"Мир насекомых"
проект по окружающему миру

Мордвинцева Дарья Николаевна

"Мир насекомых"

Паспорт проекта:

По содержанию- познавательно - исследовательский, творческий, игровой.

По числу участников – групповой.

По характеру контактов - в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте - от зарождения идеи до получения результатов.

Сроки реализации: краткосрочный (май, жизнь) .

Участники проекте:

Воспитатель группы: Мордвинцева Дарья Николаевна.

Дети старшей группы «Почемучки»

Родители.

Актуальность проекта:

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Экологическое воспитание - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились.

Таким образом, возникла проблема:

«Нужны ли насекомые?

Пользу или вред они приносят?»

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации познавательно исследовательского проекта «Путешествие в мир насекомых»

Задачи проекта:

Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;

Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;

 Воспитывать бережное отношение к живому;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат проекта:

Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы насекомым;

Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика;

Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям;

 Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым;

Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи;

Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Сотрудничество с семьёй:

Консультации:

«Как привить любовь к природе»;

«Первая помощь при укусах насекомых»;

Придумывание рисунков-загадок о насекомых.

Проект состоит из трех этапов: І этап - подготовительный:

Разработка проекта;

Закрепление экологических знаний о насекомых у детей;

Подбор литературных произведений о насекомых;

Изготовление презентаций «Наши соседи насекомые»;

Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности; Составление плана основного этапа;

Определение целей и задач проектной деятельности.

II этап - основной (реализация проекта):

Познавательные беседы по теме с использованием презентации. Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу;

Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»;

Разучивание считалки, потешек, отгадывание загадок по теме; Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»;

Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают»; Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».

Дидактические игры: «Угости насекомое», «Назови ласково», «Как сказать правильно?».

С/Р игры, свободная деятельность детей обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»)

Театрализованные игры обыгрывание сюжета из сказки К.И. Чуковского «Муха Цокотуха».

Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»

Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка).

III этап - Заключительный

Оформление выставки детских работ.

Оформление портфолио проекта.

Создание презентации проекта.

Приложение

Считалка, потешки, загадки о насекомых.

Дидактические игры.

Цель: Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые.

Знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.

СЛОВАРЬ (лексический минимум)

Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд. Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.

Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать. Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.

Загадки о насекомых

Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он - гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята

***

Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)

***

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А ужжу, когда кружусь. (Жук)

Потешки:

- Жук, жук, где твой дом?  

Под березовым листом

Ехал Филя-коновал, -

Мой домик растоптал

Пчелка-пчелка,

Золотая холка,

Полети на лужок

Принеси нам медок.

Считалка:

Жил за печкою сверчок,

Каблучками чек да чек,

Но сломался каблучок

И за печкою молчок.

Дидактические игры «Угости насекомое»

Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.

Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем.

Ход игры Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)

Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых и выполнять движения, характерные для выбранного насекомого (можно под музыку). Когда музыка закончится, взрослый спрашивает:

«Кому я дам цветы? (Бабочке).

Кому я дам мед? (Пчеле)»

«На лугу»

Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Ход игры

Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте - добавляйте нужное слово».

Например:

Бабочки в небе … (летают),

Крыльями… (машут),

Нас забавляют.

Я по небу не … (летаю),

На скакалке я … (скачу)

В классики… (играю)

Если только захочу,

Как кузнечик… (поскачу)

В траве сидит… (кузнечик)

Зеленый огуречик

Только ветер зашумел

Наш кузнечик … (улетел)

Прыгает и … (скачет)

Никогда не … (плачет)

«Как сказать правильно»

Цель: Учить детей образовывать множественное число глаголов. плюс Материал: Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу, Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.

Например:

Бабочка летит, а бабочки… (летят)

Жук ползет, а жуки… (ползут)

Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.

Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)

Речь с движением

Жук

A Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, какбы показывая жука) На большой ромашке.

Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)

Пусть сидит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)

Нос испачкал пылью. (показывают нос)

Улетел мой майский жук (машут руками). Зажужжали крылья.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Мир насекомых"304.29 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта:

По содержанию- познавательно - исследовательский, творческий, игровой.

По числу участников – групповой.

По характеру контактов - в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте - от зарождения идеи до получения результатов.

Сроки реализации: краткосрочный (май, жизнь) .

Участники проекте:

Воспитатель группы: Мордвинцева Дарья Николаевна.

