Играя, познаю природу
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

  Данная система направлена на формирование основ экологического воспитания детей среднего возраста посредством дидактических игр и упражнений. Она разработана с учётом возрастных особенностей детей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя как активного субъекта природы.

       Цель данного направления – ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

       Реализация цели происходит через решение, следующих задач:

- Формирование знаний о растениях, животных и природных явлениях посредством дидактических игр и упражнений.

- Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие) посредством дидактических игр и упражнений.

- Развитие эмоционально - доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними. 

- Развитие интереса к миру природы.

   Я предлагаю формировать экологическое воспитание детей 4-5 лет через дидактические игры и упражнения. По отношению к окружающему миру в дидактических играх заложены большие возможности в воспитании экологических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Играя, познаю природу990.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Рязани «Детский сад № 38»

«ИГРАЯ, ПОЗНАЮ ПРИРОДУ».

Из опыта работы воспитателя

Елисеевой Дарьи Сергеевны.

Рязань 2022

Пояснительная записка.

  Данная система направлена на формирование основ экологического воспитания детей среднего возраста посредством дидактических игр и упражнений. Она разработана с учётом возрастных особенностей детей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя как активного субъекта природы.

       Цель данного направления – ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

       Реализация цели происходит через решение, следующих задач:

- Формирование знаний о растениях, животных и природных явлениях посредством дидактических игр и упражнений.

- Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие) посредством дидактических игр и упражнений.

- Развитие эмоционально - доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.  

- Развитие интереса к миру природы.

   Я предлагаю формировать экологическое воспитание детей 4-5 лет через дидактические игры и упражнения. По отношению к окружающему миру в дидактических играх заложены большие возможности в воспитании экологических чувств.

     В своей работе на занятиях, в совместной деятельности я использую всё многообразие средств экологического воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры; провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др., в группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы - все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей), но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры.

    Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры и упражнения, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми я работаю, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности — всё это привлекает мое внимание в данном типе игр.

    Мною разработана система использования дидактических игр (как одного из средств экологического воспитания) для формирования экологической культуры детей и развитию у них экологических представлений.

    Считаю, что дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка-дошкольника в целом.

    Хотелось бы заметить, что представленные в работе дидактические игры - это лишь небольшая часть системы использования дидактических игр как одного из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста.

    Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.

   Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, ребенок учится играя.

   Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегали к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого переодевался педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

Развивающие дидактические игры для экологического образования детей среднего дошкольного возраста.

     Игровое направление активно развивается в экологическом образовании дошкольников. Рыжова Н.А. выделила 3 основных подхода к игровым методам; создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием, экологизация традиционных игр и адаптация народных игр.

Многие из этих игр разработаны мною. Это и предметные игры, которые предполагают использование природного материала: шишек, камешек, раковин и.т.п. Природные материалы позволяют, организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по различным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме). Важно чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

 По мнению Николаевой С.Н. дидактические игры с экологическим уклоном как метод и форма экологического обучения способствуют формированию осознанно правильного отношения к природе. То есть дидактические игры как метод знакомства с окружающим миром формируют эмоциональное отношение, закрепляют знания, умения, навыки с натуральными предметами, рисунками-изображениями. При этом игры с естественным материалом или изображением – основной способ сенсорного воспитания, развитие познавательной деятельности, усвоения представлений о природе, качествах предметов. В игре дети учатся совместно работать – развиваются личностные качества.

D:\Оля\Новая папка (2)\art267-03.gif

Классификация дидактических игр, используемых в экологическом воспитании, детей дошкольного возраста.

D:\Оля\Новая папка (2)\345246_original.jpg

ПЕРВЫЙ БЛОК.

Формирование экологических представлений о мире животных

Игры с предметами.

  1. «Кто, чем питается?»

   Цель. Закреплять представления детей о пище животных.

   Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. называют его  и определяют какое животное питается  этой едой.

 2.«Что сначала - что потом?»

   Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям предъявляются предметы:  яйцо, цыпленок, макет курицы, котенок, кошка, щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Игры настольно-печатные.

   3.Игра «Четыре картинки».

   Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

   Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Игры словесные

   4.Игра «Кто в домике живет?»

   Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

   Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

   5.Игра «Отгадай кто это?»

   Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.

   Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.

ВТОРОЙ БЛОК.

Формирование экологических представлений о растениях.

Игры с предметами.

   6.Игра «Детки на ветке»

   Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

   Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

   7.Игра «Найди, что покажу».

   Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

   Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

   Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Игры настольно-печатные.

   8.Игра «Волшебный поезд».

   Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

   Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

   Ход игры: На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

   Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

Игры словесные.

   9.Игра «Найди, о чем расскажу».

   Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

   Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

ТРЕТИЙ БЛОК.

Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы.

Игры с предметами

   10.Игра «Когда это бывает?»

   Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

   Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

   11.Игра «Что это такое?»

   Цель. Уточнить представления детей о предметах неживой природы.

   Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.

   Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо, разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.). Что с ним можно делать?

Игры настольно-печатные.

   12.Игра «Это когда?»

   Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

   Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Игры словесные.

   13.Игра «Когда это бывает?»

   Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

   Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

2 вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

   В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях, сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.

   Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1-2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе - рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.

ЧЕТВЁРТЫЙ БЛОК.

Формирование экологически бережного отношения к природе.

Настольно-печатные игры.

   14.«Ухаживаем за растениями»

   Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

   Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

   Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям, необходимо, определить, какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют - дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

   

D:\Фото сортировка\Детский сад\DSC00912.JPG

Методика проведения игр предусматривает требования:

   1. Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как сговор, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т.п.).

   2. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны, должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т.д.

   Дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие, или часть его), так и в часы игр.


D:\Оля\Новая папка (2)\rtq4Ca4_250.jpg

Планирование занятий с использованием дидактических игр.

СЕНТЯБРЬ

Тема

Цели

Ожидаемый результат

Блок 1.    Песок, камни.

1.«Песочные человечки»

2.«У бабушки в деревне»

3. «День рождения Машеньки»

Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок. Развивать тактильно - кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, развивать связную речь.

Создать и поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой в течение всего занятия.  Дать знания детям о свойствах сухого и мокрого песка: сухой песок сыпется, а мокрый песок не сыпется, и прилипает к рукам. Учить детей узнавать по внешнему виду сухой и мокрый песок: сухой песок светлый, а мокрый песок темный. Учить детей выполнять игровые действия с сухим песком: закапывать руки в песок и искать мелкие предметы. Учить детей выполнять игровые действия с мокрым песком: оставлять пальцами следы; выкладывать камешками дорожку; строить из палочек забор.

Продолжать воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызывать   желание   помочь им. Продолжать   знакомить   детей   со   свойствами мокрого песка. Учить лепить пирожные.

Называют предмет неживой природы – песок. Умеют работать с песком.

Различают сухой и мокрый песок по внешнему виду. Умеют играть с сухим и мокрым песком.

Дети знают свойства мокрого песка. Умеют лепить пирожные.

ОКТЯБРЬ

Тема

Цели

Ожидаемый результат

1.«Железная дорога»

2.«Кто к нам в гости приходил?»

3. «Камень»

4.«Ящик ощущений»

Развитие пространственных представлений, ориентировка на песочном листе; закрепление сенсорных эталонов и представлений  «вверх-вниз».

Развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать логику, мышление.

 

Расширять знания об окружающем мире.

Развивать чувственное познание. Выяснить свойства камня.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Определить камни на ощупь и объяснить, по каким признакам вы это сделали: гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий.

                       

Умеют ориентироваться на песочном листе.

Развита логика и мышление, зрительное и тактильное восприятие. Продолжают работать с песком.

Знают, что такое камень. Умеют наблюдать, анализировать и работать в коллективе.

Умеют определять камни на ощупь.

НОЯБРЬ

Тема

Цели

Ожидаемый результат

1.«Бусы для матрешки»

2. «Новый город мы построим»

Блок 2.  «Воздух–невидимка»

3. «Поможем Винни-Пуху»

4.«Кто играет ленточками»

Продолжать знакомство с разнообразием камней, развивать моторику. Закрепление знаний о величине. Развивать творчество,  

воображение.

Закрепить знания о свойствах песка и камня:  

песок – сыпучий. Сырой, сухой, лепиться, когда влажный. Меняет цвет от воды; камень твердый, тяжелый, бывает разного цвета и разной формы. Из него можно строить различные сооружения.

