Исследовательский проект "Как мы пшеницу растили"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Герасимова Резида Габдрашитовна

Познавательно-исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_my_pshenitsu_rastili.doc392 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта

«Чудесные превращения пшеничного зёрнышка»

Вид проекта

Познавательно - исследовательский

Сроки реализации проекта

Краткосрочный, с 16 октября по 1 декабря

Возрастная группа

Младшая группа

Образовательная область

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Актуальность

                                                                          «Солнышку смеётся хлебный колосок!

                                                                     Подрастёт за лето – будет он высок!

                                                                 Золотые зёрна превратят  в муку,

                                                                       Из которой скоро хлебушек спекут…

                                                                 Вкусные, румяные вынут из печи

                                                                   Булочки, батоны, сайки, калачи…

                                                                    Будет хлеб богатый на столе у нас!

                                                                            Скажем мы спасибо колоску в тот час»

                                                                                                                 (Лариса Шишкина)

Есть в мире такие ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это – воздух, вода, земля, солнце и жизнь человека. В один ряд с этими словами можно поставить и слово «хлеб». Хлеб – это символ жизни, здоровья, труда и благополучия. Хлеб на столе – это богатство в доме.

По всему миру ни один приём пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети зачастую не догадываются, какой длинный путь он проходит, прежде чем попасть на стол. Не знают, сколько труда нужно приложить людям, чтобы вспахать поле, засеять его зёрнами, вырастить, собрать, перемолоть в муку и, наконец, испечь душистый хлеб.

Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Мы выбрали эту тему потому, что чем больше узнают дети о происхождении хлеба, тем дороже им он станет.

В сознании людей хлеб представляется не только румяным караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит людям непрестанный, самоотверженный труд.

     Гипотеза: в нашей стране к хлебу всегда относились по-особенному. Если человек в чём-то не особенно разбирается, про него могут сказать, что «он может думает, что булки на деревьях растут». Вместе с ребятами мы решили узнать, где в действительности «растут» булки, проследить весь путь хлеба – от зёрнышка до магазина. А ещё мы хотим попробовать самим вырастить пшеницу из зёрен в условиях группы.

Выбор цели

Цель: формирование представления о том, какой путь проходит зерно, чтоб стать хлебом и попробовать самим вырастить пшеничные зёрна в условиях группы.

Постановка задач

Задачи.

Обучающие: формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтоб стать хлебом. Научить сеять в грунт пшеничные зёрна и создавать условия для их роста.

Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать. Обогащать словарный запас, знания детей о профессиях людей, участвующих в выращивании хлеба. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученных в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Воспитательные: воспитывать уважение к хлебу, как к результату труда многих людей, а также коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие детей. Привлечь родителей к участию в проекте для воспитания экологической культуры в семье.

Предполагаемые результаты

  • У детей сформированы представления о ценности хлеба.
  • Получены знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, дети осознали, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
  • Появился интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду других людей, участвующих в производстве хлеба.
  • Дети стали бережнее относиться к хлебу.

Первый этап: организационный

  • Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  • Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме выращивания хлеба.
  • Подобрать атрибуты, материалы для познавательной и экспериментальной деятельности.
  • Подготовить презентации «Откуда хлеб к нам пришёл?», «От зёрнышка до зёрнышка», «Хлеб и не только…».
  • Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий, изготовление пособий.
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
  • Составить план мероприятий.

Второй этап: реализация проекта

   При проведении работы учитывались возрастные, индивидуальные особенности детей. Содержание всей деятельности было ориентировано на развитие умственных способностей, личностных и психологических качеств ребёнка.

     При реализации проекта использовались разные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное и комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций, исследовательская деятельность.

   Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования.

    При работе учитывались принципы дошкольной дидактики:

  • Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
  • Принцип последовательности.
  • Принцип систематичности.
  • Принцип повторности.
  • Принцип наглядности.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

Беседа «Какой бывает хлеб?»

Беседа «Как хлеб на стол пришёл?»

Беседа «Как испечь хлеб дома?»

Беседа «Берегите хлеб».

Рассматривание альбома «Машины - помощники».

Просмотр мультфильмов, презентаций о хлебе, труде хлебороба.

ООД «Хлеб – всему голова».

Продуктивная

деятельность

Знакомство с семенами зерновых культур.

Составление узоров и рисунков из семян.

Конструирование «Печка».

Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

Аппликация «Булочки на тарелочке».

Художественно – речевая деятельность

Чтение и обсуждение художественной литературы: «Крылатый, мохнатый да масляный», «Колосок», «Мужик и медведь», «Жернова», «Что такое хлеб» И. Токмаковой, «Лисичкин хлеб» М. Пришвина.

Разучивание чистоговорок, пословиц.

