Проект: «Путешествие в царство растений»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.2 МБ | |
| 832.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №15»
Проект
«Маленькие исследователи»
Тема: «Путешествие в царство растений»
Воспитатели: Захарова И.И.
г. Зима
2018
Актуальность
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Американский философ Ральф Уолд Эмерсон: «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
В 1990 годы профессор - академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для нас стала актуальной.
Проблема: недостаточно развитая предметно-пространственная среда для организации экспериментально-исследовательской деятельности.
Цель: создание необходимых условий для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Развивать познавательный интерес детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
Развивать интерес к развитию и росту растений.
Развивать любознательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир, самостоятельность в исследовательской деятельности.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Формировать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОУ и дома.
Обогащать представления о жизни растений, их развитии.
Предполагаемый результат:
- активно познавать окружающий мир;
-действовать согласно алгоритму;
-применять разные способы детского экспериментирования;
-ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;
-объяснять полученный результат.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Срок реализации: февраль-март 2018 года.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Участники:
- Дети
- Родители
- Воспитатели
Формы взаимодействия:
- с детьми:
- Поисково-исследовательская деятельность;
- Опытно-экспериментальная деятельность;
- Продуктивная деятельность;
- Игровая деятельность.
- с родителями:
- Консультация на сайте ДОУ;
- Презентация на сайте ДОУ;
- Папка-передвижка;
- Буклет.
- с педагогами:
- Консультация;
- Презентация на сайте ДОУ;
- Отчет по проекту.
План реализации проекта
I Подготовительный этап:
- Формирование цели и задач проекта;
- Изучение и подбор методической и художественной литературы;
- Составление плана деятельности;
- Подбор и изготовление пособий для работы с детьми;
II Разработка проекта:
- Оформление экспериментального уголка в группе;
- Подбор необходимого дидактического материала, с учетом
возрастных особенностей детей;
- Разработка конспектов занятий, бесед;
- Организация совместной деятельности воспитателя и детей;
- Разработка рекомендаций для родителей.
III Заключительный (обобщающий) этап
- Итоговая беседа: «Что мы знаем о растениях»;
- Оборудование уголка экспериментирования
План реализации проекта
Дата | Реализация проекта | Участники |
08.02.18 | «Как дышат растения?» | Воспитатели Дети |
05.02.18--09.02.18 | Беседы: «Что такое опыты и для чего они нужны» Чтение художественной литературы: Конышева Светлана «Науку я люблю» Наблюдения: «Снег - друг или враг растениям?» Дидактические игры: пазл «Собери цветок» Рисование: «Зимний пейзаж» (использование нетрадиционной техники рисования – набрызг) | Воспитатели Дети |
Закрепление использования нетрадиционных технологий рисования дома | Воспитатели Родители Дети | |
15.02.18 | «Лабиринт» | Воспитатели Дети |
12.02.18--16.02.18 | Экспериментирование и наблюдения: «Картофельные корешки-ростки» Чтение художественной литературы: Краева Ирина «Мне купили микроскоп!» Чтение художественной литературы: «Вершки- корешки» Дидактические игры: «Съедобное – не съедобное» Рисование: «Натюрморт» (использование нетрадиционной техники рисования – картофельный штамп) | Воспитатели Дети |
Создание коллекции семян: «Овощи и цветы» | Воспитатели Родители Дети | |
22.02.18 | «Узоры на листьях» | Воспитатели Дети |
19.02.18--22.02.18 | Наблюдения Свободная деятельность: Беседы: «Зимой и летом одним цветом» Чтение художественной литературы: Ерошин Алексей «Один профессор для развития науки…» Дидактические игры: «С какого дерева лист?» Рисование: «Листок» (использование нетрадиционной техники рисования – отпечаток листьев) | Воспитатели Дети |
Рассматривание комнатных цветов дома | Воспитатели Родители Дети | |
01.03.18 | «Обезвоживание картофеля» | Воспитатели Дети |
26.02.18--02.03.18 | Экспериментирование Беседы: «Семена. Овощи» Чтение художественной литературы: Татьяна Бокова «Липучка-почемучка» Дидактические игры: «Съедобное - не съедобное» Рисование: «Цветок» (использование нетрадиционной техники рисования – картофельный штамп) | Воспитатели Дети |
Проведение опытов и экспериментов дома с овощами и фруктами | Воспитатели Родители Дети | |
