Технология по экологическому воспитанию "Юный эколог"
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфо-функциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях. 
 
Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада. 
Технология - это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. 
Технология - это методическое обеспечение программы, конкретно реализующая ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования. 
 
Общая направленность технологий экологического образования в ДОУ как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем: 
• ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего учебного года; 
• организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов), деятельности общения (эмоциональнодоброжелательного взаимодействия с живыми существами), изобразительной (изодеятельность, игра, конструирование); 
• широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого ее познания и творческого отражения; • совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;
 • систематическое ознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы; 
• регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах; 
• оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.
 
 Особенностью технологии является планирование: мероприятия, которые в нее включены, спланированы на весь учебный год. Исходными в этом процессе являются сезонные изменения в природе, определяющие содержание всех видов деятельности и эколого-педагогических мероприятий. Именно поэтому время проведения многих мероприятий в технологиях предопределено: циклы наблюдений за цветущими растениями участка возможны лишь в начале осени, а за первоцветами - ранней весной; цикл наблюдений за елью целесообразен в предновогоднее время и в сочетании с акцией в ее защиту; циклы наблюдений за птицами (декоративными, дикими) желательно сочетать с зимней подкормкой пернатых, создающей хорошие условия для наблюдений и т.д. Рассматривание картин, чтение литературных произведений подчиняется в технологиях той же логике - они дополняют и обогащают впечатления детей, полученные от наблюдений живой природы. При таком планировании и сочетании мероприятий технология любой возрастной группы приближается к оптимальному варианту.
 
 Главная задача современной технологии экологического образования детей дошкольного возраста — формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. 
Следует остановиться на некоторых формах работы, представленных современной технологией экологического воспитания самых старших дошкольников. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. 
Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Поэтому составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении. 
 
Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры. 
Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. В данную технологию включены три акции — «Покормите птиц», предновогодняя «Зеленая елочка — живая иголочка» и «Земля — наш дом», которая приурочена к Дню Земли — 22 апреля. Значение акций в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения. 
 
Важное место в современной технологии экологического образования занимают темы Леса, Воды. Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее обитателей, получают представление о значении леса в жизни человека: лес — это источник стройматериалов, сырья для изготовления бумаги; место отдыха и укрепления здоровья, получения эстетических впечатлений. Лес преподносит человеку свои дары (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы), и поэтому человек должен знать, любить его, заботиться о нем. В зимние месяцы и в мае раскрывается тема Воды: дети уточняют представление о ее свойствах, значении в жизни всех живых существ, получают знания о водных экосистемах. 
Современные технологии экологического воспитания обеспечивают всестороннее развитие ребенка. Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи — диалог, описание, объяснение, рассказ. Конкретная забота о растениях уголка природы, участие в Панораме добрых дел помогают развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других. 
 
Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изо деятельности. 
Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет. 
Кроме того большое значение имеет внедрение и использование компьютерных технологий для целенаправленной планомерной и результативной работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром. Компьютерные технологии способствуют развитию личности, мышления дошкольников. Способствуют управлению ситуацией, планированию деятельности, целеобразованию. При этом необходимо учитывать длительность занятий и их место в режиме дня и недели, а также профилактику зрительного и общего утомления. Компьютерные игры, направленные на формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста вызывают большой эмоциональный отклик, живой интерес, способствуют более успешному усвоению экологических знаний. 
 
В заключение следует отметить, что современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей.
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
 
o Приобщение детей к экологической культуре;
o Формирование основ экологического миропонимания;
o Способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;
o Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательных умений (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);
o Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность;
o Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.
 
Общая направленность представленных ниже технологий как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем:
o ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего учебного года;
o организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов) изобразительной (изобразительная деятельность, игра, конструирование) деятельности, деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами);
o широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают природные явления, служат примером любви к природе, глубокого ее познания и творческого отражения;
o совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;
o систематическое ознакомление детей всех возрастных групп сезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы;
o регулярное включение в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС);
o оптимальное соотношение и сочетание педагогических ме­роприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых эко логических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами на природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.
 
Особенностью любой технологии является планирование: мероприятия, которые в нее включены, спланированы на весь учебный год. Исходными в этом процессе являются сезонные изменения в природе, определяющие содержание всех видов деятельности и эколого-педагогических мероприятий. Именно поэтому время проведения многих мероприятий в технологиях предположительно: циклы наблюдений за цветущими растениями участка возможны лишь в начале осени, а за первоцветами — ранней весной. Цикл наблюдений за елью целесообразен в предновогоднее время и в сочетании с акцией в ее защиту; циклы наблюдений за птицами (декоративными, дикими) желательно сочетать с зимней подкормкой пернатых, создающей хорошие условия для наблюдений, и т.д.
 
Рассматривание картин, чтение литературных произведений подчиняется в технологиях той же логике — они дополняют: и обогащают впечатления детей, полученные от наблюдений живой природы. При таком планировании и сочетании мероприятий технология любой возрастной группы приближается к оптимальному варианту.
 
Еще одна особенность построения технологий — подробное методическое описание большинства мероприятий (например, любое занятие представлено программным содержанием, материалом и организацией, которые необходимы для его проведения, подробным сценарием). Такое построение педагогической технологии обеспечивает правильное понимание ее воспитателями и массовое воспроизведение в практике дошкольных учреждений, находящихся в разных природно-социальных условиях.
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_po_ekologii.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка

2

Актуальность

3

Цели и задачи

4

Основные направления работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

5

Программа экологического воспитания дошкольников

6

Содержание работы с детьми

7

Рекомендации к распределению материала по возрастным группам

8

Перспективный план по экологическому воспитанию в первой младшей группе на 2019 -2020 учебный год

9

Конспекты к перспективному плану по экологическому воспитанию в первой младшей группе на 2019-2020 учебный год

10

Мониторинг по экологическому воспитанию в первой младшей группе на 2019 -2020 учебный год

11

Заключение

12

Список используемой литературы

13

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе на 2020 -2021 учебный год

14

Конспекты к перспективному плану по экологическому воспитанию в старшей группе на 2020-2021 учебный год

Перспективный план по взаимодействию с родителями и воспитателями по экологическому воспитанию в старшей группе на 2020 -2021 учебный год

15

Конспекты к перспективному плану по взаимодействию с родителями и воспитателями по экологическому воспитанию в старшей группе на 2020 - 2021 учебный год

16

Мониторинг по экологическому воспитанию в старшейй группе на 2020 -2021 учебный год

17

Заключение

18

Список используемой литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...

презентация по экологии "Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников".

Использование игровых технологии в экологическом воспитании дошкольников...

Игротека дидактических игр по экологии по технологии ТРИЗ "Экологическая копилка"

картотека дидактических игр по экологии то технологии ТРИЗ...