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Что из какой муки испекли»; «Что сначала, что потом»; «А какой он, хлеб»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Назови профессию». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Булочная», «Кулинария». Пальчиковая гимнастика: «Хлеб», «Откуда хлеб пришёл?», «Тесто». Подвижные игры: «Каравай», «Посадили зёрнышко», «Пирог».

Поисково- исследовательская

деятельность

Рассматривание колосьев и семян (рожь, пшеница, овёс, ячменя), сравнивание ржаной и пшеничной муки.

Посадка в  почву пшеничных зёрен и последующий уход.

Наблюдение за ростками. Подвести к выводу, какие условия мы не смогли создать для полноценного роста пшеницы.

Работа с родителями

1.Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

2.Предложить родителям вместе с детьми найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

3.Предложить совместно с ребёнком изготовить хлебобулочные изделия в домашних условиях.

4.Индивидуальные беседы с родителями.

Третий этап: подведение итогов

Продукты проекта

  1. Посажена пшеница и ведётся наблюдение за ростками, условиями их роста.
  2. Оформлен альбом «Как росла наша пшеничка».
  3. Оформлен альбом «Откуда хлеб к нам пришёл?»
  4. Организована выставка поделок из слоёного теста.
  5. Организован «Уголок хлеба» для ознакомления с результатами проекта.
  6. Презентация проекта, участие в конкурсах.

Итог проекта

В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Мы постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, доброта, сопереживание всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям, понимание уникальности живого, практические умения  гуманного обращения с ними. Использование метода проекта в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

   Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (игры, практически полезные дела). В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.

Заключение. Мы попытались преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивных наблюдателей образовательных услуг. Родители вместе с детьми активно участвовали во всех предлагаемых педагогом мероприятиях. С большим интересом в детском саду прошли выставки поделок.

Выводы. Пройдя все этапы проекта «Хлеб - всему голова» дети, родители и воспитатели сделали для себя много открытий, многому научились.

      Данный проект способствовал систематизации знаний детей, привлечению родителей к образовательному процессу. А также использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению качества образовательного процесса.

Перспектива

Перспективы развития проекта. Первый опыт поставлен, выводе сделаны. В новом году мы с детьми планируем высевать зёрна пшеницы в открытый грунт, где будут природные условия для их полноценного развития. Надеемся, что мы сможем получить настоящие пшеничные колосья.

Использованная литература.

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ «Сфера», 2001, 192 с.
  2. Владимирская Л.А От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах). Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей. Волгоград: учитель, 2004.-160 с.
  3. Емельянова Э. «Расскажите детям о хлебе», «Мозаика – Синтез», 2011г.
  4. Интернет ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

                               

                                                                                                                                                                                                                                   

Наш вывод: для полноценного роста и развития пшеничных ростков до созревания колосков нужны: летнее тёплое солнышко, хорошие дожди, побольше плодородной почвы.

   Эксперимент продолжим весной в естественных природных условиях – посеем семена в мае на нашем огороде и сами будем ухаживать, наблюдать, сравнивать, делать другие выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект ПРОРОЩЕННАЯ ПШЕНИЦА – БЕСЦЕННЫЙ ПОДАРОК ПРИРОДЫ!

Данный проект был разработан с моим воспитатником Порхоменко Александром , которому  3,6 года МБДОУ детский сад №8  "Колосок".Данный проект вызвал у ребёнка интерес о проростании пшеницы в к...

Проект Исследовательской работы Саши порхоменко "ПРОРОЩЕННАЯ ПШЕНИЦА – БЕСЦЕННЫЙ ПОДАРОК ПРИРОДЫ!

Данный проект был разработан с моим воспитатником Порхоменко Александром , которому  3,6 года МБДОУ детский сад №8  "Колосок".Данный проект вызвал у ребёнка интерес о проростании пшеницы в к...

Исследовательский проект ПРОРОЩЕННАЯ ПШЕНИЦА – БЕСЦЕННЫЙ ПОДАРОК ПРИРОДЫ! САши Порхоменко

Данный проек  был разработан и опробирован моим воспитанником Порхоменко Сашей 3.6 годиком под моим руководством.Исследовательский проект заинтересовал Сашу, так как он даёт знания о проращивании...

Презентация исследовательского проекта по экологическому воспитанию в средней группе «Расти, расти моя фасолинка»

Цель проекта: Создание условий для расширения представлений детей об условиях необходимых  для роста и развития вьющейся декоративной фасоли.Данная цель может быть использована при изучении любог...

Научно-исследовательский проект «Польза пророщенной пшеницы для организма человека»

Научно-исследовательский проект«Польза пророщенной пшеницы для организма человека»...

Исследовательский проект «Пшеница – царица полей»

Цель проекта:. Познакомить детей со злаковыми растениями (пшеницей), расширить представления детей о многообразии использования пшеничного колоска в жизни человека ее изделиями, процессом выращивания ...