Дети старшей группы «Почемучки»

Родители.

Актуальность проекта:

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Экологическое воспитание - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились.

Таким образом, возникла проблема:

«Нужны ли насекомые?

Пользу или вред они приносят?»

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации познавательно исследовательского проекта «Путешествие в мир насекомых»

Задачи проекта:

Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;

Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;

 Воспитывать бережное отношение к живому;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат проекта:

Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы насекомым;

Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика;

Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям;

 Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым;

Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи;

Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Сотрудничество с семьёй:

Консультации:

«Как привить любовь к природе»;

«Первая помощь при укусах насекомых»;

Придумывание рисунков-загадок о насекомых.

Проект состоит из трех этапов: І этап - подготовительный:

Разработка проекта;

Закрепление экологических знаний о насекомых у детей;

Подбор литературных произведений о насекомых;

Изготовление презентаций «Наши соседи насекомые»;

Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности; Составление плана основного этапа;

Определение целей и задач проектной деятельности.

II этап - основной (реализация проекта):

Познавательные беседы по теме с использованием презентации. Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу;

Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»;

Разучивание считалки, потешек, отгадывание загадок по теме; Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»;

Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают»; Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».

Дидактические игры: «Угости насекомое», «Назови ласково», «Как сказать правильно?».

С/Р игры, свободная деятельность детей обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»)

Театрализованные игры обыгрывание сюжета из сказки К.И. Чуковского «Муха Цокотуха».

Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»

Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка).

III этап - Заключительный

Оформление выставки детских работ.

Оформление портфолио проекта.

Создание презентации проекта.

Приложение

Считалка, потешки, загадки о насекомых.

Дидактические игры.

Цель: Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые.

Знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.

СЛОВАРЬ (лексический минимум)

Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд. Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.

Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать. Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.

Загадки о насекомых

Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он - гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята

***

Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)

***

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А ужжу, когда кружусь. (Жук)

Потешки:

- Жук, жук, где твой дом?  

Под березовым листом

Ехал Филя-коновал, -

Мой домик растоптал

Пчелка-пчелка,

Золотая холка,

Полети на лужок

Принеси нам медок.

Считалка:

Жил за печкою сверчок,

Каблучками чек да чек,

Но сломался каблучок

И за печкою молчок.

Дидактические игры «Угости насекомое»

Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.

Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем.

Ход игры Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)

Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых и выполнять движения, характерные для выбранного насекомого (можно под музыку). Когда музыка закончится, взрослый спрашивает:

«Кому я дам цветы? (Бабочке).

Кому я дам мед? (Пчеле)»

«На лугу»

Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Ход игры

Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте - добавляйте нужное слово».

Например:

Бабочки в небе … (летают),

Крыльями… (машут),

Нас забавляют.

Я по небу не … (летаю),

На скакалке я … (скачу)

В классики… (играю)

Если только захочу,

Как кузнечик… (поскачу)

В траве сидит… (кузнечик)

Зеленый огуречик

Только ветер зашумел

Наш кузнечик … (улетел)

Прыгает и … (скачет)

Никогда не … (плачет)

«Как сказать правильно»

Цель: Учить детей образовывать множественное число глаголов. плюс Материал: Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу, Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.

Например:

Бабочка летит, а бабочки… (летят)

Жук ползет, а жуки… (ползут)

Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.

Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)

Речь с движением

Жук

A Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, какбы показывая жука) На большой ромашке.

Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)

Пусть сидит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)

Нос испачкал пылью. (показывают нос)

Улетел мой майский жук (машут руками). Зажужжали крылья.  

C:\Users\Дарья\AppData\Local\Packages\5319275A.WhatsAppDesktop_cv1g1gvanyjgm\TempState\A5771BCE93E200C36F7CD9DFD0E5DEAA\Изображение WhatsApp 2022-10-18 в 14.40.18.jpg

C:\Users\Дарья\AppData\Local\Packages\5319275A.WhatsAppDesktop_cv1g1gvanyjgm\TempState\D67D8AB4F4C10BF22AA353E27879133C\Изображение WhatsApp 2022-10-18 в 14.40.19.jpg

C:\Users\Дарья\AppData\Local\Packages\5319275A.WhatsAppDesktop_cv1g1gvanyjgm\TempState\D645920E395FEDAD7BBBED0ECA3FE2E0\Изображение WhatsApp 2022-10-18 в 14.40.19.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...