Продолжать знакомство с явлениями неживой природы; ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Знакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).  Развивать умение детей решать проблемные задачи.  Воспитывать интерес к экспериментированию.

Расширять знания о явлениях неживой природы; учить устанавливать взаимосвязь: дует ветер - шуршат, шевелятся ленты на султанчиках.

Умеют определять камни по величине.

 

Умеют различать песок и камни.

Знают, что такое воздух, что он лёгкий, невидимый, ощущаемый.

Знают о явлениях неживой природы: дует ветер.

ДЕКАБРЬ

Тема

Цели

Ожидаемый результат

1 «Путешествие с ветерком»

2. «Уголок природы»

3. «Наши зелёные соседи»

4. «Ель»

Формировать представления об органах чувств  

человека и их функциях: глаза (зрение), уши (слух), нос (дыхание, обоняние), язык  

(вкус), кожа (тактильная чувствительность). Способствовать развитию зрительного,  

слухового, обонятельного, осязательного восприятия. Развивать речевую активность  

и доказательную речь. Воспитывать бережное отношение к органам чувств.

Познакомить с понятием «уголок природы». Учить вести совместную работу по уходу за растениями в уголке природы.

Уточнить представления о частях растения (листья, стебель, корень, цветок), их назначении. Закрепить первоначальные представления о потребностях растений в воде, свете, тепле, почвенном питании.  Дать представления о значении растений в поддержании чистоты воздуха; роль ветра в распространении семян растений.

Закрепить понятия «дерево», «куст». Учить рассматриванию, что есть в шишках ели.

Знают о функциях зрения, слуха, дыхания, обоняния, вкуса, тактильной чувствительности.

Умеют вести совместную работу в уголке природы.

Знают, что такое растения, что они нуждаются в воде, свете, тепле. Растения очищают воздух, ветер распространяет их семена.

Могут различить дерево и куст.

ЯНВАРЬ

Тема

Цели

Ожидаемый результат

1.«Птицы - наши друзья»

2. «Подкормка зимующих птиц»

3. «Птицы»

Дать знания о том, что воздух среда обитания живых существ – птиц. Расширить представления о разнообразии птиц, уточнить знания об общих признаках (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Закрепить умение сравнивать объекты по выделяемым признакам, используя элементы моделирования. Вызвать у детей желание заботиться о птицах зимой.

Учить наблюдать за птицами (как ищут корм, чем можем им помочь); осуществлять подкормку зимующих птиц. Закрепить умение различать и называть птиц, прилетающих на участок.

Организовать наблюдение, какие звуки издают птицы. Учить рассматриванию строения птицы, следов, которые птицы оставляют на снегу.

Знают, что воздух среда обитания птиц, знают общие признаки птиц.

Умеют наблюдать за птицами, самостоятельно осуществляют подкормку зимующих птиц.

Знают, какие звуки издают птицы.

ФЕВРАЛЬ

Тема

Цели

Ожидаемый результат

Блок 3. «Волшебница – вода»

 1.«Что мы знаем о воде?»

2. «Снег и лед»

3. «Путешествие с Капелькой»

4. «Путешествие с Брызгалкой»

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.  Научить детей решать познавательные задачи. Активация словаря: опыт, гололёд, снегопад, оттепель и делать выводы.  

Создать целостное представление о воде как о природном явлении;

 Закрепить знания о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса);

Уточнить значение её для всего живого.

 Продолжать воспитывать бережное отношение к воде. Обогащать и активизировать словарь;

Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова, противоположные по значению.

Расширять знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека.  

Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность, закреплять  

знания об агрегатных состояниях воды.  

Развивать социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственные мнения.  Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.

Знают свойства воды и понимают её значимость.

Знают, что такое снег и лёд. Научились решать познавательные задачи.

Знают, что вода жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса.

Знают, что вода имеет большое значение в жизни человека. Умеют слушать друг друга, договариваться между собой.

МАРТ

Тема

Цели

Ожидаемый результат

1.Беседа по основам безопасной жизнедеятельности «Вода друг – вода враг»

«Лягушка»

3. «Что мы знаем о рыбах»

4. «Да здравствует мыло душистое»

Объяснить детям, что купаться и плавать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение. 

