Методическая разработка. Тема: КВН «Белая берёза - русская красавица». Для старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Рогачева Татьяна Ивановна

Данная методическая разработка даёт предпосылки к формированию эмоционально- положительного отношения к окружающему миру и природе на примере одного из символов нашей Родины – берёзы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bel_ber.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Тема: КВН «Белая берёза - русская красавица».

Для старшего дошкольного возраста.

Автор: Рогачёва Татьяна Ивановна, воспитатель, высшая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад № 6», г. Михайловска.

 Цель: формирование эмоционально- положительного отношения к окружающему миру и природе на примере одного из символов нашей Родины – берёзы.

Задачи:

  •  привлекать внимание детей к одному из символов нашей Родины - берёзе, показать её красоту, пользу, вызывая желание оберегать, защищать, заботиться о нём;                 
  •  развивать у детей познавательный интерес (наблюдение, исследование, получение новых знаний, умений и навыков);
  •  познакомить детей с праздником «Троица», с символом праздника - берёзой;
  • воспитывать любовь к произведениям искусства: стихам, картинам, рассказам; к устному народному творчеству: песням, пословицам, поговоркам, приметам, народным подвижным играм, загадкам;
  • воспитывать чувство любви к родной природе.

Предварительная работа: рисование, лепка, аппликация, рассматривание картин известных художников, чтение рассказов, разучивание песен, загадок, стихов, народных и подвижных игр, пословиц и поговорок о берёзе, исследовательская деятельность.

         Интеграция образовательных областей: познание, художественно-эстетическое развитие социально- коммуникативное развитие.

Работа над словарем: береста, лапти, лучина, бетулин.

Методы:        

- информационно-рецептивный;

                            - проблемное изложение;

                    - частично-поисковый (эвристический);

                    - исследовательский.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, двигательная.

          Планируемые результаты:

- дети активны в деятельности; умеют подчиняться разным правилам;

- достаточно хорошо владеют устной речью, выразительно читают стихи умеют образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме, знают пословицы и поговорки о берёзе, умеют отгадывать загадки описывать картины;

- дети умеют играть в народные и подвижные игры, соблюдая правила;

- дети владеют знаниями о пользе и применении берёзы;  

- у детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими;

- проявляют любознательность;

-  способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, в ситуации выбора.

  Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: мультимедийное оборудование, презентация, разноцветные ленточки, лапти, детские работы, макет дерева.

                                       1.Организационный этап.

 Ведущий: - Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поддержать замечательных, умных, весёлых и находчивых ребят. Мы решили показать свои знания, умения и навыки по теме: «Белая берёза – русская красавица».

 - Ребятами было предложено провести КВН.

 - Поприветствуем наших участников.

(Заходят две команды, становятся возле стульчиков).

 Ведущий: - У нас две команды: команда «Солнышко» и команда «Дождик». Они приготовили друг другу приветствия. Пожалуйста, команда «Солнышко» приветствует команду «Дождик»:

С неба смотрит солнышко

                                               Миллионы лет

Льет на Землю солнышко

И тепло и свет! - Команда «Дождик» приветствует команду «Солнышко»: 

                                             Дождик лей,

                                             Не жалей!

                                             Ты березку полей,

                                             Чтобы выросла она

                                             Высока и зелена!            

   Ведущий: - Уважаемые команды, у нас присутствует мудрое и доброе жюри, которое будет следить за ходом турнира. Они будут оценивать ваши знания, умения и навыки. Поприветствуем их.

- Здравствуйте, уважаемое жюри!

 - Ребята, а как расшифровать эти замысловатые буквы-КВН?  

(Клуб Весёлых и Находчивых).

- Почему вы выбрали КВН?

(Ожидают интересные состязания).

- Почему вы для выступления выбрали именно эту тему: «Белая береза- русская красавица»?

(Потому что берёзка является символом нашей Родины)

                                3.Образовательный этап.

-  Наш КВН состоит из четырех туров. 1 тур мы начнем с разминки. Я         поочередно буду задавать вопросы командам, а жюри будет оценивать правильность ответов.

                                          1 тур.

