Конспект интегрированного занятия в старшей группе по окружающему миру на тему: «Воздух и его свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Непытаева Екатерина Викторовна

Цель: Систематизация знаний детей о свойствах воздуха через элементарное экспериментирование

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;

2. Сформировать представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

3. Упражнять детей в использовании нетрадиционной техники рисования «Кляксографией»;

4. Развивать умение воспроизводить целостный образ предмета,

5. Воспитывать умение работать в команде, согласовывать свои действия с действиями других, развивать общие учебные умения. Воспитывать любознательность, целеустремленность, взаимопомощь.

Игровые действия:

   Взаимодействие со сверстниками во время экспериментирования; выполнение правил.

Материал и оборудование: столы, накрытые клеенкой, опорные схемы, свисток, глиняная птичка-свистулька; по количеству детей: воздушные шары, соломки для коктейля, акварель, лист бумаги (А4), целлофановые пакеты, зубочистки, стаканчики с водой, колпачки от фломастеров.

Предварительная работа: беседа о роли воздуха в жизни человека, животных, птиц, растений- всего живого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_i_voda.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

по окружающему миру на тему: «Воздух и его свойства»

Цель: Систематизация знаний детей о свойствах воздуха через элементарное экспериментирование

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;

2. Сформировать представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

3. Упражнять детей в использовании нетрадиционной техники рисования «Кляксографией»;

4. Развивать умение воспроизводить целостный образ предмета,

5. Воспитывать умение работать в команде, согласовывать свои действия с действиями других, развивать общие учебные умения. Воспитывать любознательность, целеустремленность, взаимопомощь.

Игровые действия:

        Взаимодействие со сверстниками во время экспериментирования; выполнение правил.

Материал и оборудование: столы, накрытые клеенкой, опорные схемы, свисток, глиняная птичка-свистулька; по количеству детей: воздушные шары, соломки для коктейля, акварель, лист бумаги (А4), целлофановые пакеты, зубочистки, стаканчики с водой, колпачки от фломастеров.

Предварительная работа: беседа о роли воздуха в жизни человека, животных, птиц, растений- всего живого.

Ход занятия:

Воспитатель (В): Ребята, я сегодня получила письмо от Фиксиков (показываю), они очень просят нас помочь их другу профессору Чудакову, который хочет изобрести необычный летающий объект. Поможем Фиксикам? (ответы детей)

В: Тогда я предлагаю сейчас переместиться в нашу лабораторию, где мы будем учёными-изобретателями. Переодеваемся в халаты, одеваем защитные очки, соблюдаем технику безопасности в нашей лаборатории

В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

В: Молодцы! Без воздуха не смогут прожить ни люди, ни птицы, ни звери, ни растения. Для чего нам нужен воздух? (ответы детей)

В: Фиксики предлагают нам провести эксперимент под названием: «Можно ли поймать воздух»

Эксперимент № 1 «Можно ли поймать воздух? »

В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух (показываю)

В: Закрутите пакеты. Что в них находится? Какой он? Вы его видите? (ответы детей)

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку (зубочистка) и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (ответы детей). Правильно, вы чувствуете струю воздуха.

В: Подумайте и скажите пожалуйста воздух можно поймать? (ответы детей)

 (показываю  схему №1)

В: Ребята, подумайте и скажите, с какими предметами, наполненными воздухом, вы уже встречались в своей жизни? (ответы детей). Правильно, и спасательный круг и надувной матрас, и воздушный шар и мяч.

В: Далее Фиксики спрашивают, можно ли увидеть воздух?

Эксперимент № 2 «Можно ли увидеть воздух?»

В: Ребята, а вы видите воздух, а можно ли его увидеть? Давайте проверим. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

В: Ребята, как вы думаете, у нас получился эксперимент? Мы увидели воздух? (ответы детей)

В: Воздух бесцветный. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели пузырьки, в которых есть воздух.

