Конспект занятия по экспериментированию в старшей логопедической группе «Песок и глина - наши помощники»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ноздрина Ирина Анатольевна

Занятие по экспериментированию для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального образования –

Городской округ Жуковский

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад компенсирующего вида №23

КОНСПЕКТ

 занятия по экспериментированию

в старшей логопедической группе № 2 (ТНР)

на тему:

«Песок и глина - наши помощники»

                                                        

Подготовила и провела:                  

                                                    воспитатель группы № 2

                                                         Ноздрина И.А.

                                                 

                                                               

                                                             

                                

г. о. Жуковский

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе.

Тема«Песок и глина - наши помощники».

Цель: систематизировать знания детей о свойствах песка и глины через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить знания детей о свойствах песка и глины;
  • продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарь ребенка за счет прилагательных и существительных;

 Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление;
  • развивать и совершенствовать у детей тонкую и общую моторику, навыки координации движений, ориентировки в пространстве и на плоскости;
  • продолжать развивать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы;

Воспитательные

  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, ответственность, инициативность;

Словарная работа: песчинки, сыпучий, глиняная, скульптор, скульптура, песчаная буря.

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций с изображением изделий из песка и глины; беседы; рассматривание песка, глины на прогулке.

Материалы и оборудование: песок и глина, Совунья, одноразовые тарелки и ложки, песочные часы, палочки, лупы, баночка, резиновая трубочка, воронки, презентация «Песок и глина – наши помощники», музыка «Звуки природы – Пустыня».

Методы и приёмы: беседа, игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям по теме, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, рассматривание иллюстраций, объяснение.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Форма организации детей: групповая

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «На работу», физкультминутка «Начинается разминка», МП игра «Песок и глина».

Ход занятия: 

I. Вводная часть – 3 минуты.

Столы стоят буквой «П».  Дети стоят на ковре в кругу с воспитателем, у воспитателя в руках игрушка сова Совунья. Воспитатель обращается к детям от имени совы.

Воспитатель (Совунья):

  • Здравствуйте ребята. Я давно наблюдаю за вами, как вы занимаетесь интересно, как много открытий вы делаете. Когда я к вам летела в гости, то нашла 2 мешочка, а что в них не знаю. Поможете мне разобраться? (Ответы детей)

Воспитатель:

  • Ребята, я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите за столы. И ты Совунья, пойдём с нами.

II. Основная часть – 20 – 25 минут

Воспитатель достает из мешочков песок и глину.

  • Ребята, как вы думаете, что это? (Ответы детей) 
  • Молодцы! Да, это песок и глина.

Воспитатель обращается к сове.

  • Садись Совунья с нами рядом, а ребята тебе расскажут, что такое песок и глина.
  • Ребята, что можно делать с песком? (Ответы детей)
  • Давайте проверим какими свойствами обладают песок и глина! Но сначала нам надо размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «На работу»

Большой палец встал один.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

На работу им пора.

(Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — сжимать и разжимать пальцы, а на слово «Ура» - широко расставить пальцы в стороны. На последнюю фразу – хлопки в ладоши)

ОПЫТ №1 (Работа с лупой).

Воспитатель:

  • Внимательно рассмотрите песок и глину.
  • Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
  • Как выглядит глина? (слайд 2)

Вывод

Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой. Глина состоит из кусочков. (схема 1)

ОПЫТ №2

Воспитатель:

  • Возьмите песок в ложку и аккуратно насыпайте его на тарелочку.
  • Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? Какой он? (Он сыпучий)
  • А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее.
  • Что легче делать? (Насыпать песок)
  • Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.
  • А глина сыпучая? Подумайте. А как глина сыпется? (комочками)
  • Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько времени прошло? (Ответы детей)
  • Что у меня в руках, кто знает? (Песочные часы) 
  • Когда песок из одной емкости пересыпется в другую, пройдет 2 минуты. (Демонстрирую)
  • Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?
  • Давайте сделаем вывод.

Вывод

ПЕСОК СЫПУЧИЙ, А ГЛИНА НЕТ.

Воспитатель:

  • Совунья, ты запомнила эти свойства песка и глины?

Совунья: 

  • Как интересно! Какие молодцы ребята!

Воспитатель:

  • Ребята, продолжим наши открытия.

ОПЫТ № 3

Воспитатель:

  • Ребята, возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (Палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга)
  • А теперь тоже сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете? (Глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно)

Воспитатель:

  • Ребята, давайте выполним модель песка и глины. Выходите на ковёр.

