Конспект беседы в средней группе «Деревья в лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чернова Оксана Игоревна

Оксана Чернова.
Конспект беседы в средней группе «Деревья в лесу»

Цель: ознакомление с названиями некоторых деревьев, растущих в лесу.

Задачи:

• Обучать детей различать деревья по определенным признакам.

• Развивать память.

• Воспитывать бережное отношение к растениям.

Материал: картинка леса; диск с шумом леса; отдельные картинки семи деревьев : дуб, рябина, береза, сосна; дубовые листики для физкультминутки; разрезные картинки семян-плодов деревьев; две репродукции картин осени художников И. И. Левитана «Сумерки. Луна.» и Ф. А. Васильева «Болото в лесу»; букет осенних листьев в вазе, на тарелочках жёлуди, шишки, ягоды рябинки.

Ход беседы

Звучит музыка: шум леса. На доске картины леса.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в лес. Представим, что мы в лесу.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

Автор: С. Погорельский

Воспитатель: Оглядитесь, что можно увидеть в лесу? Что в лесу нас окружает?

ДетиДеревья, кусты, зверей, птиц, …

Воспитатель. А вот про что наше занятие отгадайте из загадки.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

ДетиДерево.

Воспитатель: Правильно! Знаете, как много в лесу разных деревьев. Они возвышаются над всем. Как огромные великаны. Какие деревья вы знаете?

Дети: Липа, дуб, берёза, клён, …

Воспитатель: Так ли хорошо вы знаете деревья, вот я и проверю. Отгадайте загадку:

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

Дети: Берёза.

Воспитатель: Правильно ребята! Рассмотрим, какой у берёзки ствол?

Дети: Он белый.

Воспитатель: Чисто белый?

Дети: В чёрную крапинку.

Воспитатель: Хорошо. Значит, у березки стол белый в чёрную крапинку или мелкую полоску.

Воспитатель: Рассмотрим её веточки. Какие они, как вы видите?

Дети: Тонкие и свисают. Листики свисают на тоненьких веточках.

Воспитатель: Берёзку часто сравнивают с девушкой с длинными косами с кудрями. У неё весной появляются семена, похожие на серёжки. Когда листиков ещё совсем мало, то серёжки хорошо видны. У берёзки стройный и гладкий ствол.

ВоспитательСледующая загадка:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Сосна)

Воспитатель: Молодцы! Рассмотрим сосну. Что вы можете о ней сказать?

Дети: Она очень высокая. У неё иголки. Она всегда зелёная.

Воспитатель: Очень хорошо. А где у неё листики?

Дети: Иголочки – это и есть её листочки.

Воспитатель: Благодаря им она зимой и летом одним цветом. А какого цвета её ствол?

Дети: Он коричневого цвета.

Воспитатель: Сосны достигают высоты 10-этажного дома. Ствол очень прямой, стройный, шершавый. Что ещё отличает сосну от других деревьев? Какие у неё плоды?

Дети: У неё есть шишки.

Воспитатель: Шишки – это её плод, и в них прячутся семена. Которые очень любит белочка. Посмотрите на шишечки, потрогайте руками.

ВоспитательСледующая загадка:

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о дубе?

Дети: Ответы детей. У него жёлуди, он очень толстый.

Воспитатель: Всё правильно. Дуб живёт более трёхсот лет. Больше, чем три человеческие жизни. У него могучий ствол, очень широкий в обхвате. Чтобы его обнять, нужно встать в круг от трёх человек и более. А желуди – это его плоды-семена. Из жёлудя вырастает новый дубок. И жёлуди едят лесные кабаны. Потрогайте руками жёлуди.

Воспитатель: Листики дуба отличаются от берёзового и соснового?

Дети: Да. Он совсем другой.

ВоспитательСледующая загадка:

Платье потерялось —

Пуговки остались. (Рябина)

Воспитатель: Веточку какого дерева вы рисовали?

Воспитатель: Какие у рябинки листики?

Дети: На одной веточке много маленьких листиков.

Воспитатель: А какой у неё ствол?

Дети: Тонкий и стройный.

Воспитатель: Какого он цвета?

Дети: Коричневого цвета.

Воспитатель: А ещё он гладкий. А это, что за гроздь?

Дети: Красные ягоды.

Воспитатель: Правильно. Это плоды с семенами в виде грозди ягод, которые очень любят клевать птицы.

Воспитатель: Выйдем на ковёр и встанем кружком. Возьмите каждый по листику.

Физминутка Деревья

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Воспитатель: Кому я дам картинку с рисунком семени-плода дерева, тот выходит к доске и отвечает какому дереву оно принадлежит. А мы контролируем правильность ответа.

(Совместное обсуждение ответов).

Воспитатель. Выйди к доске и покажи от какого дерева этот плод (жёлудь). Что ты о нём помнишь?

Ответы детей. Дальнейшее обсуждение плодов

Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо занимались.

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»