Экологический проект на тему: «Грибное царство» в подготовительной группе
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки,
И хорошие грибы,
Соберем в корзинки.

Территория Одинцовского района располагает богатыми природными ресурсами. Леса, представляя огромную ценность, являются в то же время питомниками и хранителями растительного мира. Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. В сентябре появляется огромное количество съедобных грибов - как говорится, хоть косой коси. Собирай лесное богатство, да заготавливай его впрок на зиму. А чтоб не оскудели леса, соблюдай простые правила - не разрушай лесную подстилку, где живут грибы. Помни, что грибы природой созданы не только для нашего стола, они нужны и многим другим организмам. Запасы съедобных грибов в округе до сих пор никто не оценивал. Они велики, и здесь встречаются все или почти все традиционно используемые в России виды грибов.

Грибы - это особенный мир! Но как, же мало знают наши дети об этом чудесном, богатом, разнообразном мире.   

 

Цель проекта: сформировать  знания о мире грибов: их названиях, свойствах, разновидностях, способах их применения и правилах сбора.

 

Задачи проекта:

  • Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о грибах, как особых растениях;

  • Научить узнавать, различать и сравнивать грибы;

  • Создавать условия, раскрывающие интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;

  • Познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами «тихой охоты»;

  • Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах;

  • Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;

  • Формировать бережное отношение к природе;

  • Вовлекать родителей в непосредственно образовательный процесс в качестве его участников.

 

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Длительность: среднесрочный (01.09. – 30.10).

 

Участники проекта:

- дети группы «Солнышко»;

- воспитатели;

- родители детей.

 

Ожидаемый результат:

- знают и правильно называют грибы, их строение;

- различают съедобные и не съедобные грибы;

- знают, как правильно собирать грибы в лесу;

- знают разновидность грибов – плесень;

- могут самостоятельно решать экологические задачи и находить верное решение в сложившейся ситуации;

- родители заинтересованы и принимают активное участие в проекте.

 

Приоритетная область: познавательное развитие.

Задачи:

-расширять знания о съедобных и не съедобных грибах;

- познакомить с разновидностью грибов – плесенью;

- формировать навыки исследовательской деятельности и умение решать экологические задачи.

 

Образовательные области в интеграции:

Речевое развитие

Задачи:

- формировать умение составлять описательные рассказы о грибах, грамматически правильно строя предложения;

- активизировать и обогащать словарный запас.

 

Социально – коммуникативное развитие

Задачи:

- развивать навыки общения друг с другом;

- вызвать желание беречь и охранять природу.

 

Художественно – эстетическое развитие

Задачи:

- развивать навыки продуктивной деятельности, творческой самостоятельности;

- формировать положительный, эмоциональный отклик при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и художественной литературы.

 

Физическое развитие

Задачи:

- познакомить с новыми подвижными играми, пальчиковой гимнастикой, физкультминутками;

- повышать физическое, психологическое, эмоциональное благополучие детей.

 

Предпосылки учебной деятельности:

 

Познавательные:

- формировать умение устанавливать причинно – следственные связи;

- формировать умение создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

- формировать умение выделять существенные признаки объектов.

 

Коммуникативные:

- формировать умение формулировать собственное мнение и позицию;

- формировать умение строить монологическое высказывание и диалогическую речь;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

 

Регулятивные:

- формировать умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

- формировать умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

 

Личностные:

- формировать умение учитывать чужую точку зрения;

- воспитывать нравственные ориентиры, способность к сопереживанию.

 

Этапы проекта:

  1. Подготовительный.

  2. Содержательный.

  3. Заключительный.

1 этап − подготовительный:

1.Постановка и обсуждение проблемы.

2.Определение уровня знаний детей о грибах.

3.Создание условий для реализации проекта.

4.Беседы с детьми, подбор энциклопедической и художественной литературы.

5.Подбор иллюстраций, картин, фотографий, видеоматериалов.

6.Подбор дидактических, подвижных игр.

7.Обогащение предметно – развивающей среды.

