Формирование у младших дошкольников нового экологического мышления, умения жить в гармонии с природой.
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Котомина Наталья Николаевна

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.    От нас, и наших детей зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников нового экологического      мышления,

умения  жить в   гармонии с природой.

          Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.    От нас, и наших детей зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

         Мой опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.  Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки, слайды, видеофильмы. Эстетический фон для занятий создают стихи, загадки, песни. Они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что сделает занятие запоминающимся для детей.    

       Я стараюсь объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари», нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также стараюсь воспитать у них уважение ко всем формам жизни. В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения.

        С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале «Наши наблюдения». Уголок природы в группе мы назвали с детьми «Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей.

      Наш детский сад находиться в уникальной природной зоне, сама природа создала разные виды ландшафтов. Рядом с детским садом расположен лесной массив. Созданы две экологические тропы. Малая тропа – по территории детского сада, большая – к лесу. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу, в поле, в сад и т. д.      

       Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью.

        В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения.

 Очень важно участие родителей в воспитании любви к природе. Я организовала выставку на тему: «Мой чистый дом – Вольск », участвуя в ней,  дети с родителями рисовали плакаты экологического содержания. Цель выставки  - донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

     В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности.

      Таким образом, можно сказать о том, что экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.

                                            Список  литературы:

1.  Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.

2.  Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // «Дошкольное воспитание», 1995.

3.  Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1993.



Предварительный просмотр:

Тема:  

 «Девочки и мальчики»

Образовательная область

«Социализация»

Интегрируемые области:

«Коммуникация», «Художественное творчество»

Программное содержание:

1.Формировать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, положительный образ себя.

2.Формировать представления о домашних обязанностях мужчин и женщин (девочек и мальчиков).

3.Закреплять умения дифференцировать свою гендерную принадлежность.

4.Учить внимательно слушать педагога и ответы детей, не перебивать.

Материал:

Ширма, кукла би-ба-бо Буратино, конструктор, зеркало, воздушные шары, подставки, маркеры по числу детей, тарелочки для материала.

Организация детей:

Сидят полукругом на стульчиках

Соц. педагог:

Буратино:

Соц. педагог:

Буратино:

Соц. педагог:

Физминутка

Соц. педагог:

Буратино:

Соц. педагог:

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Викторовна.  Давайте, поздороваемся с гостями. Сначала девочки («пружинка»), теперь мальчики («наклон головы»)

Рассаживайтесь поудобнее.

Посмотрите, ребятки, кто пришел со мной в гости. Кто это?  Буратино.

Доброе утро, ребята!

Посмотрите,  Буратино нам принес  сундучок. Что же в нем? Смотрите, это зеркало.

Я знаю, Буратино  хочет, чтобы мы поиграли с вами в игру «Кто я?» Умеете в нее играть? Нет. Я вас сейчас научу.

Смотрим  в зеркало и рассказываем о себе. Я -  женщина. Меня зовут Светлана Викторовна. У меня серые  глаза, светлые волосы. Я люблю танцевать.

А сейчас вы попробуйте рассказать о  себе. (Воспитатель передает зеркало по кругу, выслушивает ответы детей). Молодцы.

Теперь я вас легко узнаю. Ты – девочка Коля. Нет? Значит, ты мальчик Настя!

Буратино, ты совсем запутался. Ребята, давайте поможем Буратино запомнить, чем отличаются мальчики и девочки.

Подойдите ко мне. Возьмите каждый по 1 детали конструктора и встаньте в круг.

Ребята,  когда вы вырастите, то станете мамами и папами, и у вас будут свои обязанности. Давайте вспомним, что дома делают мамы, а что папы.

(Д/и «Дом добрых дел»)

Нужно каждому взять деталь конструктора и сказать, что дома делает мама (девочка) и папа (мальчик).

Дети по очереди берут конструктор и «строят большой дом».

Ну что, Буратино, запомнил, что дома делают мамы и папы. Молодец. И вы, ребята, тоже молодцы! Вот сколько полезных дел   можно сделать дома.

А сейчас давайте, поиграем!

Пальчиковая гимнастика « Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе                         Дети хлопают в ладоши

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим                             Сгибают пальцы в кулачки

Маленькие пальчики

1,2,3,4,5-                                                        По очередно сгибают пальцы рук

Будем вместе мы играть

Дружно за руки возьмемся                    Берутся за руки

И друг другу улыбнемся                          Улыбаются друг другу

(Повторяется 2-3 раза)

Берите стульчики и садитесь за столы, ребята.  Посмотрите, какой у меня шарик. Только вот беда друзей у него нет. Давайте ему поможем.

У вас на столах  стоят шарики. Давайте их оживим.  

Пододвиньте к себе шары.   Одну ладонь положите сверху на шарик   и придерживайте, в другую берите фломастер и рисуйте на шариках рты, глаза, носы, можно нарисовать волосы.

Нажимайте не сильно, чтобы шарик не лопнул. Молодцы.

У вас на столах  стоят тарелки, на них лежат банты и галстуки. Девочки на свой шар  приклеивают банты, а мальчики галстуки.  Молодцы. Красиво получилось.

Возьмите шарики, давайте покажем их Буратино.

 

Молодцы, ребята!

Запомнил, Буратино, чем отличаются девочки и мальчики.

Да, запомнил. Спасибо, ребята!

Ребята, мне пора домой.

Давайте с Буратино попрощаемся. Сначала девочки («пружинка»). Теперь мальчики («наклон головы»)

До свидания, Буратино!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« В гармонии с природой»

Областной Конкурс исследовательских работ и творческих проектов...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Творческий отчет воспитателя Милюковой Ольги Михайловны В гармонии с природой"

Конспект занятия в старшей группе "Живая планета"Программное содержание: Уточнить представления детей о Солнечной системе, об уникальности Земли (на ней есть жизнь; имеются все условия: вода, во...

Программа формирования словаря дошкольников 5-6 лет при наблюдении за природой (система занятий) Старшая группа

В программе описывается примерные наблюдения за природой, с указанием цели, дидактических игр, художественного слова, примет....

викторина по экологическому воспитанию конкурс "В гармонии с природой"

уточнить представления детей о Солнечной   системе, об уникальности Земли (на ней есть жизнь; имеются все условия: вода, воздух, тепло, необходимые живым существам)....

Презентация «Интеграция эстетического и экологического образования дошкольников в гармонии с природой»

Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесём в ощущение её своё человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в ...

Роль природы в формировании личности дошкольников.Воспитательно -образовательные задачи ознакомления детей с природой!

Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики,которое отличается от традиционного -ознакомление с природой.Ведь природа-важнейее средство воспитания и развития детей дошкольного...