны работать специальные установки по очистке воздуха.

«КАК СОХРАНИТЬ ВОДУ ЧИСТОЙ?»

  • Не загрязняете воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.
  • Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.
  • Оберегайте открытые колодцы. Не бросайте в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
  • Не оставляйте открытыми водопроводные краны, а если кран не исправен, то попросите взрослых его починить.
  • Не расходуй воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!

«КАК СБЕРЕЧЬ ПОЧВУ?»

  • Необходимо сажать растения. Корнями они скрепляют почву, не дают ветрам выдувать, а воде размывать ее, увеличивают слой перегноя.
  • Нужно оберегать животных, обитающих в почве, - они увеличивают ее плодородность.
  •  В парках, скверах и садах нельзя сжигать опавшие листья. Перегнивая под действием микробов, они возвращают в почву минеральные соли, необходимые растениям.
  • Нельзя распахивать почву на очень больших пространствах, так как тогда образуются пыльные бури, почва смывается, и появляются глубокие овраги.
  • Нельзя вырубать леса – из-за этого мелеют реки и почва высыхает.
  •  На полях нужно сеять разные растения, чтобы почва не истощалась.

 

«КАК ПОМОЧЬ НАШИМ ЗЕЛЕНЫМ ДРУЗЬЯМ?»

  • Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям.
  • Запомните правило: нужно стараться ходить только по тропинкам!
  • Не рвите полевые цветы, не собирайте их букеты. Можно составлять только из садовых цветов.
  • Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.
  • Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников (например: божьих коровок). Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.
  • Не разоряйте муравейники.
  • Оберегайте птиц, не заглядывайте в их гнезда, не трогайте яички. Весной и в начале лета не берите в лес собаку, не шумите в лесу – ведь там подрастают птенцы. Птицы – друзья растений, они спасают растения от насекомых-вредителей.
  • Перед тем как собирать в лесу лекарственные растения, узнайте, нет ли среди них растений, которые занесены в Красную книгу.
  • Берегите редкие виды лекарственные растений, например, ландыш майский, который зацветает на 28-30-й год жизни, валериану, первоцвет и многие другие.
  • Посадите одно или несколько деревьев, учитесь ухаживать за комнатными и садовыми растениями.
  • Помните! Растения – живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.  

«КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ЛЕСУ, ЧТОБЫ НЕ ПРИЧИНИТЬ ВРЕДА ЕГО ОБИТАТЕЛЯМ?»

  • Старайтесь не шуметь, чтобы не побеспокоить зверей и их детенышей.
  • Если вы нашли нору крота, барсука или другого животного, не подходите к ней близко, не пугайте лесных обитателей.
  • Нельзя разводить в лесу костры, ломать ветки деревьев, кусты, вытаптывать траву, собирать букеты цветов.
  • После привала нужно убирать за собой весь мусор, не оставляя его в лесу. Лес – это дом многих животных. Относитесь к чужому дому уважительно.

«КАК ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ?»

  • Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.
  • Не прибивайте кормушку к стволу дерева.
  • Сметайте с кормушки снег.
  • Не кладите в кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки не соленого сала.

«КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ?»

  • Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.
  • Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
  • Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть
  • Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.
  • Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
  • Подкармливайте птиц зимой.
  • В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.
  • Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.

«КАК СОХРАНИТЬ САМЫХ ДРЕВНИХ ОБИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ?»

  • Не нужно рвать полевые цветы – будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар и пыльца нужна для питания.
  • Берегите зеленый наряд Земли: травы, кустарники, деревья, и вы поможете насекомым, которые живут среди растений.
  • Не разоряйте муравейники, так как  муравьи уничтожают вредных насекомых. Муравьи – санитары лесов и садов, оберегайте их.
  • Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь ловил вас? Значит и вам не следует ловить мотыльков, бабочек, стрекоз и других насекомых.

«КАК СОХРАНИТЬ ЖИВЫЕ ЦВЕТОЧКИ В ПРИРОДЕ?»

  • Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты, иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые.
  • Берегите деревья. Не вытаптывайте траву возле них, не ломайте ветки. Они кормят и поят лесных обитателей.
  • Собирая в лесу ягоды, грибы всегда помните о лесных обитателях, которые ими питаются. Оставляйте часть даров животным.
  • Березовый сок можно брать только у взрослых деревьев. Отверстие должно быть не большим, и после того, как взяли сок, его нужно аккуратно замазать, иначе береза может засохнуть.
  • Не обижайте животных, они помогают сохранить зеленый наряд планеты.
  • Не сбивайте ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные, например, лоси.
  • Собирайте ягоды аккуратно, берегите ягодники. Вытоптанный ягодник сможет восстановиться и начать плодоносить только через 2-3 года.  

 

«КАК СОХРАНИТЬ СВЯЗИ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ?»

  • Берегите реки, ручьи, родники от загрязнения, чистая вода необходима всем живым существам.
  • Не ловите насекомых, они опыляют растения и помогают им распространяться.
  • Растения сохраняют влагу, не дают рекам и озерам пересыхать, скрепляют корнями почву, повышают ее плодородность.
  • Не обижайте подземных жителей: дождевых червей, насекомых. Ведь они помогают почве получать влагу и «дышать» воздухом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« В гармонии с природой»

Областной Конкурс исследовательских работ и творческих проектов...

Формирование у младших дошкольников нового экологического мышления, умения жить в гармонии с природой.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...

Творческий отчет воспитателя Милюковой Ольги Михайловны В гармонии с природой"

Конспект занятия в старшей группе "Живая планета"Программное содержание: Уточнить представления детей о Солнечной системе, об уникальности Земли (на ней есть жизнь; имеются все условия: вода, во...

Паспорт педагогического проекта по экологическому воспитанию "В гармонии с природой"

Паспорт педагогического проекта по экологическому воспитанию "В гармонии с природой"...

Социально значимый проект экологической направленности "Детство в гармонии с природой"

В настоящее время большое значение отводиться развитию технического прогресса. С развитием информационных технологий, система «ребенок - компьютер» вышла на первое место. С малых лет дети ...

Экологический проект «В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ И ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»

Цель проекта: Озеленить и благоустроить территорию ДОУ для улучшения экологической обстановки, и осуществления экологического, физического и нравственного воспитания дошкольников и взрослых....