«ЭКО - ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, КАК НАЧАЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ .»
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Николайчук Ольга Викторовна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭКО - ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, КАК НАЧАЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ .»

«Удивительно правильная мысль:

 «Небольшой шаг для человека,

 большой шаг для человечества».

Д.С.Лихачёв

Проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных проблем, которая приковывает внимание   неравнодушных людей, любящих родную природу и способных стать на её защиту. Возникает необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями дошкольного образования задачу поиска универсальных средств, методов и приемов экологического воспитания в современных условиях. Необходимость формирования “здорового” поколения людей, для которых понятия гуманного отношения и взаимопомощи не будут чуждыми. Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что от экологического мировоззрения, экологической культуры ныне живущих людей зависит будущее планеты, а значит, и человечества.

 В связи с тем, что 2018 год  был объявлен годом «Добровольца и волонтёрства», была создана система эко - волонтёрского движения дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех видах детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого - образовательного пространства. Экологическое волонтёрство – это безвозмездная добровольческая деятельность в области защиты окружающей среды, направленная на формирование экологической культуры в обществе.

Волонтерская деятельность позволяет объединить воспитателей, детей, родителей,  а также развивает умение  работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, где  каждый   сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Особое внимание в эко – волонтёрском  движении уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

 В результате эко – волонтёрского движения воспитывающие взрослые и  дошкольники получают  новые знания о волонтёрском движении, а также приобретают  опыт участия в добровольческих природоохранных мероприятиях.

 Не у все детей дошкольного возраста  проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

 Поэтому,  встаёт задача, сделать эко - волонтёрское движение интересным, привлекательным, полезным для ребят, чтобы они были активны на всех этапах деятельности.

И если будет эко – волонтёрское  движение таким , то мы сможем достигнуть следующих результатов с детьми, а именно

- расширится представление об экологическом волонтерском движении у воспитанников.

- сформируются  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

 - сформируется  у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

- овладение воспитанниками навыками  и знаниями по  основам  экологического  развития, познавательно исследовательской,  творческой  деятельности.

 - у  детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

- сформируется понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.

Эко - волонтёрская деятельность дошкольника может осуществляться в :

• посадке цветов и деревьев;

• благоустройстве и обустройстве дворов, игровых площадоки своих возрастных групп и групп младшего дошкольного возраста;

 • помощь животным;

• экологических  акциях, уборке  мусора и загрязнений;

• пропаганде здорового образа жизни; и др.

Для волонтёра ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым.

 Волонтёрство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Волонтёрское движение - это нечто особенное. Родители - волонтёры - это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация волонтёрского движения в детском саду, при активном участии педагогов, родителей - это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребёнка, на развитие его нравственных качеств.

 Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее. Детям необходимо помочь осознать значение природы, как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.

Достигнуть в эко – волонтёрское  движение можно  не только воспитательно-образовательные , но и социально-значимые результаты, в том числе и опыт волонтёрской деятельности.

А  волонтерское движенияе в свою очередь,  это  гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь.

Воспитатель  Николайчук О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дошкольного образования по саморазвитию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»

Экологическая культура – это одно из важнейших направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Экология – это наука о взаимосвязях живы...

«Формирование начал экологической культуры дошкольников с приобщением к мордовским традициям»

Полушкина Елена Викторовна, воспитатель ОСП «Детский сад №1»МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района «Форм...

Презентация "Отчет по самообразованию на тему "Формирование начал экологической культуры дошкольников""

В презентации представлены примеры дидактических игр,формирующих экологическое сознание дошкольников....

Формирование начал экологической культуры дошкольников.

Формирование начал экологической культуры дошкольников.Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек может жить не только в природной среде, но в среде, созданной кул...

Отчет по самообразованию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»

Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

Тема: «Формирование начал экологической культуры дошкольников».

Тема: «Формирование начал  экологической культуры  дошкольников»....

Статья для педагогов "Формирование начал экологической культуры дошкольников "

В современном мире, где проблемы окружающей среды все более остро встают перед человечеством, необходимо учить детей заботиться о планете и быть ответственными экологически гражданами....