15.03.18 | «Красим цветы» | Воспитатели Дети |
12.03.18--16.03.18 | Экспериментирование: «Огород на подоконнике» Беседы: «Семена. Цветы» Чтение художественной литературы: Крюков Михаил «В стекле увеличительном Наблюдения: «Что растет на клумбе?» Дидактические игры: пазл «Собери цветок» Рисование: «Цветочная поляна» (использование нетрадиционной техники рисования – оттиск цветка) | Воспитатели Дети |
Пополнение коллекции семян: «Овощи и цветы» | Воспитатели Родители Дети | |
22.03.18 | «Ростки рвутся на свободу» | Воспитатели Дети |
19.03.18--23.03.18 | Наблюдения: «Проращивание лука» Чтение художественной литературы: Наталья Иванова «Бабушка – энциклопедия» Дидактические игры: «Что, где растет?» Экспериментирование: «Травянчики» Лепка: «Лесовичок» (с использованием шишек) | Воспитатели Дети |
29.03.18 | «Полезное ранение» | Воспитатели Дети |
26.03.18--30.03.18 | Свободная деятельность: Беседы: «Лекарственные растения» Чтение художественной литературы: Светлана Цвейг-Райз «В почемучек мы играли» Дидактические игры: «Что сначала, что потом?» Лепка: «Ёжик» (с использованием семечек) | Воспитатели Дети |
Результат:
Созданы необходимые условия для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности, что позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Информационный источник:
- Савенков, А.И. Маленький исследователь: развитие познавательных способностей [Текст] / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2004 – 32 с.: ил.;
- Дыбина ,О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.;
- Рыжова, Л.В. Методика детского экспериментирования [Текст]: книга для педагогов и родителей /Л.В. Рыжова. - Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2013. – 221 с.;
- Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Текст] / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с.;
- Ола, Ф. Занимательные эксперименты и опыты / [Текст] / Ф. Ола и др. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 128 с.: цв.ил.;
- Рыжова, Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» [Текст] / Н.А. Рыжова. - научн. консультант канд. Геол.-минерал. Наук И.Н. Рыжов; Текст публикуется в авторской редакции. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005. – 224 с.: ил.;
- Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина.- Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.;
- Рыжова, Н.А. Воздух – неведимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 128 с. илл
- http://pandia.ru/text/80/120/48068.php;
- https://solncesvet.ru/проект-опыты-и-эксперименты-в-детском/;
- https://infourok.ru/dolgosrochniy-proekt-v-sredney-gruppe-tema-rasteniya-1398137.html;
- http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-vladimirovna-carkova/opytno-yeksperimentalnyi-proekt-po-5. formirovaniyu-znanii-o-komnatnyh-rastenijah-v-procese-uhoda-za-nimi-u-detei-pjatogo-goda-6. zhizni.html;
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/02/10/proekt-po-opytno-eksperimentalnoy-deyatelnosti-ogorod-na.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский экологический проект: «В царстве лекарственных растений»
Цель исследования:Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений.Задачи: 1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского...

Проект "Царство растений"
Цель проекта: Создание благоприятных условий для экологического воспитания детей через знакомство с жизнью растений, а также создание условий для всестороннего развития младших дошкольников...

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Путешествие в царство растений: Деревья, кустарники, травы".
Конспект образовательной деятельности разработан в рамках экологического проекта «Растительный мир детского сада» для старшей группы....

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Путешествие в царство растений: Деревья, кустарники, травы".
Конспект образовательной деятельности разработан в рамках экологического проекта «Растительный мир детского сада» для старшей группы....
Тема «Путешествие в царство Растений и Насекомых»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...
Конспект занятия «Путешествие в царство растений» старшая группа
Тема: Путешествие в мир растений. Цели: Ввести и обосновать классификацию растений.-Подвести к выводу, что растения– это живая природа.-Закрепить знания о разн...

Проект "Путешествие в царство растений"
Проект на тему растений направлен на изучение разнообразия растительного мира, особенностей роста и развития растений, их роли в экосистемах и значимости для человека. Цель проекта: повысить осведомле...