 

2 этап − содержательный:

Виды деятельности

Содержание

 

Познавательно-развивающая

  1. Беседы на экологические темы:

  • «Грибное царство»;

  • «Как правильно срезать грибы. Можно ли вырывать с корнем?»;

  • «Почему грибы так полюбились людям.Какие грибы любят животные»;

  • «Осторожно ядовитые грибы»;

  • «Что можно приготовить из грибов».

  1. Чтение художественной и научной литературы:

  • В. Даль: «Война грибов с ягодами»;

  • В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»);

  • В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»);

  • В. Сутеева «Под грибом».

  1. Отгадывание загадок о грибах.

  2. Знакомство и объяснение пословицы, поговорок, примет по тематике проекта.

  3. Просмотр презентаций.

  4. Составление рассказов по тематическим картинкам.

  5. Просмотр мультфильмов:

  • Советский мультфильм. "Как грибы с Горохом воевали" (сказка деткам);

  • Сказки Сутеева – Грибок-Теремок;

  • Советские мультфильмы Грибной дождик 1985 года;

  • Крот и грибы;

  • Мудрые сказки тётушки Совы. Про грибы.

Продуктивная

Лепка: «Грибы», «Грибное лукошко», «Рыжики-лисички».

Рисование: «Мухоморы», «Опята», «Грибная полянка».

Аппликация: «Царь грибов-белый гриб» ( из круп: рис, гречка).

Оригами: «Мухомор».

 

Игровая

Дидактические игры:

  • «Собери грибы в корзину»;

  • «Найди лишний»;

  • «Отыщи и назови гриб»;

  • «Скажи по-другому»;

  • «Угадай, где гриб растёт»;

  • «Лесные дары»;

  • «Узнай по описанию»;

  • «Сравни грибы»;

  • «Чей гриб?»;

  • «Лабиринт: помоги ежу найти грибы»;

  • «Отыщи грибы на картинке»;

  • «Съедобные – несъедобные»;

  • «Собери картинку с грибами» (пазлы).

Подвижные игры:

  • «Грибники»;

  • «Поймай грибок»;

  • «У медведя во бору грибы, ягоды беру…»;

  • «За грибами»;

  • «Охотники и грибы».

 

Взаимодействие с семьей

Оформление родительского уголка «На прогулку в лес с детьми».

Консультация для родителей: «Что должен знать ребенок о грибах».

Подбор и оформление папки: «Блюда из грибов».

Семейный поход вместе с детьми за грибами.

Рисуем и делаем поделки вместе с детьми.

Экскурсия в лес: «Ищем грибы» (наблюдение).

 

3 этап − заключительный:

 

1.Выставка поделок «Грибная поляна».

2.Оформление альбома «Съедобные и не съедобные грибы нашего леса».

3. Оформление папки: «Блюда из грибов».

4. Экскурсия в лес: «Ищем грибы»(наблюдение).

 

Формы и методы реализации проекта: «Грибное царство».

 

Образовательные области:

 

1.Познавательное развитие.

Виды детской деятельности:

  • Беседы на экологические темы:

  • «Грибное царство»;

  • «Как правильно срезать грибы. Можно ли вырывать с корнем?»;

  • «Почему грибы так полюбились людям. Какие грибы любят животные»;

  • «Осторожно ядовитые грибы»;

  • «Что можно приготовить из грибов».

  • Рассматривание плаката «Грибы нашего леса».

  • Просмотр презентации «Грибное царство».

  • Отгадывание загадок о грибах.

  • Экскурсия в лес с родителями: «Ищем грибы» (наблюдение).

 

2.Речевое развитие.

Виды детской деятельности:

  • Чтение художественной и научной литературы:

  • В. Даль: «Война грибов с ягодами»;

  • В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»);

  • В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»);

  • В. Сутеева «Под грибом».

  • Знакомство и объяснение пословицы, поговорок, примет по тематике проекта.

  • Игра «Доскажи словечко».

  • Игра «Продолжи рассказ».

  • Игра «Исправь ошибку».

 

3. Художественно – эстетическое развитие.

Виды детской деятельности:

  • Лепка: «Грибы», «Грибное лукошко», «Рыжики-лисички».

  • Рисование: «Мухоморы», «Опята», «Грибная полянка».

