Проект: «Путешествие в царство растений»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Захарова Ирина Игоревна

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proekt_1_compressed.pdf2.2 МБ
Файл proekt_puteshestvie_v_tsarstvo_rasteniy.docx832.03 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

Проект

«Маленькие исследователи»

Тема: «Путешествие в царство растений»

https://fntbndls.global.ssl.fastly.net/images/products/5fb1173fc41130e07e2372281acddd6b_resize.jpg

                                                      Воспитатели: Захарова И.И.

г. Зима

2018

Актуальность

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Американский философ Ральф Уолд Эмерсон: «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

В 1990 годы профессор - академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Таким образом,  проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для нас стала актуальной.

Проблема: недостаточно развитая предметно-пространственная среда для организации экспериментально-исследовательской деятельности.

Цель: создание необходимых условий для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

Развивать познавательный интерес детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

Развивать интерес к развитию и росту растений.

Развивать любознательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир, самостоятельность в исследовательской деятельности.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Формировать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОУ и дома.

Обогащать представления о жизни растений, их развитии.

Предполагаемый результат: 

- активно познавать окружающий мир;

-действовать согласно алгоритму;

-применять разные способы детского экспериментирования;

-ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;

-объяснять полученный результат.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.

Срок реализации: февраль-март 2018 года.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Участники:

  • Дети
  • Родители
  • Воспитатели

Формы взаимодействия:

  • с детьми:

- Поисково-исследовательская деятельность;

- Опытно-экспериментальная деятельность;

- Продуктивная деятельность;

- Игровая деятельность.

  • с родителями:

- Консультация на сайте ДОУ;

- Презентация на сайте ДОУ;

- Папка-передвижка;

- Буклет.

  • с педагогами:

- Консультация;

- Презентация на сайте ДОУ;

- Отчет по проекту.

План реализации проекта


I Подготовительный этап:

  • Формирование цели и задач проекта;
  • Изучение и подбор методической и художественной литературы;
  • Составление плана деятельности;
  • Подбор и изготовление пособий для работы с детьми;

II Разработка проекта:

  • Оформление экспериментального уголка в группе;
  • Подбор необходимого дидактического материала, с учетом

возрастных особенностей детей;

  • Разработка конспектов занятий, бесед;
  • Организация совместной деятельности воспитателя и детей;
  • Разработка рекомендаций для родителей.

III Заключительный (обобщающий) этап

  • Итоговая беседа: «Что мы знаем о растениях»;
  • Оборудование уголка экспериментирования

План реализации проекта

Дата

Реализация проекта

Участники

08.02.18

«Как дышат растения?»

Воспитатели

Дети

05.02.18--09.02.18

Беседы: «Что такое опыты и для чего они нужны»

Чтение художественной литературы: Конышева Светлана «Науку я люблю»

Наблюдения: «Снег - друг или враг растениям?»

Дидактические игры: пазл «Собери цветок»

Рисование: «Зимний пейзаж» (использование нетрадиционной техники рисования – набрызг)

Воспитатели

Дети

Закрепление использования нетрадиционных технологий рисования дома

Воспитатели

Родители

Дети

15.02.18

«Лабиринт»

Воспитатели

Дети

12.02.18--16.02.18

Экспериментирование и наблюдения: «Картофельные корешки-ростки»

Чтение художественной литературы: Краева Ирина «Мне купили микроскоп!»

Чтение художественной литературы: «Вершки- корешки»

Дидактические игры: «Съедобное – не съедобное»

Рисование: «Натюрморт» (использование нетрадиционной техники рисования – картофельный штамп)

Воспитатели

Дети

Создание коллекции семян: «Овощи и цветы»

Воспитатели

Родители

Дети

22.02.18

«Узоры на листьях»

Воспитатели

Дети

19.02.18--22.02.18

Наблюдения

Свободная деятельность:

Беседы: «Зимой и летом одним цветом»

Чтение художественной литературы: Ерошин Алексей «Один профессор для развития науки…»

Дидактические игры: «С какого дерева лист?»

