проект исследовательской деятельности "Домик для насекомых"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Марушевская Елена Борисовна

проект исследовательской деятельности .среднесрочный 07.07.2022г-07.09.2022г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Домик для насекомых"14.27 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Зареченская СОШ дошкольное отделение 9

Познавательно-исследовательский экологический проект «Домик для насекомых»

07.07.2022г.-07.09.2022г.

Проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Подготовила воспитатель Марушевская Елена Борисовна

«И для людей и для зверей природа - общий дом,

пусть будет всем уютно в нем!»

Актуальность: В период дошкольного детства закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим. Одним из направлений работы с детьми в детском саду является формирование экологического миропонимания. Мы хотели показать детям, что не все насекомые опасны, а наоборот, приносят неоценимую пользу людям. И для того, чтобы это осуществить, мы, с помощью «Домика для насекомых», решили познакомить детей с «миром насекомых», помочь лучше узнать их и понять.

Предмет исследованиянасекомые, их среда обитания…

Вид проектаПознавательно – исследовательскийэкологический, групповой.

По характеру контактов: открытый, детско-взрослый.

Продолжительность проекта: среднесрочный .Начало проекта 07.07.2022-01.09.2022г.

Участники проекта: дети дошкольного возраста подготовительная группа дети 6лет, воспитатели, родители воспитанников.

География проекта: Россия. Московская обл. ,пос.Заречье

Цель проекта: формирование экологического миропонимания и гуманное отношение к миру природы, по средствам знакомства детей с «миром насекомых».

Задачи:

Продолжать формировать познавательный интерес к объектам живой природы;

Расширять и систематизировать знания детей о характерных особенностях насекомых, среде их обитания, о питании;

Развивать умение анализировать и делать выводы, умозаключения. Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к живой природе, к окружающему миру, соблюдать правила поведения в природе.

Предполагаемый результат:

У детей появится интерес к объектам живой природы – насекомым.

Дети научаться узнавать и называть различные виды насекомых.

Дети узнают о пользе насекомых.

Сформируются основы познавательно-исследовательской деятельности.

Сформируется ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы, представления о том, что каждый человек, в том числе ребенок, может сделать для сохранения природы.

Усвоение детьми правил поведения в природе.

Полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, на занятиях по любым другим видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня.

Реализация данного проекта поможет детям в будущем относиться ко всему живому, как к жизненно важной ценности, о которой необходимо заботиться, любить и беречь. .

Предполагаемый результат

Дети познакомятся с  художественным, декоративно – прикладным искусством, в которых встречается образ насекомых (лепка, рисование, аппликация, коллаж).

Дети познакомятся с подвижными играми, в которых встречается образ насекомых и будут знать песни них.

У родителей установятся партнерские отношения между собой.

Повыситься психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей.

У педагогов повышение профессиональной компетентности в вопросах экологического воспитания детей.

Описание изготовления «Домика для насекомых»

Материалы: спилы, бамбуковые палки, солома, трубчатые стебли, шишки, , глиняные горшки, плетёные корзины,кашпо из кокоса, материал для изготовления домика.

Мы взяли достаточно прочный каркас из деревянной толстой фанеры и бруса,   обеспечили водонепроницаемую конструкцию. Разместили «домик» в защищенном от солнца и ветра месте, установили на забетонированный фундамент , разместили весь наполнитель для насекомых с детьми.

1. Сверленные колоды (спилы, с отверстиями не более 2 см в диаметре, тщательно очищенные от остатков опилок, предположительно, станут популярным приютом многих очень полезных опылителей, таких как пчелы и одиночные осы, чьи личинки питаются тлей.

2. В плетёные корзины дети насыпали траву и разместили улиток .

3. Солома привлекает насекомых, чьи личинки питаются многими вредителями.

4. Трубчатые стебли дают приют для одиночных пчел, которые опыляют первые цветы.

5. Шишки привлекают мух.

6. Перевернутые глиняные горшки, наполненные сеном привлекают различных насекомых, которые любят вредителей, таких как тля.

7. Камни уложены таким образом, чтобы между ними были отверстия, привлекают божьих коровок, которые прилетают, чтобы провести зиму. Их личинки истребляют много тли.

8. Солома, привлекает насекомых, участвующих в разложении мертвой древесины.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (информационный)

Сроки реализации: Июль 2022г..

Основные мероприятия:

сбор информации,

сбор информации у педагогов других групп об отношении детей к насекомым.

сбор методического материала по теме (раскраски, наглядный материал, атрибуты для игр).

постановка проблемы перед участниками проекта, разработка плана реализации проекта, разработка модели отеля, подбор материала и оборудования.

2 этап – основной (практический)

Сроки реализации: Август 2022г.

Основные мероприятия:

1. Разработка домика.

2. Строительство «Домика для насекомых».

Работа с детьми: организация совместной детско-взрослой деятельности – беседы, наблюдения, игры, практическая, продуктивная деятельность, направленная на формирование основ экологической культуры у детей.

Работа с родителями по теме проекта:

Привлечение родителей к строительству «Домика для насекомых»,помощь детям в подготовке природного материала.

Оформление наглядной информации,

консультации, информирование о ходе реализации проекта.

Оснащение предметно-развивающей среды: оформление групп и участка (подбор литературы, игр по экологическому воспитанию);

Работа с педагогами: консультации, беседы, изготовление дидактического материала.

3 этап – завершающий (аналитический)

Сроки: август 2022г.-сентябрь2022г

Основные мероприятия:

Подведение итогов реализации проекта «Домик для насекомых» .Рефлексия. Награждение самых активных участников проекта. Представление опыта работы на педагогическом совете.

Дидактическая игра

«Кто,кто в домике живёт…..»

Цель: формирование экологической компетенции дошкольников о мире насекомых .

