Опыты и эксперименты в первой младшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Кузьмина Анжела Николаевна

Актуальность проекта:

В возрасте 2-3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты. Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам), способствует развитию памяти.

Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения).

Еще одна из задач проекта - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Я предлагаю, организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Тема проекта: «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Цели проекта:

  • Развитие             познавательной                   активности               детей              в                 процессе экспериментирования;
  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,               установление            причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
  • Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи проекта:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость;
  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;
  • Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для      возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Тип проекта: практико-экспериментальный.

Длительность: Январь – август 2019 года (долгосрочный).

Ожидаемый результат:

  1. Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
  2. Развитие наблюдательности, любознательности.
  3. Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.
  4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе;

Подготовительный этап:

  1. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
  2. Подбор загадок, стихотворений  и игр для занятий.

Основной этап:

  1. Планирование занятий на период с января по август 2015 года.
  2. Приложения: ход эксперимента от 1 по 32 приложение.
  3. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

Заключительный этап:

  1. Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.
  2. Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

Основополагающий вопрос: Как познакомить детей с неживой природой?

Реализация проекта:

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей  я спроектировала  свою последующую работу, где реализация поставленных задач  будет осуществляться   в рамках нерегламентированной образовательной деятельности.

Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста организовывала 1 раз в неделю по 10-15 минут.

Работа будет проводиться   в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. 

 После эксперимента не упускаю   воспитательные моменты -  дети самостоятельно наводят   порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыты и эксперименты1.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ д/с № 5 «Радуга», г. Якутска. Опыты и экспериментов в первой младшей группе «Солнышко» Воспитатели : Кузьмина А.Н. Бершацкая О.В.

Слайд 2

Знакомство детей с мылом и его свойствами «Купали куклу»

Слайд 3

Мыло пенится в воде

Слайд 4

С помощью губки можно создать большое количество пены

Слайд 5

«Окрашивание воды», вода меняет цвет, если в нее добавить краску.

Слайд 6

Утонет и не утонет

Слайд 7

Песок сохраняет форму, легко ли сыпется песок и рассыпается на песчинки.

Слайд 8

Эксперимент «извержение вулкана»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов и экспериментов для первой младшей группы

При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываю возрастные особенности детей. Поэтому занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и жела...

Картотека опытов и экспериментов для первой младшей группы.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности....

Картотека опытов и экспериментов для первой младшей группы.

Тема: «Почему вода прозрачная?»Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность....

Картотека опытов и экспериментов для первой младшей группы

картотека опытов и экспериментов для первой младшей группы...

Картотека опытов и экспериментов для первой младшей группы

Опыты и эксперименты для детей первой младшей группы...

Опыты и эксперименты в первой младшей группе

Опыты и эксперименты в первой младшей группе...