Формировать представления:

- о внешнем виде лягушки и среде обитания (есть голова, рот, глаза, туловище, задние ноги длиннее передних); - об особенностях передвижения (прыгает, плавает).

Активизировать словарь: кожа, туловище, длинный язык, квакает, кочки, аквариум.  

Воспитать бережное отношение к животным.  

Закрепить и уточнить представления о рыбах (внешний вид, характерные особенности, среда обитания). Учить устанавливать морфофункциональные связи между строением органа и его назначением.

Расширять знания о значение воды в жизни человека. Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло и воду в повседневной жизни. Подвести детей к понятию, что «Чистота – залог здоровья». Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Знают, что купаться полезно для здоровья. И что нужно соблюдать правила поведения на воде.  

Знают, где живёт лягушка, её внешний вид. Активно используют слова: кожа, туловище, длинный язык, квакает, кочки, аквариум.

Дети имеют представления о рыбах, знают, как они выглядят.

Знают значение воды в жизни человека, для чего люди используют мыло.

АПРЕЛЬ

Тема

Цели

Ожидаемый результат

Блок 4. Солнышко – вёдрышко.

1.«Солнышко ведрышко покажись»

2.«Солнечный зайчик».

3. «Сова Совушка – мудрая головушка»

4.«Чтобы нам жилось счастливо»

Формировать представления о солнце как источнике тепла; солнце стало греть сильнее и согревать все вокруг.

Снижение психофизического напряжения, развитие ориентировке в групповой комнате; установление взаимосвязи (солнце - солнечный зайчик).

 Расширять знания детей о жизни совы в лесу, о ее повадках и способах передвижения: ведет ночной образ жизни, у нее прекрасное зрение, чуткий слух. Развивать интерес к произведениям устного народного творчества, умение отгадывать загадки, заучивать эти произведения.  Воспитывать бережное отношение к животному миру природы.

Расширять знания о солнце как источнике тепла и света для всего живого на Земле. Формировать представление о существовании связей между живой и неживой природой. Воспитывать у детей убеждение, что красота и творения природы (растения, животные, птицы) бесценны, о  них надо заботиться и бережно охранять.

Дети имеют представление о солнце. Знают, что весной солнце греет сильнее и согревает все вокруг.

Умеют ориентироваться в групповой комнате и устанавливать взаимосвязь с солнцем - солнечным зайчиком.

Знают, что совы живут в лесу, что они ведут ночной образ жизни. У сов прекрасное зрение и чуткий слух.

Знают, что существует живая и неживая природа, что она бесценна и о ней надо заботиться, и охранять её.  

МАЙ

Тема

Цели

Ожидаемый результат

   Блок 5. «Земля-кормилица».  

1.«Что у нас под ногами»

2.Оказание помощи планете «Северное сияние»

3. «Мы любим свою землю»

Познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений. Раскрыть роль дождевых червей в круговороте  

природы. Воспитывать бережное отношение к земле, дождевым червям.  

Конкретизировать знания детей о живой природе Северного края: растения, животные, рыбы, птицы. Стимулировать гуманные проявления отношения к живому.  

Воспитывать у детей любовь к природе, формировать умение выражать чувства, в образном слове, в рисунке, в делах.  Воспитывать понимание недопустимости жестокого отношения к живой природе.  

Знают, что почва нужна для жизни растений. Знают роль дождевых червей и умеют бережно относиться к ним.

Имеют представления о живой природе Северного края.

Умеют выражать любовь к природе и понимают недопустимости жесткого отношения к живой природе.

   

     В результате моей работы повышается уровень познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста к миру природы.

   Особенностью данной разработки является целенаправленность, планомерность и поэтапность формирования у детей познавательного интереса к миру природы.

   При организации педагогического процесса я учитываю использование традиционных форм и методов, обеспечивающих активную позицию ребёнка: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, занятия поиски, экологические праздники, спектакли, викторины, чтение природоведческой литературы.

   Принципы планирования моей разработки:

   1.Перспективность – ориентация на перспективу развития детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями.

   2.Приемственность – определение условий дальнейшего развития детей с учетом уже достигнутого уровня.

