Путешествие в страну времени
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Меркулова Валерия Евгеньевна

Знакомство детей с разнвми видами часов, историей их возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasy.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

 «Часы. История часов»

Цель: знакомство детей с историей изобретения часов.

Задачи:

познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа); закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека;

развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. способствовать развитию самостоятельности мышления;

воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Материалы оборудование:

Для воспитателя: презентация «Часы»; макет часов с движущимися стрелками, цифры от 1 до 12, любая сюжетная картинка с деятельностью детей без солнца, разные видов часов.

Для детей: макеты часов с движущимися стрелками.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем,

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

Посмотрите на ваши лица, они сияют от радости и теплоты, я надеюсь, что это настроение у нас сохранится в течение всего дня.

Ребята, посмотрите на картинку. Что вы тут видите?  (Воспитатель достаёт картину) А вы можете сказать, какое время суток на картине? А как вы определяете время суток, что вам помогает?(ответы детей).Что наступило утро мы можем определить по солнцу. А если солнышка нет, если на небе тучи, как же утром проснуться и прийти в детский сад? (Воспитатель наводящими вопросами подталкивает детей к ответу, что нам нужны часы для определения времени) Да, нам помогают часы.

- Ребята, вы любите путешествовать? (Да). Мы сегодня с вами отправимся в необычную страну, Страну «Времени», где можно много нового узнать о часах. Как вы думаете на чём можно до неё добраться? (называют варианты, в том числе и машину). Давайте отправимся на машине, но не на простой, а на машине времени.

- Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. И теперь качаем головой из стороны в сторону под волшебные слова:

Шепчет часики вот так:

Тик-так, тик-так.

Быстро времечко идёт.

И в страну свою зовёт.

- Вот мы и добрались до страны Времени.

II. Основная часть.

Отгадайте загадку:

На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода.

(Часы)

- Все так думают? Верно - это часы. Просмотр презентации «Часики». Беседа об увиденном:

Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская.

Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? (ответы детей). А давайте мы с вами зайдём  в музей часов и все увидим своими глазами.

Дети и воспитатель проходят в мини-музей часов. Воспитатель рассказывает об истории возникновения часов.

-Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные. Но пользоваться ими человек не всегда мог.

- А как вы думаете, почему? (Дети рассуждают: если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время)

- Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы? (Нет, воду нужно было постоянно доливать)

- Не случайно с тех пор говорят: «Сколько воды утекло!»

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок он есть один

И бог, и царь, и господин.

И придумали песочные часы. Они состоят из двух конусов, соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3, 5, 10 ,20 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто? Правильно песочные часы можно встретить в больницах, санаториях. По этим часам люди получают лечебные процедуры. А в лабораториях биологи и химики ими пользуются во время проведения опытов.

 Но все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные, кварцевые. Послушайте сказку о часовых.

В стареньких часах-ходиках жили-были две сестрички и брат.

Самую маленькую сестричку звали Cекунда. Она была тоненькая, худенькая всегда быстро прыгала на одной ножке и считала. Ее рыженькие косички смешно торчали в разные стороны. Раз — и Секунда уже прыгнула на новое место, раз — и она снова успела прыгнуть. Очень уважали и ценили Секунду все спортсмены. Они всегда брали с собой на тренировки специальный прибор — секундомер и старались опередить Секунду. Но это было нелегко — уж очень она быстро прыгала. Раз — и секунда уже на новом месте!

Ее сестра Минута была поспокойнее. Секунда 60 раз успевала прыгнуть на одной ножке, пока Минута делала шаг. Она так не торопилась. Но деловые люди города очень следили за ее шагами и старались за каждый ее шаг успеть что-то сделать. Минута не спешила, и все-таки она шла достаточно быстро.

Их старший брат Час был уже солидным человеком. Минута делала 60 шагов, прежде чем он делал один. А уж сколько раз успевала Секунда прыгнуть на одной ножке за это время! Час не суетился по пустякам. Но люди говорили, что и он, с их точки зрения, слишком быстро ходит. Через каждые 24 шага Час объявлял о наступлении нового дня.

Ну а семь братцев — дней недели — вам хорошо знакомы. Кто из них сегодня дежурит? Некоторые часы для забывчивых людей показывают и день недели, и даже месяц, и год. Но мы-то не забываем, какой у нас месяц и год?

Так что на наших часах мы видим только, как прыгает неугомонная Секундочка, шагает Минута и важно выступает Час. Как сделает шаг, так часы бьют. Вот такая история, друзья.

Давайте познакомимся с часами. (Рассматривание часов).

Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая, например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Давайте поиграем.

Покажи правильно время на часах

Кот Антипка жил у нас,

Он вставал с лежанки в час,

В два на кухне ел сосиски,

В три – сметану ел из миски

Он в четыре умывался,

В пять по коврику катался,

В шесть тащил сельдей из кадки,

В семь играл с мышами в прятки,

В восемь – хитро щурил глазки,

В девять – ел и слушал сказки,

В девять – шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать.

       Воспитатель предлагает детям показать на часах стрелки так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом стихотворения и рисунками.

       «В три сметану ел из миски». (Три часа)

       «В шесть тащил сельдей из кадки». (Шесть часов)

       «В семь играл с мышами в прятки». (Семь часов.)

       «В восемь хитро щурил глазки». (Восемь часов.)

Вопросы.

Сколько времени было на часах, когда кот ел сметану?

Сколько времени было на часах, когда кот играл с мышами в прятки? (Семь часов.)

Сколько времени было на часах, когда кот тащил сельдей из кадки? (Шесть часов.)

Давайте теперь сами превратимсяя в часы и поиграем.

 «Ходят стрелочки по кругу»

(для 12 игроков)

На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.

Мы часы - наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга,

(дети ходят по кругу, взявшись за руки)

Стрелки, стрелки не спешите

Вы нам время подскажите.

(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой. По заданию воспитателя, (например: 6 часов), двое из детей, которые оказались возле стрелок 12 и 6 должны встать. Игра повторяется 2-3 раза.

Ну а теперь пора возвращаться в детский сад:

Шепчут часики вот так:

Тик-так, тик-так.

Быстро времечко идёт.

В детский садик нас зовёт.

III. Итоговая часть.

- Ребята, вам понравилась путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают).

-Кому было интересно в Стране Времени - поднимите руки, а кому было трудно - присядьте. Мне очень понравилось как вы сегодня путешествовали, правильно отвечали на вопросы, выполняли задания. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Путешествие в страну времени или как мы чувствуем время».

Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы  существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчи...

"Путешествие в страну Времени". Конспект НОД для подготтовительной группы (образовательная область "Познание").

Конспект НОД в подготовительной группе (Образовательная область "Познание")....

Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе. Знакомство с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь) «Путешествие в страну времени»

Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе. Знакомство с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь). "Путешествие в страну времени"....

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».

Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной логопедической группы "Путешествие в страну времени"

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени"

    С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детс...

Проект по развитию временных представлений у дошкольников старшей группы "Путешествие в страну времени".

Воспитатель: Родионова Наталия АлександровнаГБДОУ Детский сад №100 Невского района Санкт-Петербурга Характеристика проектаТип проекта: учебныйВид проекта: групповойРеализация проекта: проект расс...