  1. Что полезного для дома делают из березы? (мебель, посуду) 1 слайд.
  2. Какой спортивный инвентарь для дома делают из березы (лыжи) 2 слайд.
  3. Как называется кора березы? (береста) 3 слайд.
  4. Как называется красящее вещество, которое находится в бересте? (бетулин) 4 слайд.
  5. Для чего березе нужны чечевички, которые расположены по стволу? (они помогают дереву дышать) 5 слайд.
  6. Какой гриб растет под березой? (подберезовик) 6 слайд.
  7. Как называется обувь, которую раньше плели из бересты? (лапти) 7 лайд.
  8. Как береза может утолить жажду? (березовый сок) 8 слайд.
  9. Как береза давала людям свет? (лучина) 9 слайд.
  10. Какой атрибут для бань и саун делают из березовых веток? (веник) 10 слайд.

  Ведущий: - Переходим к следующему заданию 1 тура словесная игра «Назови ласково». Вы по очереди должны будете назвать березку ласково, не повторяясь.  Чья команда назовёт больше ласковых слов, та и победи

(Берёзонька, белоствольная, берёзка, красавица и т.д.)

 Ведущий: - Третьим заданием 1 тура будут загадки (загадывают по очереди друг другу загадки о березе).

  1. Ствол белеет, шапочка зеленеет.
  2. Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.
  3. Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
  4. В белом сарафане стала на поляне летели синицы, сели на косицы.
  5. Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.    

    Ведущий: - Начинаем 2 тур «Домашнее задание».

- О красоте русской березы поэтами написано очень много стихов. Ребята, вы с родителями дома учили стихи о березе. Сейчас команды по очереди их расскажут (по 3 стиха).

1.Деменьтев «Береза».

На полях, на пригорке,

Над окном среди полей

Белокурые березы – символ Родины моей.

Ты так мила мне до любой росинки,

В твоих просторах дремлет тишина.

Березовая, русская Россия,  

Ромашковая добрая страна.

2. П. Кудрявцев «Белая береза – русская земля»

Белая береза, милая сестра,

Ты расти, не бойся, злого топора.

Белая береза – птицы по ветвям,

Я тебя в обиду никому не дам.

Белая береза, мой поклон тебе,

Ты – в судьбе России и в моей судьбе.

Белая береза – русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя!

3. И. Семенова «Березка»

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках - весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

4. Рождественский «Березка»

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

     5.С.Есенин «Береза»

     Белая береза под моим окном  

     Принакрылась снегом точно серебром,

     На пушистых ветках снежною каймой

     Распустились кисти белой бахромой.

     И стоит береза в сонной тишине,

     И горят снежинки в золотом огне.

     А заря, лениво обходя кругом,

     Обсыпает ветки новым серебром.

     6.Н. Смирнова «Береза»

     Если б дали березе расческу,

     Изменила б березка прическу:

     В речку, как в зеркало, глядя,

   Расчесала б кудрявые пряди,

   И вошло б у нее в привычку

   По утрам заплетать косичку.

 Ведущий: - Мы послушали прекрасные стихи. Молодцы, ребята! Но белоствольную красавицу воспевали не только поэты, но и художники. Они писали прекрасные картины. Сейчас каждая команда представит картину, посвященную березе, и расскажет о ней.

- Для выступления, я приглашаю участников из команды «Солнышко».

 - Зоринова Даша и её мама Елена Владимировна представят картину русского пейзажиста Ивана Шишкина «Берёзы».

(Представление картины).

- Нам с мамой очень понравилась картина, которую написал художник Иван Шишкин.

Мама: ребята, среди русских пейзажистов И. И. Шишкину принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм. Сосновые и еловые леса, дубы и берёзы в его картинах словно оживают. Его картины выставлены в Третьяковской галерее, в «Русском музее», в «Московском публичном музее», в том числе и «Берёзовая роща».

- Даша, а что тебе в этой картине понравилось?

Даша: мне в этой картине очень понравилось голубое небо, зелёная травка и берёзки. Эти белоствольные, кудрявые красавицы похожи на невест.

Мама: да, действительно, в этом удивительном произведении художник передаёт игру солнечных лучей на белых стволах и зелёных листьях берёзок. А среди сочной травы виднеются искорки цветов.