МП игра «Песок и глина» (песок – дети встают с расстоянием между друг другом; глина - встают плотно друг к другу).

Вывод: песчинки располагаются далеко друг от друга, а у глины близко. (схема1)

Воспитатель предлагает детям присесть за столы.

Воспитатель:

  • Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

(Слайд 3. Показ слайда «Пустыня»)

  • Посмотрите ребята на слайд. Что на нём изображено? Что вы знаете о пустыне? (Рассказы детей)

Воспитатель рассказывает детям.

В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь, выползают.

Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. (Звук песка) 

Воспитатель:

  • Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке? (Ответы детей)
  • Только сначала мы немного разомнёмся.

Физкультминутка «Начинается разминка»

Начинается разминка

Встали, выровняли спинки.

Вправо, влево наклонились

Начинаем приседать –

Раз-два-три-четыре-пять.

Руки к верху поднимаем

И спокойно опускаем

Отдохнули все слегка? (Да).

За работу нам пора.

ОПЫТ №4

Воспитатель демонстрирует опыт с комментариями.

Воспитатель:

  • Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и положить глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.
  • Что происходит с песчинками? Почему?
  • А с кусочками глины? Почему?

Вывод:

Песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые. (схема 3,4)

Совунья: 

  • Ребята, что-то я не запомнила, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.
  • Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном ветре?

(Дети отвечают)

ОПЫТ №5

Воспитатель:

  • Ребята, давайте посмотрим впитывают ли песок и глина воду?
  • Возьмите два стаканчика с песком и глиной, стаканчик с водой.
  • Аккуратно налейте немного воды в стаканчик с песком. Потрогайте песок.
  • Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? (Она впиталась в песок).
  • А теперь налейте немного воды в стаканчик с глиной.
  • Скажите, как водичка впитывается: быстро или медленно? (Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине).

Вывод: повторим его для Совуньи. Песок легко пропускает воду, а глина водонепроницаемая. (схема5, 6) Запомнила. Смотри внимательно и слушай.

Воспитатель:

  • Какое свойство песка и глины вы еще знаете?

(слайд 4. Дети играют с песком)

  • Формуется только сырой песок. (схема7) 
  • При высыхании фигурки из песка рассыпаются (схема 8)

(слайд 5) (схема9)

  • Формуется только хорошо размоченная глина. (схема10)
  • При высыхании фигурки из глины остаются крепкими.

Итог занятия:

  • Что мы сегодня делали? Что нового вы узнали?
  • Давайте повторим все свойства песка и глины. (Рассказы детей).
  • Вот эти все свойства песка и глины, люди используют. Поэтому песок и глина – это полезные ископаемые.
  • А что такое полезные ископаемые? (Ответы детей).
  • Для чего нужен песок и глина? (Демонстрация слайдов 5,6 - песок: для игр, посыпают дорожки, при пожаре; глина – лепят игрушки, посуду.)
  • (слайд 7,8). С песком играют не только дети, но иногда взрослые. Оказывается, взрослые тоже очень любят работать с песком: скульпторы создают разные скульптуры.
  • Из какого песка, а художники рисуют картины?
  • Ребята, что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
  • Вы сегодня хорошо поработали, молодцы! На сегодня наша лаборатория закрывается.

Совунья: 

  • Спасибо вам ребята за помощь! Я с вами прощаюсь.  До новых встреч!

Дети прощаются с совой и идут играть с кинетическим песком в зоне экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии  с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники»....

Конспект экспериментирования в первой младшей группе. "Песок. Свойства песка"

Конспект экспериментирование с песком - это конспект занятия, направленного на расширение кругозора детей первой младшей группы. Благодаря опытам, проводимых во время занятия дети познают мир!...

Конспект занятия-экспериментирования во второй младшей группе. «Песок. Свойства песка.»

Цель: познакомить детей со свойствами песка; формировать интерес к экспериментальной деятельности; развивать мелкую моторику рук, координацию движений; учить доводить работу до конца. Форма проведени...

«Песок и глина – наши помощники». (с элементами ТРИЗ и РВТ)

laquo;Песок и глина – наши помощники». (с элементами ТРИЗ и РВТ)...

ПРОЕКТ опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина - наши помощники»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    ПРОЕКТопытно-экспериментальной деятель...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Песок и глина - наши помощники".

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

"Песок и глина - наши помощники"

Конспект НОД  для обучения дошкольника исследовательской  деятельности по А.И. Савенкову.Тема: Песок и глина - наши помощники...