Проект «Я в гармонии с природой»
проект по окружающему миру
Актуальность:
«Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_v_garmonii_s_prirodoy.docx | 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Я в гармонии с природой»
Проблема:
Человек сильный, умный, изобретательный – царь и властелин природы? Но при этом призванный ни с чем, не считаясь, покорять ее и подчинять своим нуждам. Человек - часть Природы, или царь Природы? Почему человек не может обойтись без природы?
Актуальность:
«Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.
Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. Как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.
Наш город Надым, в котором мы живем, называют городом Счастья. Зимы у нас длинные, а лето короткое, но от этого здесь не менее интересно. Природа Ямала - сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая прелесть и красота.
Однако наши дети из-за климатических условий ограничены в общении с объектами природы. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизвестное и неопознанное.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Поисково-познавательная работа с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими подпроектами:
1. Что такое природа? (Живая – многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.; Неживая природа – вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.);
2. Человек в природе (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов и т.д.);
3. Взаимосвязь человека с природой;
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.
При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Это определило тему моего проекта: «Взаимосвязь человека и природы».
Цель проекта: Формирование у дошкольников осознанно – гармоничной взаимосвязи человека с живой и неживой природой на Земле.
Задачи проекта:
1. Оздоровительные задачи:
- Охранять и укреплять здоровье детей;
- Учить детей правильно взаимодействовать с природой;
- Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
2. Образовательные задачи:
- Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях;
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
3. Воспитательные задачи:
- Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города;
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними;
- Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный – вторая младшая группа
II этап – Исследовательский – средняя группа
III этап – Заключительный – подготовительная группа
Участники проекта:
- Дети
- Педагоги
- Родители
Тип проекта:
- По доминирующему методу: практико – ориентированный;
- По характеру содержанию: ребенок + семья + природа;
- По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
- По количеству участников: фронтальный, групповой;
- По продолжительности: долгосрочный.
В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста экологического мировоззрения необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности;
- Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы;
- Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям;
- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение;
- Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей;
- Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат;
- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Перечень форм и методов реализации проекта:
- Экологические, поисково-познавательные мероприятия;
- Наблюдения и экологические экскурсии;
- Экологические сказки;
- Познавательно – экологическое чтение;
- Конкурсы и викторины, экологический КВН;
- Природоохранные акции.
Продуктивная деятельность:
- Лаборатория «Опыты для дошколят» (опыты и эксперименты);
- Календарь природы;
- Коллекционирование;
- Экологические выставки и экспозиции;
- Инсценировки и театрализации;
- Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;
- Эколого-познавательные праздники и развлечения.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
- Сформированность положительной мотивации на природу (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия);
- Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту (через восприятие отрицательной человеческой деятельности);
- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей (через практическую общественную деятельность);
- Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью;
- Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагогов:
- Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ;
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников;
- Личностный и профессиональный рост;
- Самореализация.
Для родителей:
- Повышение уровня экологического сознания;
- Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
Модель реализации проекта
Направление работы | Содержание деятельности | Месяц, неделя |
1. Работа с детьми 2.Сотрудничество с родителями 3.Сотрудничество с Музеями 4. Методическое сопровождение 5. Ресурсное обеспечение проекта | 1. Игры – мероприятия, беседы с детьми познавательного характера. 2. Диагностика уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам. 3. Посещение детьми центра экологии и экспериментирования. 4. Цикл наблюдений за живой и неживой природой. 5. Проведение опытов и экспериментов в лаборатории «Опыты для дошколят». 6. Чтение художественной и познавательной литературы. 7. Продуктивная деятельность детей. 8. Инсценировки и театрализации на экологическую тематику. 9. Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. 10. Проведение «Уроков доброты». 11. Эколого – познавательные праздники и развлечения. 1. Участие в природоохранных акциях (уборка территории ДОУ, Посади дерево). 2. Совместная работа детей и родителей «Осенние фантазии». 3. Участие в конкурсе «Осенняя сказка» (поделки из овощей). 4. Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе. 5. Изготовление атрибутов для экспериментирования. 6. Участие в конкурсе «Народные рецепты от гриппа». 7. Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки). 8. Конкурс на лучшую поделку из бросового материала «Обыкновенное чудо». 9. Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу. 10. Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике). 11. Участие в викторинах и конкурсах, экологических КВН. 12. Участие в фотовыставках, фоторепортажах («Наше дерево», «Моё любимое животное», «Где я путешествовал, отдыхал» и т.д.). 13. Беседы из рубрики «Всё обо всём». 14. Родительское собрание. 1. Планирование экологической работы на год. 2. Организация выездных мероприятий в Эколого-Методический центр Дом Природы, Музей Истории и Археологии, Музейно-выставочный центр г. Надыма. 3.Проведение тематических, познавательных игр - мероприятий (Край девочки Саване», «Животный мир Ямала», «Растительный мир Ямала» и т.д.). 4. Организация просмотра тематических видеофильмов, слад фильмов («Флора и фауна Ямала и т.п.). 1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с экологизацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимных моментов. 2. Картотека дидактических игр по экологии. 3. Картотека опытов, экспериментов.
