Конспект к занятию по познавательному развитию (ФЦКМ) для детей подготовительной группы "Зимнее путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Серова Галина Ивановна

Данный конспект был разработан для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (ОНР, ТНР). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зимнее путешествие53.37 КБ

Предварительный просмотр:

Цель

- вызвать у детей положительные эмоции от предстоящего новогоднего праздника

Задачи

Коррекционно - Образовательные

  • закрепить знания о зиме, ее характерных признаках
  • обобщить и систематизировать знания о подготовке диких животных к   зиме
  • закрепить знания детей о диких животных, учить отличать следы диких   животных на снегу
  • закреплять умение детей подбирать определения к существительным, образовывать притяжательные прилагательные при описании животных
  • закреплять умение делить слова на части
  • закреплять умение подбирать слова на заданный звук

Коррекционно -  Развивающие

  • закреплять умение детей разгадывать ребусы
  • активизировать и актуализировать словарь по теме
  • совершенствовать грамматический строй речи
  • закреплять навыки порядкового счета в пределах второго десятка
  • развивать логическое мышление, внимание, память, воображение
  • способствовать развитию выразительности речи и движений

Коррекционно - Воспитательные

  • воспитывать любовь к родной природе
  • развивать социальные навыки: умение работать в коллективе,                        

          друг с другом

 

Интеграция образовательных областей

  1. Физическое развитие – развитие координации движений
  2. Речевое развитие – развитие и обогащение словаря, ситуации общения
  3. Художественно-эстетическое развитие - слушание музыки

Использование современных развивающих технологий

  1. Информационно – коммуникационные технологии (презентация Power Point «Чьи следы?», подбор иллюстративного материала – репродукции картин И.Вельц «Иней»; И.Грабарь «Февральская лазурь»; И. Шишкин «Зима»)
  2. Технологии развивающего обучения (технология опорных сигналов, частично – поисковый или эвристический метод)
  3. Здоровьеразвивающая технология (динамическая пауза)
  4. Социоигровые технологии (развитие взаимодействия – ребенок+взрослый, формирование умений и навыков коммуникативного взаимодействия)
  5. Личностно – ориентированное взаимодействие (приоритет личностных отношений, индивидуальный подход к воспитанникам, обеспечение комфортных, безопасных условий развития)

Предварительная работа

  • наблюдения за сезонными явлениями природы во время прогулок
  • беседы о характерных признаках зимы
  • чтение художественной литературы о зиме, заучивание стихотворений
  • рассматривание иллюстраций, картин, пейзажей о зимнем времени года

Материал к занятию

  • репродукции картин И.Вельц «Иней»; И.Грабарь «Февральская лазурь»; И. Шишкин «Зима»
  • презентация Power Point «Чьи следы?»
  • технологические карты, карточки с изображением снежинок по количеству детей
  • набор карточек с изображением одежды на звук Ш, с изображением транспорта на звук С
  • Ход  мероприятия:

Логопед:  Ребята, мы получили тревожную телеграмму от Деда Мороза, который не может выехать к нам на Новогодний праздник, потому что попал в лес, заколдованный  Снежной Королевой.

Ему нужна помощь. Поможем?

Дети: Да. Обязательно.

Логопед: Я  предлагаю отправиться в сказочное путешествие в зимний лес, где нас ждут разные приключения. Но сначала нам надо подготовиться. Как?

Дети: Надо  тепло одеться, чтобы не замерзнуть в зимнем лесу.  

Логопед:  Правильно. Подберем такую одежду, чтобы она была теплая и ее название начиналось со звука «ш». Что вы наденете, собираясь в путешествие?

Дети:  Шуба, шапка, штаны, шаль, шарф.

Логопед:  Молодцы, ребята! А теперь нам надо выбрать вид транспорта, на котором мы сможем добраться до зимнего леса. Предложите вид транспорта для путешествия, но такой,  чтобы  название его  начиналось со звука " с".  

Дети: Самолет, самокат, сани, снегоход, слон, собаки и др.

Логопед: Какой транспорт выберем мы?

Дети: Снегоход.

Логопед: Почему?

Дети: В лесу зимой много снега, а снегоход вместо колес имеет лыжи, на которых легко можно проехать по снегу.

Логопед:  В наш снегоход могут поместиться только 15 человек.  А нас сколько? Давайте посчитаем!

Дети считаются по порядку.

Дети: Нас сегодня 12 человек.

Логопед: 12 больше или меньше 15?

Дети:  12 меньше 15, поэтому мы все поместимся в снегоходе. Можно лететь!

Физминутка - имитация  текста (авторская) (здоровьеразвивающая технология)

Сядем мы на снегоход

И отправимся в поход.

Раз, два, три, четыре, пять.

Деда Мороза идем выручать.        

По заснеженным  тропинкам мы идем

От злой Вьюги Деда Мороза мы спасем.

В детский сад его мы приведем,

Спляшем для него мы и споем.

Логопед:  Отдохнули, вот и славно. Поговорим теперь о главном.

Звучит аудиозапись музыки А. Вивальди «Зима» 2 часть.

 Перед нами сказочный лес. (Демонстрация знакомых детям репродукций картин -   И.Вельц «Иней»; И.Грабарь «Февральская лазурь»; А.Саврасов «Зима»).  ИКТ

 Логопед:  Посмотрите, как красиво в зимнем сказочном лесу!  (Дети рассматривают репродукции).