Задачи:

-формировать представления детей о том, как зимуют полезные насекомые;

-развивать познавательные способности детей в мире природы;

-воспитывать бережное отношение к флоре и фауне, правильному поведению в природе.

Ход игры.

1-я часть:

Детям загадывается загадка, они дают ответ.

1. В чёрных точках,

красный плащ носит жук.

Растеньям — страж.

С вредной тлёй воюет ловко Эта (божья коровка)

2. Кто чуть свет уже в полёте

От цветка и до цветка -

Вся в пыльце, весь день в работе

И жужжит наверняка!

Кто нам дарит мёд душистый:

Майский, липовый, лучистый,

Чтоб простуда не взяла? Это же… (пчела)

3. Её кокон, как яичко.

И летает, хоть не птичка.

Пьёт нектар она с цветка,

Опасается сачка… (бабочка)

Что за мушка?

4. Еле видно, на травиночке сидит.

Вся зеленая от макушки и вдоль спинки,

Только глаз, как золотой блестит (златоглазка)

5. Лесные Жители

Лучшие строители.

Ребятнёй кипучей

Дом построен самый лучший.

Из хвоинок, из иголок

Самый лучший в мире город.

(Муравейник и Муравьи.)

6. Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник… (муравей)

2-я часть:

Ребенок указкой выбирает картинку,прикреплённую на магнитной доске с изображением понравившегося насекомого и рассказывает какое место выберет себе данное насекомое в домике и почему. Остальные дети размещают этого же насекомого у себя на настольной распечатке.Затем дети сравнивают ,кто, где ,разместил выбранного ведущим  насекомого и обосновывают свой ответ.

Далее проводится ещё одна игра.

Дидактическая игра «Кто где обитает, кто чем питается?»

Игра предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми. Состоит из двух картонных кругов, которые разделены на секторы с изображением пищи и среды обитания отдельного насекомого. И прищепок, на каждую из которых прикреплен муляж насекомого.

Насекомое Пища Среда обитания (жилище)

Стрекоза Комар Луг, трава у водоемов

Божья коровка Тля Листва, лиственные растения

Бабочка Сок, нектар (только пьет) Цветы на колумбариях,

на лугах, в садах

Пчела Нектар Луга с цветами, сады - улей

Кузнечик Колорадский жук В траве на лугах, полях, в траве

Гусеница Листья Листва, трава…

Паук Мухи, бабочки… Паутина

Муравей Гусениц, личиноки мухи, слизни, паутинные клещи,любят сладкое Муравейник

Цель игры –формирование представлений детей о мире насекомых.

Задачи:

Изучение особенностей питания и среды обитания каждого насекомого.

Игра способствует развитию речи, развитию мелкой моторики,, обогащению словаря, мышления, памяти, внимания.

Формирование экологического воспитания – понимания, что все в природе взаимосвязано.

Варианты использования игры:

1. Вредные – полезные насекомые. Определяем, чем питаются насекомые. Рассуждаем, к чему приводит подобный вариант. Цель достигается с помощью логических умозаключений: «Гусеница питается зелеными побегами и листьями, что является губительным для растений». Определяем к какой категории относится насекомое«Следовательно, гусеница – вредитель». Кузнечики приносят больше пользы. Например, помогают избавляться от колорадского жука, облюбовавшего поля с картофелем, а еще мелких жучков, бабочек, личинок, клещей.

2.«Летающие - нелетающие насекомые» (познание)

3.«Один – много»«Большое –маленький» (развитие речи, познание)

4.«Кто лишний?» (развитие мышления)

5.«Найди ошибку» (развитие наблюдательности, внимания, мышления). Прикрепляем прищепки с изображением насекомых на сектор, не соответствующий их пищевым пристрастиям. Просим детей найти несоответствия.

6.«Кого не хватает?» (развитие внимания)

Демонстрируем наглядно детям всех насекомых, после чего убираем (прячем)1-2 прищепки с насекомым. Просим восстановить ряд.

Проведение подвижных игр:  Муравьишки,Пчёлки и бабочки,Займи свой домик.

Рефлексия:Рассказ детей о том,как они ухаживали за домиком,почему это заинтерисовало их. Какие новые навыки они получили в ходе наблюдений за насекомыми,каждый расскажет каков его вклад  в данную экоигру. Что побудило их создавать рисунки и аппликации на данную тему.

Литература:Е.А.Алябьева «Тематические дни в детском саду»

В.А Алексеев « 300 вопросов и ответов по экологии»

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва 1993г.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Наши маленькие друзья насекомые".

Проект по окружающему миру, проведенный совместно с детьми группы раннего возраста № 2....

Познавательно-исследовательский проект «В гостях у насекомых»

экологическое образование детей - это формирование экологического сознания, открываются возможности эстетического и питриотического нравственного развития...

Познавательно-исследовательский проект «В гостях у насекомых»

При ознакомлении детей с природой открываются  вощможности для эстетического. патриотического, нравственного развития...

Познавательно-исследовательский проект "Наши удивительные соседи - насекомые"

Познавательно-исследовательский проект "Наши удивительные соседи - насекомые" - старшая группа. Цель: расширение знаний детей об особенностях внешнего вида насекомых...

Проект "Путешествие в мир насекомых" (познавательно-исследовательский)

Вид проекта:  познавательно — исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: дети, воспитатели, родители.Актуальность.Именно на этапе дошкольно...

Титульный лист познавательного краткосрочного исследовательско-творческого проекта «Путешествие в мир насекомых»;

Познавательный краткосрочный исследовательско-творческий проект «Путешествие в мир насекомых»...

Познавательно-исследовательский проект «В гостях у насекомых»

Экологическое образование детей - это формирование экологического сознания, открываются возможности эстетического и питриотического нравственного развития...