4. Подборка наблюдений в природе.
5. Цикл наблюдений за животными и растительным миром для детей дошкольного возраста. 6. Подборка художественной литературы по экологии. 7. Подборка литературы познавательного характера, энциклопедий. 8. Конспекты эколого-познавательных мероприятий, бесед. 9. Сценарии досугов и развлечений эколого-познавательного характера. 10. Консультационный материал для педагогов. 11. Консультационный материал для родителей.
| в течение уч. года 2 раза в год (октябрь, апрель) в течение уч. года в течение уч. года в течение уч. года 1-2 раза в неделю в течение уч. года в течение уч. года в течение уч. года 2-3 раза в год в течение уч. года сентябрь, май сентябрь сентябрь в течение уч. года в течение уч. года декабрь, январь в течении реализации проекта март -апрель май, декабрь, октябрь в течение уч. года в течение уч. года в течение уч. года в течение уч. года 2 раз в год сентябрь-октябрь в течение уч. года 2016-2018г. 2016-2018г. в течении реализации проекта в течение уч. года в течение уч. года в течение уч. года в течение уч. года в течение уч. года в течение уч. года март-апрель май в течении реализации проекта в течении реализации проекта в течение уч. года в течение уч. года в течение уч. года в течение уч. года в течение уч. года в течение уч. года в течение уч. года |
ПРИЛОЖЕНИЕ
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ»
«КАК СОХРАНИТЬ ВОЗДУХ ЧИСТЫМ?»
- Берегите растения, ведь они – зеленые легкие планеты! Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают загрязненный воздух от пыли и копоти.
- Помогайте взрослым сажать цветы, кустарники и деревья.
- Не ломайте ветки, не вытаптывайте траву, не рвите цветы.
- Не бросайте в костер куски резины или пластмассы. При их горении выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.
- На автомобилях нужно устанавливать фильтры, чтобы очищать отработанные газы.
- На фабриках и заводах должны работать специальные установки по очистке воздуха.
«КАК СОХРАНИТЬ ВОДУ ЧИСТОЙ?»
- Не загрязняете воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.
- Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.
- Оберегайте открытые колодцы. Не бросайте в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
- Не оставляйте открытыми водопроводные краны, а если кран не исправен, то попросите взрослых его починить.
- Не расходуй воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!
«КАК СБЕРЕЧЬ ПОЧВУ?»
- Необходимо сажать растения. Корнями они скрепляют почву, не дают ветрам выдувать, а воде размывать ее, увеличивают слой перегноя.
- Нужно оберегать животных, обитающих в почве, - они увеличивают ее плодородность.
- В парках, скверах и садах нельзя сжигать опавшие листья. Перегнивая под действием микробов, они возвращают в почву минеральные соли, необходимые растениям.
- Нельзя распахивать почву на очень больших пространствах, так как тогда образуются пыльные бури, почва смывается, и появляются глубокие овраги.
- Нельзя вырубать леса – из-за этого мелеют реки и почва высыхает.
- На полях нужно сеять разные растения, чтобы почва не истощалась.
«КАК ПОМОЧЬ НАШИМ ЗЕЛЕНЫМ ДРУЗЬЯМ?»
- Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям.
- Запомните правило: нужно стараться ходить только по тропинкам!
- Не рвите полевые цветы, не собирайте их букеты. Можно составлять только из садовых цветов.
- Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.
- Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников (например: божьих коровок). Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.
- Не разоряйте муравейники.
- Оберегайте птиц, не заглядывайте в их гнезда, не трогайте яички. Весной и в начале лета не берите в лес собаку, не шумите в лесу – ведь там подрастают птенцы. Птицы – друзья растений, они спасают растения от насекомых-вредителей.