  • Аппликация: «Царь грибов-белый гриб» (из круп: рис, гречка).

  • Оригами: «Мухомор».

  • Рассматривание картины Н.Нищевой «За грибами».

  • Музыкальная игра «На грибной поляне».

 

4.Социально – коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности:

  • Дидактические игры:

  • «Собери грибы в корзину»;

  • «Найди лишний»;

  • «Отыщи и назови гриб»;

  • «Скажи по-другому»;

  • «Угадай, где гриб растёт»;

  • «Лесные дары»;

  • «Узнай по описанию»;

  • «Сравни грибы»;

  • «Чей гриб?»;

  • «Лабиринт: помоги ежу найти грибы»;

  • «Отыщи грибы на картинке»;

  • «Съедобные – несъедобные»;

  • «Собери картинку с грибами» (пазлы).

 

5.Физическое развитие.

Виды детской деятельности:

  • Подвижные игры:

  • «Грибники»;

  • «Поймай грибок»;

  • «У медведя во бору грибы, ягоды беру…»;

  • «За грибами»;

  • «Охотники и грибы».

  • Пальчиковая гимнастика: «По грибы», «Мы грибочки соберем», «Этот пальчик в лес пошел», «Пять грибов».

  • Физкультминутки «Большой – маленький», «За грибами», «Мы идем в осенний лес».

 

Результаты проектной деятельности:

 

В результате проектной деятельности дошкольники в полном объёме познакомились с миром грибов нашей местности, их многообразием и полезными свойствами. Благодаря оформлению тематического уголка группы, использованию различных наглядных и дидактических пособий, подбору видеоматериалов, методической и художественной литературы, у детей была создана такая среда, в которой происходило активное развитие их познавательных и творческих способностей. На занятиях дошкольники узнавали много нового, обогащали свой словарный запас, устанавливали причинно-следственные связи и учились правильно делать выводы. На прогулках и экскурсии у детей развивалась наблюдательность и любознательность, пробуждалось стремление бережно относиться к грибам. Так же, одним из важных результатов нашего проекта стало и приобщение родителей к непосредственно образовательному процессу.

Взрослые с большим удовольствием водили своих детей за грибами, в домашних условиях совместно изготавливали интересные поделки к нашему проекту. Всё это непосредственно повысила педагогическую культуру родителей. Наша работа по данному проекту не только обогатила знания детей, но и повысила уровень их экологической культуры.

 

Литература:

1. Васнецова А. Грибное царство. – М.: ООО «Издательство «Настя и Никита», 2016.

2. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

4. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. / Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

5. Шишкина В. А. Прогулки в природу: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2003.

6. Шорыгина Т. А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

7. Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_griby.odt1.35 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы по экологическому проекту "Ах картошка, картошка!" с детьми подготовительной группы.

В педагогичеком процессе с детьми подготовительной группы использовалась проектная деятельность, благодаря которой у ребят развивался познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир, нах...

Проект по Астрономии "В царстве Солнца". Подготовительная группа.

Чтобы быть современником  нашего  времени, интенсивных научных исследований во Вселенной, нужно иметь представления о ней. Знания о Космосе сейчас важны и необходимы. Вопросы космическ...

Конспект занятия по Методике развития экологического воспитания на тему: «Будь другом природе» (подготовительная группа)

Программное содержание: Расширить, пополнить и уточнить знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на осно...

Выставка «Грибное царство» в подготовительной группе

В группе «Снежинка в качестве итогового мероприятия по теме «Грибы» была организована выставка «Грибное царство». На выставку представили свои работы семьи Авдеева Вани, Бекленищева Жени, Игнатова Лев...

Экологический проект "Берегите первоцветы-украшение планеты" в подготовительной группе

Экологический проект "Берегите первоцветы-украшение планеты" в  подготовительной группе...

Социально-экологический проект на тему: «Волшебные крышечки» в подготовительной группе

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

Конспект интегрированного занятия по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) на тему «Подводное царство» в подготовительной группе

Возраст детей: 6-7 лет Вид организационно-образовательной деятельности: НОД Интегрированные образовательные области: «художественно - эстетическое развитие», «познавательное развитие», «социально - ...