- Даша, а какие чувства вызывает у тебя эта картина?

 Даша: Эта картина вызывает у меня радость, когда я на неё смотрю, у меня поднимается настроение.

Ведущий: Спасибо, за замечательное выступление.

- Сейчас я предлагаю приступить к выступлению команде «Дождик».

- Выступление подготовили Петренко Ростислав и его мама Екатерина Георгиевна.

- Они представят картину Исаака Левитана «Берёзовая роща».

(Представление картины).

Ростислав: Мы с мамой хотим представить картину художника Исаака Левитана «Берёзовая роща».

Мама: И. Левитан является одним из самых талантливых живописцев. Его знаменитые работы: «Март», «Яблоневый цвет», «Золотая осень» и др. пользуются большим успехом у ценителей живописи.

- Ростислав, а что бы ты хотел рассказать об этой картине?

- На этой картине изображена берёзовая роща в яркий солнечный день. Берёзки радуются жизни, солнышку и зелёной травке.

- Солнечные лучики играют на белых стволах берёзок.

Мама: а какие чувства вызывает у тебя эта картина?

Ростислав: Когда я смотрю на эту картину. Мне хочется в неё попасть и побегать по мягкой зелёной травке.

-А вы, ребята, что чувствуете, когда смотрите на эту картину?

Дети: Поднимается настроение.

-  Становится радостно на душе.

- Хочется погулять среди этих берёзок.

  Ведущий: - Вот и подошел к концу 2 тур наших соревнований. Пока жюри оценивает наши ответы мы с вами немного поиграем.

- В Древней Руси существовал праздник Троица, праздновали его в июне. Люди прощались с весной и встречали лето, прославляли зеленеющую землю, главным персонажем была березка. Ее украшали разноцветными лентами, водили хороводы. Я вам предлагаю украсить нашу березу ленточками. Чья команда быстрее повяжет на березку ленты – становится победителем.

                 Подвижная игра «Украсим березу».

     Ведущий: - Спасибо, ребята, что украсили березу. А теперь, по старинному русскому обычаю заведем вокруг нашей белоствольной красавицы хоровод.

                       Хоровод «Во поле береза стояла»

Слово жюри.

                                            3 тур.

  Ведущий: Красавица – береза не только хороша и пригожа, она приносит большую пользу.  В ходе нашего проекта мы проводили исследовательскую деятельность, узнавали о пользе и применении березы. Сейчас команды защитят свои исследования.

 Сейчас от команды «Дождик» я приглашаю выступить Диану и её маму Мадину Борисовну.  Пока они готовят свое выступление, назовем пословицы и поговорки о березе.

1)Береза не угроза: где стоит, там и шумит.

2)Бела береста, да деготь черен.

3)Для врага и береза угроза.

4)Береза ума дает.

5)Береза – мир освещает, крик утешает.

6)Береза – больных исцеляет, чистоту соблюдает.

Выступление Дианы и Мадины Борисовны «О пользе и применении берёзы».

Диана: мы с мамой хотим рассказать о пользе берёзы.

Мама: ещё в древности люди отметили многие полезные свойства этого дерева.

- Диана, какие полезные свойства берёзы ты можешь назвать?

Диана: весной, когда деревья просыпаются, начинается сокодвижение. У берёзы выделяется вкусный сок. Он даёт бодрость, силу. Сок пьют для укрепления здоровья. (Слайд 1.)

Мама: а ещё берёзовый сок использовали в косметологии. Им лечили различные кожные заболевания (экзема, лишай, пигментные пятна). Ещё наши прабабушки умывались берёзовым соком, после чего кожа становилась гладкой и шелковистой. (Слайд 2.)

- Отваром из берёзовых листьев рекомендуют мыть волосы, для улучшения их роста. (Слайд 3.)

-Диана, а ты слышала о чаге?

- Да, это берёзовый гриб, который применяют в медицине.

Мама: его применяют при различных опухолях.

 Ведущий: - Благодарим за столь содержательное выступление.

- Приглашаю от команды «Солнышко» выступить Неркараряна Гарика и его маму Мани Робертовну . Пока они готовят свое выступление, мы назовем народные приметы.

1)Если из березы весной течет много сока – к дождливому лету.