Рисование: «Листок» (использование нетрадиционной техники рисования – отпечаток листьев)

Воспитатели

Дети

Рассматривание комнатных цветов дома

Воспитатели

Родители

Дети

01.03.18

«Обезвоживание картофеля»

Воспитатели

Дети

26.02.18--02.03.18

Экспериментирование

Беседы: «Семена. Овощи»

Чтение художественной литературы: Татьяна Бокова

 «Липучка-почемучка»

Дидактические игры: «Съедобное - не съедобное»

Рисование: «Цветок» (использование нетрадиционной техники рисования – картофельный штамп)

Воспитатели

Дети

Проведение опытов и экспериментов дома с овощами и фруктами

Воспитатели

Родители

Дети

15.03.18

«Красим цветы»

Воспитатели

Дети

12.03.18--16.03.18

Экспериментирование: «Огород на подоконнике»

Беседы: «Семена. Цветы»

Чтение художественной литературы: Крюков Михаил

«В стекле увеличительном

Наблюдения: «Что растет на клумбе?»

Дидактические игры: пазл «Собери цветок»

Рисование: «Цветочная поляна» (использование нетрадиционной техники рисования – оттиск цветка)

Воспитатели

Дети

Пополнение коллекции семян: «Овощи и цветы»

Воспитатели

Родители

Дети

22.03.18

«Ростки рвутся на свободу»

Воспитатели

Дети

19.03.18--23.03.18

Наблюдения: «Проращивание лука»

Чтение художественной литературы: Наталья Иванова

«Бабушка – энциклопедия»

Дидактические игры: «Что, где растет?»

Экспериментирование: «Травянчики»

Лепка: «Лесовичок» (с использованием шишек)

Воспитатели

Дети

29.03.18

«Полезное ранение»

Воспитатели

Дети

26.03.18--30.03.18

Свободная деятельность:

Беседы: «Лекарственные растения»

Чтение художественной литературы: Светлана Цвейг-Райз «В почемучек мы играли»

Дидактические игры: «Что сначала, что потом?»

Лепка: «Ёжик» (с использованием семечек)

Воспитатели

Дети

Результат:

Созданы необходимые условия для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности, что позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Информационный источник:

  1. Савенков, А.И. Маленький исследователь: развитие познавательных способностей [Текст] / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2004 – 32 с.: ил.;
  2. Дыбина ,О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.;
  3. Рыжова, Л.В. Методика детского экспериментирования [Текст]: книга для педагогов и родителей /Л.В. Рыжова. - Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2013. – 221 с.;
  4. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников  [Текст] / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с.;
  5. Ола, Ф. Занимательные эксперименты и опыты / [Текст] / Ф. Ола и др. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 128 с.: цв.ил.;
  6. Рыжова, Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» [Текст] / Н.А. Рыжова. - научн. консультант канд. Геол.-минерал. Наук И.Н. Рыжов; Текст публикуется в авторской редакции. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005. – 224 с.: ил.;
  7. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст]  / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина.- Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.;
  8. Рыжова, Н.А. Воздух – неведимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 128 с. илл
  9.  http://pandia.ru/text/80/120/48068.php;
  10.  https://solncesvet.ru/проект-опыты-и-эксперименты-в-детском/;
  11. https://infourok.ru/dolgosrochniy-proekt-v-sredney-gruppe-tema-rasteniya-1398137.html;
  12. http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-vladimirovna-carkova/opytno-yeksperimentalnyi-proekt-po-5. formirovaniyu-znanii-o-komnatnyh-rastenijah-v-procese-uhoda-za-nimi-u-detei-pjatogo-goda-6. zhizni.html;
  13.  https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/02/10/proekt-po-opytno-eksperimentalnoy-deyatelnosti-ogorod-na.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский экологический проект: «В царстве лекарственных растений»

Цель исследования:Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений.Задачи: 1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского...

Проект "Царство растений"

Цель проекта: Создание благоприятных условий для  экологического воспитания детей через знакомство с жизнью растений, а также создание условий для всестороннего развития младших дошкольников...

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Путешествие в царство растений: Деревья, кустарники, травы".

Конспект образовательной деятельности разработан в рамках экологического проекта «Растительный мир детского сада» для старшей группы....

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Путешествие в царство растений: Деревья, кустарники, травы".

Конспект образовательной деятельности разработан в рамках экологического проекта «Растительный мир детского сада» для старшей группы....

Тема «Путешествие в царство Растений и Насекомых»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект занятия «Путешествие в царство растений» старшая группа

Тема:   Путешествие в мир растений. Цели: Ввести и обосновать классификацию растений.-Подвести к выводу, что    растения– это живая природа.-Закрепить знания о разн...

Проект "Путешествие в царство растений"

Проект на тему растений направлен на изучение разнообразия растительного мира, особенностей роста и развития растений, их роли в экосистемах и значимости для человека. Цель проекта: повысить осведомле...