Конспект занятия по окружающему миру (экология). Научное заседание: " В мире животных"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Волошина Елена Александровна

Конспект по окружающему миру (экология).

Научное заседание: «В мире животных»

 

Цель:

 - Закрепить знания о 4-х классах животного мира - насекомых, птицах, зверях и рыбах.

Задачи:
 - Продолжать учить детей выделять характерные признаки с помощью моделей каждого класса животных.  

- Создавать условия, для развития и реализации познавательных и творческих способностей дошкольников к изучению природы.

- Развивать наблюдательность, внимание, интерес к результатам своего труда.

- Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

 - Воспитывать коммуникативную культуру, бережное отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zhiv.mir_.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по окружающему миру (экология).

Научное заседание: «В мире животных»

Цель:

 - Закрепить знания о 4-х классах животного мира - насекомых, птицах, зверях и рыбах.

Задачи:
 - Продолжать учить детей выделять характерные признаки с помощью моделей каждого класса животных.  

- Создавать условия, для развития и реализации познавательных и творческих способностей дошкольников к изучению природы.

- Развивать наблюдательность, внимание, интерес к результатам своего труда.

- Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

 - Воспитывать коммуникативную культуру, бережное отношение к животным.

  

Материал: ИКТ, игрушки - насекомые, картинки с изображением птиц и их домов (перелетные, зимующие), картинки с изображением рыб, мешочек с цветными кругами. Опыт: прозрачная емкость с водой, куски пластилина. Простые карандаши, чистый листок бумаги. Смайлики (радость, грусть).
    
                                                                 Ход занятия:

Воспитатель:

         Ребята, а какой вы хотели бы видеть меня сегодня? Вот такой…(педагог имитирует злость) или вот такой…(радость). Конечно, весёлой и доброй. И я хочу видеть вас весёлыми и счастливыми. Пусть на ваших лицах поселится добрая, весёлая улыбка. А вы не хотите поделиться хорошим настроением с другими людьми? Тогда давайте пошлём это настроение с воздушным поцелуем друг другу, солнышку, новому дню.

       Сегодня у нас не просто занятие, а научное заседание. Все вы сегодня маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий в мире животных.

- Ну что, начинаем?

1.    Класс Насекомые.

(Слайд 1,2,3 с изображением насекомых)
 Воспитатель: посмотрите внимательно и скажите, что общего у этих насекомых?

Дети: все насекомые имеют 6 лапок, крылья (четыре или два), усики, и еще особенное строение тела: голова, грудка и брюшко.
Воспитатель: ребята, скажите, как появляются насекомые?
Дети: насекомые откладывают яйца, из которых появляются личинки или гусеница, личинка растет и превращается в кокон, а из него появляются взрослые насекомые.
Воспитатель: Дети, скажите, когда появляются насекомые, в какое время года и почему?
Дети: насекомые появляются весной, когда на улице становится тепло и насекомым есть чем прокормиться (появляются цветы, растет трава, освобождается от снега земля).
Воспитатель: скажите какую пользу приносят насекомые природе, человеку.
Дети: одни насекомые опыляют растения, а без опыления не будет ягод, фруктов, одни насекомые поедают других насекомых, некоторые как муравей и жук- навозник наводят «чистоту». Так же насекомые являются кормом для птиц.
Воспитатель: это польза, а какой вред они могут нанести человеку.
Дети: многие насекомые разносят болезни, микробы(муха). Гусеница поедает растения, овощи.


Д/игра: «Кого не стало?»

Игрушки - насекомые раскладываются на столе, дети запоминают. Один ребенок (по желанию) прячет пару насекомых остальные - отгадывают кого не стало (например - «не стало мух, бабочек, пчёл и т. д.)


2.    Класс Птицы.
- Дети рассматривают картинки с изображением птиц на магнитной доске.

- Назовите отличительные признаки птиц. (Клюв, крыло, две ноги, перо и яйцо)
Воспитатель: совершенно верно. Для чего птицам нужен клюв. Какова его роль?
Дети: клювом птицы питаются, достают себе корм, разламывают его.
Воспитатель: а для чего нужны крылья?
Дети: чтобы летать, перемещаться по воздуху.
Воспитатель: Верно. Крылья придают птицам способность к полёту. Для перемещения по твердой поверхности у них есть две ноги.
Воспитатель: а как производят свое потомство птицы?
Дети: Птицы откладывают яйца, согревают их своим теплом, из яиц вылупляются птенцы.
Д/игра « Где чей дом?»
Воспитатель: Ребята, птицы потерялись и очень хотят вернуться домой т.е. туда, где им будет уютно и привычно. Поможете им? (Предлагаю поделиться на 2 подгруппы, и чтобы было вам легче это сделать, вам поможет мешочек, в котором находятся круги разного цвета. Вы сейчас по – одному достанете себе круг и тем самым определитесь, в какую подгруппу вы попадете).

- Определились?

- Скажите мне, Какого цвета у вас круги? (Зеленые и синие)

- С чем в природе ассоциируются эти цвета?

- Молодцы!

Пройдите пожалуйста к столам и верните птиц домой. Соедините картинки с изображением птиц с их домами.
 (Дети соединяют картинку птицы с ее домом.  Одна картинка - лишняя (летучая мышь).