- Перед тем как собирать в лесу лекарственные растения, узнайте, нет ли среди них растений, которые занесены в Красную книгу.
- Берегите редкие виды лекарственные растений, например, ландыш майский, который зацветает на 28-30-й год жизни, валериану, первоцвет и многие другие.
- Посадите одно или несколько деревьев, учитесь ухаживать за комнатными и садовыми растениями.
- Помните! Растения – живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.
«КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ЛЕСУ, ЧТОБЫ НЕ ПРИЧИНИТЬ ВРЕДА ЕГО ОБИТАТЕЛЯМ?»
- Старайтесь не шуметь, чтобы не побеспокоить зверей и их детенышей.
- Если вы нашли нору крота, барсука или другого животного, не подходите к ней близко, не пугайте лесных обитателей.
- Нельзя разводить в лесу костры, ломать ветки деревьев, кусты, вытаптывать траву, собирать букеты цветов.
- После привала нужно убирать за собой весь мусор, не оставляя его в лесу. Лес – это дом многих животных. Относитесь к чужому дому уважительно.
«КАК ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ?»
- Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.
- Не прибивайте кормушку к стволу дерева.
- Сметайте с кормушки снег.
- Не кладите в кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки не соленого сала.
«КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ?»
- Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.
- Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
- Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть
- Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.
- Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
- Подкармливайте птиц зимой.
- В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.
- Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.
«КАК СОХРАНИТЬ САМЫХ ДРЕВНИХ ОБИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ?»
- Не нужно рвать полевые цветы – будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар и пыльца нужна для питания.
- Берегите зеленый наряд Земли: травы, кустарники, деревья, и вы поможете насекомым, которые живут среди растений.
- Не разоряйте муравейники, так как муравьи уничтожают вредных насекомых. Муравьи – санитары лесов и садов, оберегайте их.
- Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь ловил вас? Значит и вам не следует ловить мотыльков, бабочек, стрекоз и других насекомых.
«КАК СОХРАНИТЬ ЖИВЫЕ ЦВЕТОЧКИ В ПРИРОДЕ?»
- Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты, иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые.
- Берегите деревья. Не вытаптывайте траву возле них, не ломайте ветки. Они кормят и поят лесных обитателей.
- Собирая в лесу ягоды, грибы всегда помните о лесных обитателях, которые ими питаются. Оставляйте часть даров животным.
- Березовый сок можно брать только у взрослых деревьев. Отверстие должно быть не большим, и после того, как взяли сок, его нужно аккуратно замазать, иначе береза может засохнуть.
- Не обижайте животных, они помогают сохранить зеленый наряд планеты.
- Не сбивайте ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные, например, лоси.
- Собирайте ягоды аккуратно, берегите ягодники. Вытоптанный ягодник сможет восстановиться и начать плодоносить только через 2-3 года.
«КАК СОХРАНИТЬ СВЯЗИ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ?»
- Берегите реки, ручьи, родники от загрязнения, чистая вода необходима всем живым существам.
- Не ловите насекомых, они опыляют растения и помогают им распространяться.
- Растения сохраняют влагу, не дают рекам и озерам пересыхать, скрепляют корнями почву, повышают ее плодородность.
- Не обижайте подземных жителей: дождевых червей, насекомых. Ведь они помогают почве получать влагу и «дышать» воздухом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« В гармонии с природой»
Областной Конкурс исследовательских работ и творческих проектов...
Формирование у младших дошкольников нового экологического мышления, умения жить в гармонии с природой.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...
Творческий отчет воспитателя Милюковой Ольги Михайловны В гармонии с природой"
Конспект занятия в старшей группе "Живая планета"Программное содержание: Уточнить представления детей о Солнечной системе, об уникальности Земли (на ней есть жизнь; имеются все условия: вода, во...
Паспорт педагогического проекта по экологическому воспитанию "В гармонии с природой"
Паспорт педагогического проекта по экологическому воспитанию "В гармонии с природой"...
Социально значимый проект экологической направленности "Детство в гармонии с природой"
В настоящее время большое значение отводиться развитию технического прогресса. С развитием информационных технологий, система «ребенок - компьютер» вышла на первое место. С малых лет дети ...
Экологический проект «В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ И ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»
Цель проекта: Озеленить и благоустроить территорию ДОУ для улучшения экологической обстановки, и осуществления экологического, физического и нравственного воспитания дошкольников и взрослых....