Воспитатель показывает схему № 2 «Воздух в виде пузырьков»

В: Ребята, а где вы еще могли видеть пузырьки с воздухом? (ответы детей)

В: Хорошо, ребята, еще Фиксики спрашивают, можно ли воздух услышать и каким образом? (ответы детей)

Эксперимент № 3 «Слышен ли воздух?»

В: Я Вам предлагаю подуть, на выбор: в колпачок от фломастера, свисток, птичку-свистульку (демонстрирую). Можно услышать звуки, передаваемые по воздуху? (ответы детей).

В: У вас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? (ответы детей). Давайте вы попробуете надуть шарик, растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (ответы детей).

В: Ребята, нам удалось услышать воздух? (ответы детей) Благодаря чему можно услышать звук? (ответы детей)

В: Благодаря воздуху можно услышать звук. Звук передается по воздуху, значит, воздух можно услышать разными способами. Назовите примеры таких способов (ответы детей: когда дует ветер (свист, вой) Воспитатель показывает схему № 3.

В: Еще Фиксики в своем письме спрашивают, можно ли почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Имеет ли воздух запах?»

В: Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей). Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Например, по запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

В: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, чеснок). Чем пахнет? (ответы детей).  Вы замечательно справились. Молодцы!

В: Ребята, скажите пожалуйста, воздух имеет запах? (ответы детей)

В: Воздух не имеет запаха, а лишь передает запахи. Воспитатель показывает схему №4.

В: Вот мы и ответили на все вопросы Фиксиков, а наши ответы изображены на схеме (показываю). После я отправлю письмо с нашей схемой о свойствах воздуха, и профессор Чудаков сможет с легкостью изобрести необычный летающий объект.  Давайте вспомним все выводы, которые сделали. (Прошу ребят повторить свойства воздуха с опорой на схему)

В: Ребята, а еще я предлагаю провести эксперимент, чтобы узнать можно ли рисовать воздухом?  Попробуем?!(ответы детей)

Эксперимент № 5 «Можно ли рисовать воздухом?»

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.  

В: Вот какие необычные рисунки получились у вас! Выкладываем рисунки на общий стол. А вы знаете как называется такая техника рисовани? (ответы детей). Да, эта техника называется «Кляксография».

В: Ребята, какие интересные и необычные получились рисунки. Какие образы предметов вы видите на рисунках? На что это похоже? (предлагаю 2-3 ребятам проанализировать рисунки ребят). После можно будет дорисовать свои кляксы (ножки, ручки, глазки, листики…) и получить полный образ предмета. А понравилось вам рисовать воздухом? Какие инструменты нам в этом помогли? (акварель, трубочка, вода). Как мы их использовали, какие действия выполняли? (ответы детей)

В: Молодцы, ребята.

В: Мы сегодня провели множество опытов, устали и нам пора возвращаться. (дети проходят на стульчики)

В:Скажите пожалуйста,вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Я думаю,

Фиксикам тоже понравятся результаты нашего исследования.

В: Какой опыт вам показался самым интересным, как называется техника рисования воздухом? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в ходе проектно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы и родителями на тему"Кто живет на нашей даче?"

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в ходе проектно-исследовательской с детьми старшей группы и родителями на тему: "Кто живет на нашей даче?"...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающем миром на тему: «Новогодняя поделка»

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем  миром для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Новогодняя поделка». Конспект будет полезен во...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Песня колокольчика».

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Песня колокольчика»....

Конспект занятия по окружающему миру по теме: «Воздух и его свойства»

Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему «Необычный урожай»

интересное занятие  по окружающему миру с интеграцией образовательных областей, с элементами триз-технологии....

Конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «От зерна до каравая» в старшей логопедической группе

Конспект открытого интегрированного занятия  по ознакомлению с окружающим миром на тему:  «От зерна до каравая» в старшей логопедической группе. Познакомить детей с процессом выр...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Осень» в подготовительной группе

Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе. Расширить словарный запас детей....