Воспитатель:

- Как называются птицы, которых вы вернули домой?

- На какие два вида можно разделить этих птиц? (Перелетные и зимующие)

Молодцы!

Воспитатель:

- Почему летучая мышь лишняя?

- Это не птица?

  Тело летучей мыши покрыто шерстью, а не перьями; нет клюва и т. д. Это не птица. Летучие мыши – семейство рукокрылых,  ведут ночной образ жизни, а днём спят. Из-за особого хрупкого строения костей летучие мыши совершенно беззащитны на земле. Они не могут передвигаться на своих лапках и отталкиваться от земли, как, например, птицы. Поэтому днем летучие мыши спят вниз головой. Такое положение позволяет им начать полет непосредственно во время падения. Убежищами могут служить пещеры, сооружения, как надземные, так и подземные. Летучие мыши способны впадать в оцепенение, многие способны впадать в длительную сезонную спячку (до 8 месяцев).


3. Класс Звери.

Упражнение.

Как-то раз лесной тропой (Идут по кругу друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются в полу приседе.)
За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут в перевалку.)
За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками.)
За мамой зайчихой — косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).
Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, делают ласкательные
движения)
Воспитатель: сейчас мы с вами были и лисичками, и зайчиками, и белками.

- Это все кто? (звери)

(Слайд 4. Звери)

Воспитатель: посмотрите внимательно и скажите, что общего у этих зверей?

(шерсть, четыре лапы, пасть)

 Воспитатель: Правильно.

- Посмотрите и подумайте, а почему здесь изображен пакет с молоком?

- У всех зверей есть особый отличительный признак, по которому звери не похожи ни на какой другой класс. Назовите мне его?
Дети: все звери вскармливают своих детенышей молоком, которое вырабатывает их мать.
Воспитатель: поэтому мы их называем... а как мы их называем?
Дети: Млекопитающие.
Воспитатель: млекопитающие, т.е. питающиеся молоком.

- Ребята, посмотрите, это что? (Пасть с зубами, уши)
Дети: у зверей есть зубы, чего нет у других животных.
Воспитатель: верно, звери - единственные животные у которых есть зубы и хорошо заметные уши.
Всех зверей, которых мы с вами знаем можно разделить  на две группы. Как вы думаете, на какие?
Дети: Зверей мы делим на хищников и травоядных.

Игра: «Кто самый внимательный»

Хлопните в ладоши, если я назову травоядное животное. А если хищника, то потопайте ногами.

(Тигр, еж, лев, лось, заяц, лиса, белка, волк)


4. Класс рыбы

(Дети подходят к столу, где у каждого ребенка лежат карточки с изображением рыб)

Ребята, я хочу вам предложить разделить рыб на два вида.

Воспитатель: Дети, давайте с вами попробуем догадаться, чем отличаются рыбы от других представителей животного мира. (У рыбы есть плавники, тело покрыто чешуёй, есть жабры).

Воспитатель: на какие два вида вы поделили класс рыб?
Воспитатель: как мы назовем этих рыб? И почему?
(Карась, щука, сом, окунь, налим, лещ,
 этих рыб мы называем пресноводные, они обитают в реках и озерах)
Воспитатель: а каких еще рыб вы знаете? Назовите?
(Морские. Камбала, акула, сельдь, скумбрия, морской окунь, треска, они обитают в морях и океанах)
Воспитатель: для чего рыбам нужны жабры и плавники?
Дети: Жабрами рыбы дышат, а плавники помогают рыбам передвигаться.
Воспитатель: Скажите, как появляются на свет рыбы?
Дети: рыбы откладывают икру, из которой появляются мальки, а мальки вырастают в настоящую рыбу.

Ребята, у меня есть предложение.

- Хотели бы вы поэкспериментировать?

- Предлагаю вам вместе со мной, провести эксперимент: «Чем дышат рыбы?»
Берётся прозрачная емкость с водой и кусок пластилина. Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.

Вывод: в воде есть воздух. Рыба заглатывает воду ртом, воздух остается в рыбе, а вода выходит через жабры. Им рыбы дышат.

Воспитатель: а сейчас, давайте пройдем на ковер и присядем.  У меня на тарелке разовой лежат небольшие листы бумаги. Посмотрите внимательно, что я сейчас сделаю. (Беру листок и обрываю его так, чтобы у меня кто – то или что – то получилось). Простым карандашом нарисую глаза. И вот…

-  На кого этот листок бумаги стал похож?

А теперь вы попробуйте сделать тоже самое, что и я, но так, чтобы у вас получился представитель животного вида. (Обсуждение работ).

Рефлексия.

- Ребята, кем вы сегодня были?

- Какие открытия вы для себя сделали?

- Понравилось ли вам занятие?

- Тяжело быть ученым?

- На столе лежат смайлики с улыбкой и с изображением грусти. Выберите себе такой  смайлик, который определит ваше настроение после сегодняшнего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия по окружающему миру на тему "В мире животных" в средней группе

Конспект занятия про жавотных холодных и жарких стран....

Конспект занятия «4 октября — Всемирный день защиты животных» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа).

Цель занятия: Знакомство детей с международной природоохранной акцией «Всемирный день защиты животных». Познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...