   3.Конкретность – общие задачи модулей, разработки в частные конкретные условия жизни детей (изучение экосистемы, экскурсии, наблюдения).

D:\Фото сортировка\Детский сад\DSC00914.JPG

Конспект занятия в средней группе

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ?»

   Цель. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

Задачи:

  • Уточнить значение её для всего живого.
  • Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

   Методы и приёмы:

   Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).

   Наглядный (схемы, символы).

   Практический (опыты).

   Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

   Предварительная работа:

   Изготовление панно символов и схем.

   Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

   Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

   Материала и оборудование:

Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки.

   Символы, обозначающие свойства воды.

   Эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

   Кукла Незнайка.

Ход занятия.

   Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

   Воспитатель (с игрушкой Незнайкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

   В.: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

   Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.  

   Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

   Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.

   Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доску).

   Опыт № 2 «Вода бесцветная».

    В.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.

   На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

   В.: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)

   Опыт №3 «Вода меняет цвет».

   В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).

   На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

   В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку), и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

   Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

   В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

   А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

   Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

   А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.

   Опыт № 4 (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).

   В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

   Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

   Опыт № 5 «Вода не имеет запаха».

   В.: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

   Вывод: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.

   Вывешивается символ этого свойства воды.

   В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.

   В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка.

   Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?

   В.: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?

   Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.

   В.: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):

  • Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить.
  • Вода – бесцветная.
  • Вода – безвкусная.
  • Вода не имеет запаха.

   Незнайка: Ну. Спасибо, Незнайка, теперь я всё знаю о воде.

   В.: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

   Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

   В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

   А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка - напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».

   Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

   В.: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы). А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся цветные капельки). Как вы думаете, что это? (Ответы)

Эти капельки я раздам каждому, чтобы вы всегда помнили, что водичку нужно беречь.

Развлечение в средней группе

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ»

Цель – систематизировать и обобщить представления о живой и неживой природе.

Задачи:

  • Развивать интерес к различным представителям животного и растительного мира.
  • Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных.
  • Воспитывать доброту, чувства сопереживания и сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

  Предварительная работа. Знакомство с природой родного края, чтение художественной литературы природоведческой направленности.  Тематическая выставка «Этот чудесный мир природы».

Последовательность работы.

Звучит сообщение: «Внимание! Внимание! Говорит Земля! Планета в опасности! Гибнут животные, исчезают растения, загрязняются реки, моря и озера. Беда пришла на нашу Землю! Вы, жители планеты, должны любить и беречь её – дом, в котором мы все живём!»

 Воспитатель (обращается к детям): «Слышите, какое тревожное сообщение? Я думаю, мы должны помочь нашей планете. Чтобы не только сберечь, но и приумножить природные богатства, надо много знать о природе и любить её. Всё это подвластно науке экологии. Сегодня мы с вами проведём интересный и познавательный конкурс «Экологическое ассорти».  Играют две команды, выбираем капитанов и придумываем названия командам».

   Далее проводится жеребьёвка, и воспитатель объясняет правила игры (на столе лежит цветок, под каждым лепестком спрятан конверт с порядковым номером от 1 до 7).

Задание 1. «Зимушка – Зима»

Какое сейчас время года? (Зима.) Зиму в народе называют «зимушка», «зимка», «седая чародейка», «волшебница». Она включает в себя три месяца. Перечислите их, пожалуйста. Правильно! Первый месяц – декабрь. В народе его ещё называют «студень». Как вы думаете почему? (Предположения детей.) второй месяц – январь, его называют «просинец». Почему, как вы думаете? (Предположения детей.) Последний месяц – февраль. Народ называет его «бокогрей». Почему? (Предположения детей.)

   1.Поговорки, пословицы о зиме

  • Январь – году начало, зиме середина.
  • Зимой два друга – мороз да вьюга.
  • Зимний денёк с воробьиный носок.
  • Мороз невелик, да стоять не велит.
  • В зимний холод всякий молод.
  • Берегите нос в большой мороз.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой.

   2.Зимние приметы

  • Вороны каркают – к плохой погоде.
  • Кошка умывается – к теплу.
  • Собака лежит – к плохой погоде.

   3.Зимние праздники

   Рождество, Колядки, Новый год, Крещение, Святки.