Логопед: Мне кажется, что лес будто спит, такая тишина вокруг. А давайте его разбудим, скажем, какой он. Что можно сказать о лесе? Какой лес?  

Дети:  Сказочный, волшебный, таинственный, заколдованный, сонный, дремлющий, спящий.

Логопед:  Молодцы, ребята. Очень красиво вы сказали о зимнем лесе.

Появляется Снежная Королева.

Снежная Королева:  Здравствуйте, ребята! Зачем в такое холодное время года пожаловали в лес?

Дети: Мы пришли  выручать Деда Мороза. Он прислал нам телеграмму, просил о помощи.  Снежная Королева, помоги нам выручить Деда Мороза.

Снежная Королева:  Помогу обязательно. Но для того, чтобы попасть в сказочный волшебный лес, вам надо  выполнить мои королевские задания!

Первое задание будет такое. Я предлагаю вам  картинки с изображением животных, а вы выберите только тех, которые ведут активный образ жизни зимой.

Дети выбирают картинки и помещают их на стенд -  лиса, заяц, волк, олень, лось.

Снежная Королева:  Молодцы! Все правильно сделали. Теперь второе задание. Кто делает запасы на зиму?

Дети  выбирают из предложенных картинок -  белка, хомяк, суслик.

Снежная Королева:  И опять вы все правильно  сделали.  Следующее задание, очень трудное.  Вот  следы на снегу, определите, каким животным они принадлежат.  Дидактическая игра с использованием ИКТ " Чьи следы?» (показ презентации)

В ходе игры закрепляем  притяжательные прилагательные  во множественном числе (заячьи, волчьи, медвежьи, беличьи, вороньи, воробьиные  следы и т.п.)

Снежная Королева:  Молодцы, знаете  животных, знаете их образ жизни, знаете, как они живут зимой.  Я пропускаю вас в волшебный лес.  Но в царство Злой Вьюги ведет дорога из волшебных снежинок.  Сумеете построить такую дорогу – попадете к Злой Вьюге. Даю вам подсказку.  (Снежная Королева дает ребятам алгоритм построения дороги.  Дети из отдельных карточек, на которых изображены  снежинки разной формы, следуя алгоритму, выкладывают дорожку). (Технология развивающего обучения)

снеж1.jpeg

снежинка.jpeg

снеж3.jpeg

снеж2.jpeg

Вылетает Злая Вьюга.

Злая Вьюга: Как вы попали в мое царство? Кто помог вам? Не выйдете теперь вы отсюда. Никогда. Потому что не сможете разгадать  зашифрованное волшебное слово. Хи-хи-хи. (показывает ребус с зашифрованным словом ДОБРОТА)

   

  Б

 

Дети разгадывают ребус. (технология развивающего обучения)

Злая Вьюга: Как это вы догадались? Ой, что-то я становлюсь все добрее и добрее. Это слово было заколдовано. Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Я – Снежная Вьюга.  Звали меня раньше злой, а теперь я просто Снежная. А вы кто? Как вас зовут? Скажите ваши имена по слогам.

Дети: Свя-тос-лав, Ди-ма, Ка-тя,  Иль-я и т.д.

Снежная Вьюга:  Знаю – знаю зачем пожаловали  в мой лес. За Дедом Морозом. Но сейчас я проверю, знаете ли вы приметы зимы. (социоигровая технология)

  1. Эх – ма, кутерьма, в январе пришла зима!
  2. Вот февраль седой придет – подарки детям принесет.

  1. Снег, мороз и лед, привет! Пора достать велосипед!

  1. Хоть и добрый Дед Мороз – зимой щиплет нас за нос.

  1. Зимой спешит Снегурка погреться у пчурки.

  1. Люди Новый год встречают – в игрушки липу наряжают.

  1. Зима – матушка придет – сирень на клумбах зацвтет.

  1. В декабре-то, между прочим, день всегда короче ночи.

Снежная Вьюга:  Молодцы, ребята!  Правильно выполнили мое задание. Сейчас я расколдую, размету все дороги в лесу и ваш Дед Мороз придёт к вам!  

Выход Деда Мороза. Он благодарит детей. Совместная игра «Угадай – ка». (Игра проводится с Дедом Морозом в хороводе под мелодию русской народной песни «Ах вы, сени». Дети, напевая текст, идут по кругу, взявшись за руки. Затем останавливаются и показывают Деду Морозу движения, имитируя игру на каком-либо музыкальном инструменте. Дед Мороз должен угадать, какой это инструмент. (ИКТ, социоигровая технология)

Добрый Дедушка Мороз!

Посмотри-ка ты на нас.

Догадайся, Дед Мороз,

Что мы делаем сейчас.

Дети имитируют игру на скрипке. Во второй раз дети, остановившись, имитируют игру на дудочке. В третий раз изображают движение пианиста, будто нажимают клавиши).

Дед Мороз: Молодцы, ребята! Очень интересно с вами играть. Ну а теперь отправляемся в обратный путь – в детский сад. Мне надо  успеть ко всем детям, чтобы ни один ребенок не остался в новогодний праздник без подарка.  В путь, друзья!

Под  аудио – запись песни в исполнении детской эстрадной студии «Родники» «Новый Год у ворот» (музыка Е. Лучникова, слова В. Графчиковой)  дети покидают зал.