2)Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя.

3)Береза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, ольха перед березой – дождливое.

4)Если листья на березе густы и темно-зеленого цвета – к урожаю хлеба.

5)Когда лопаются сережки у берез – время сеять хлеб.

6)Сей овес, когда березовый лист станет распускаться.

        Ведущий: - Молодцы, ребята! С помощью березки мы теперь сможем предсказывать погоду.

Выступление Неркараряна Гарика и его мамы Маник Робертовны.

 Гарик: мама, давай расскажем про лекарства, которые делают из берёзы.

Мама: Эти лекарства получают из древесины берёзы. (Слайд 1.)

- Это активированный уголь, он применяется для лечения желудочных заболеваний. (Слайд 2.)

- А это мазь Вишневского, ею лечат нарывы и фурункулы. (Слайд 3.)

- Берёзовый дёготь входит в состав дегтярного мыла, его применяют для лечения кожных заболеваний. (Слайд 4.)

- Гарик, а ты знаешь для чего применяют берёзовые веники?

Гарик: нам рассказывали, что берёзовый веник в бане утоляет болезни, даёт бодрость и силу.

(Слайд 5.)

Мама: Гарик, а ты знаешь, чем полезны берёзовые почки и серёжки? (Слайд 6.)

Гарик: да, нам рассказывали, что из берёзовых почек и серёжек полезно пить чай. Он полезен при заболеваниях сердца, желудка, а также при ангине.

  Ведущий: Огромное спасибо за ваше выступление. Мы много полезного узнали для себя, это пригодится нам в дальнейшем.

        Я предлагаю жюри подсчитать итоги 3 тура.

      -  Пока жюри подсчитывает результаты, я хочу предложить поиграть в интересную игру. Мы знаем, что из бересты в Древней Руси плели лапти. Мы тоже постарались и сплели для вас лапти, и предлагаю поиграть в игру «Бег в лаптях».

                           Подвижная игра «Бег в лаптях»

  • У каждой команды есть пара лаптей. Играющие по очереди обувают лапти добегают до нашей берёзки, прикасаются к ней. Возвращаются к своей команде и передают эстафету. В игре участвуют все участники команд.

                        4 тур «Изготовление открытки»

      Ведущий: Ребята, мы очень много наблюдали за берёзкой, говорили о ней, ухаживали. Давайте изготовим праздничную открытку, чтобы всё это осталось в нашей памяти.

- Работа будет коллективной. От команды вы должны будете представить по одной открытке.

(Команды изготавливают открытки).        

      Ведущий: Команды, пожалуйста, представьте свои открытки.

     - Пока жюри подводит итоги нашего турнира, я приглашаю вас посмотреть веселый танец.

                         Хоровод «Русские берёзки».

                                              4. Рефлексия.        

- Вам понравилось принимать участие в КВН?

- Что нового и интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Что бы вы еще хотели узнать?

-Хотелось ли вам чаще принимать участие в такого рода состязаниях?

(Ответы детей).

                                            5. Итоговый этап.

                    Слово жюри, подведение итогов.

-Ребята, вы сегодня были большими молодцами! Вы очень много знаете о берёзке. Мы очень много интересного узнали из ваших выступлений. Я надеюсь, что вы не остановитесь на достигнутом и ещё много узнаете об этом удивительном дереве. А на помощь к вам придут всегда ваши старшие товарищи.

- Спасибо огромное вам и вашим мамам за столь содержательное выступление!        

-По итогам турнира победила ДРУЖБА!!!

- Мы хотим вручить командам за участие памятные призы.

           (Вручение участникам команд памятных призов).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического                     ...

Методическая разработка Тема: влияние игротренинга на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка на тему: “Влияние игротренинга на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста” рассчитана на два года.Систематически использовались упражнения на фитболах в...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Берёза – символ Родины моей» (старший дошкольный возраст)

Конспекторганизованной образовательной деятельности.Образовательная область «Познание»(формирование целостной картины мира, расширение кругозора) «Берёза – символ Родины моей»(старший дошкольный ...

Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...

Методическая разработка Тема: «Подвижные игры, спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка  Тема: «Подвижные игры, спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»...