   4. Сказки на зимнюю тематику

   «Морозко», «Два мороза», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка».

Задание 2. «Зелёная аптека»

  1. Трава, которую и слепой узнает. (Крапива)
  2. Лекарственное растение, которое используется при головной боли, глазных заболеваниях, а ещё на его лепестках можно гадать.  (Ромашка)
  3. Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживёт. (Подорожник)  
  4. Лекарственное растение, которое хорошо и в свежем, и в сушеном виде. (Малина)
  5. В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растёт, колючий. (Шиповник)

Задание 3. «Наши друзья птицы»

  1. Пингвин – птица или нет?  (Да)
  2. Для чего птицам нужен хвост?  (Используется вместо руля)
  3. Где зимой вороны спят? (На деревьях – в садах, на улицах)
  4. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)
  5. Перед какой погодой птицы перестают петь?  (Перед дождливой)
  6. Какую птицу называют крылатой кошкой?  (Сова)

Задание 4. «Эти забавные животные»

  1. Какие животные живут в наших лесах?
  2. Лев – дикое или домашнее животное? Почему?
  3. Чем питается медведь, когда спит? (Запасом жира)
  4. Кто бежит, выставляя задние лапы вперёд?  (Заяц)
  5. Назовите животных-хищников.  (Гепард, лев, ягуар, гиена, рысь, тигр, медведь, волк)
  6. Где белкин дом?

Дидактическая игра «Кто, чем питается?»

   Цель. Закреплять представления детей о пище животных.

   Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. называют его и определяют какое животное питается этой едой.

Задание 5. «Знакомые незнакомцы – насекомые»

  1. Почему насекомых так называют?  (На брюшке есть насечки)
  2. Куда деваются насекомые осенью?  (Некоторые прячутся под кору деревьев, некоторые погибают)
  3. Назовите самое трудолюбивое насекомое?  (Муравей)
  4. Какую пользу приносят земляные черви?  (Рыхлят землю)
  5. У кого самый чуткий нос?  (У бабочки)

Задание 6. «Воздух – вода»

  1. Какой цвет преобладает на глобусе?  (Синий, потому что большую часть земной поверхности занимает вода)
  2. Как можно беречь воду?  (Не тратить зря, закрывать плотно кран)
  3. Что такое «мыльные воды»?  (Вода, загрязнённая моющими средствами)
  4. Где легче дышится – в лесу или в городе? Почему?
  5. Почему в закрытом помещении, где много народу, через некоторое время становится трудно дышать?  (Уменьшается количество кислорода)

Задание 7. «Решение ситуаций»

  1. Гуляли по лесу Катя и Дима с родителями и увидели большой муравейник.  «Давай посмотрим, что там внутри муравьиного дома», - сказал Дима. «Давай», - отозвалась Катя. Они взяли палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: «Если бы муравьи умели бы говорить, они сказали бы вам, что…».  Что сказали бы муравьи?
  2. На день рождения Ане подарили щенка. Наконец-то сбылась её мечта! Она так долго уговаривала родителей купить ей щенка или котёнка.  И вот теперь у неё появился друг, щенок по имени Верный. Аня первое время играла и гуляла с ним, кормила его. А потом у неё появилась говорящая кукла. О щенке Аня вспоминала редко, а когда он заболел, она сказала маме: «Больной собаке не место в доме». Правильно ли поступила девочка?

   Воспитатель. Ну что же, ребята, наш конкурс окончен. Благодарю вас за участие в нём! Сегодня нет проигравших, все в выигрыше. Надеюсь, вы станете хорошими друзьями природы и будите её беречь и защищать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играя, познаем природу»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11121968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"195","width":"258"}}]]Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так...

Нетрадиционное родительское собрание «Играя, познаем природу»

Обсуждение с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формирование правил экологически грамотного возд...

Консультация для родителей "Играя ,познаем природу"

           Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни...

Информационно - творческий проект в средней группе "Играя, познаем природу"

Тема проекта «Играя, познаём природу» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в п...

Модифицированная программа «Играя, познаем природу»

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

Модифицированная программа «Играя, познаем природу»

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

Проект «Играя, познаем природу»

laquo;Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания»                        ...