Проект "Наш дом - природа"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Белогруд Ирина Николаевна

В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. Поэтому взрослым необходимо создать условия, для того чтобы сформировать навыки правильного поведения детей в природе. Чтобы дети не губили насекомых, заботились о животных и птицах, необходимо помочь им понять своеобразие каждого из живых существ в природе, его уникальность и ценность на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_dom_-_priroda.docx935.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологии для детей подготовительной

группы «Наш дом – природа»

Актуальность проекта: В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. Поэтому взрослым необходимо создать условия, для того чтобы сформировать навыки правильного поведения детей в природе. Чтобы дети не губили насекомых, заботились о животных и птицах, необходимо помочь им понять своеобразие каждого из живых существ в природе, его уникальность и ценность на Земле.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационный, творческий.

Срок реализации: долгосрочный (февраль – май).

Участники проекта: дети, воспитатель.

Цель: создать условия для формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Задачи:

- развивать интерес, любовь и бережное отношение к природе;

- развивать у детей дошкольного возраста элементарные представления о животных, насекомых, птицах в природе, познакомить с их средой обитания и особенностями внешнего вида;

- развивать познавательные и творческие способности детей;

- развивать у детей воображение, речь, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;

- выработать навыки экологически-грамотного и безопасного поведения в природе.

Предварительная работа: беседы и рассматривание иллюстраций с изображением диких животных в зимнее время года, насекомых в летнее время года, птиц; чтение художественной литературы-стихов, загадок, песен; наблюдения во время прогулок; дидактические игры, подвижные игры, продуктивная деятельность.

Этапы проекта:

1. Подготовительный.

Подбор иллюстрационного материала, мультфильмов, познавательного видео, художественных произведений, загадок, создание презентаций. Разработка бесед.

2. Основной.

Тема недели

Дни недели

Содержание

Февраль

Лес

 

Удивительное рядом

  • Просмотр познавательных видео о животных «Кенгуру», «Волки», «Крокодил», «Панда», «Тигр», «Ежи», «Животные пустыни», «Животные пустыни»
  • Игра «Отгадайте животных по голосу», «Отгадай, кто мой друг»
  • Настольная игра «Зоологическое лото»
  • Работа в тетрадях «Экология для малышей»: «Кому нужны деревья в лесу?», «Как лесник заботится о лесе»
  • Рисование пастелью,  угольками «Удивительное рядом»

Животные зимой

  • Просмотр познавательных видео «Как в лесу зимуют животные?», «Почему животные впадают в спячку?», «Животные полярных полюсов»
  • Разгадывание загадок о животных
  • Чтение книги Ю. Дмитриева «Лесные загадки»: «Птица и змея», «Мушиная смерть», «Ночной разбойник», «Неуловимый жук»
  • Рисование ватными палочками «Зима в лесу»


Эти необычные животные

  • Просмотр презентаций «Эти необычные животные», «Летающие животные»
  • Д/и «Кто где живет?», «Что я за зверь»
  • Беседа «Что будет, если из леса исчезнут…»
  • Составление рассказа по серии картинок, разгадывание загадок о животных
  • Чтение книги Ю. Дмитриева «Лесные загадки»: «Стреляющий жук», «Кто сам себя называет», «Зоопарк на столе»


Ну-ка, отыщи! Как животные умеют маскироваться

  • Просмотр презентации «Как животные умеют маскироваться. Зачем им это?»
  • Просмотр видео-релакс «Весна в лесу», «Природа», «Дождь и гроза», «Нежная музыка»
  • д/и «Мама-папа-малыш»
  • Чтение книги Ю. Дмитриева «Лесные загадки»: «Как обманули птиц», «Два птенца», «Обманутый кот Данила»
  • Разгадывание загадок о животных
  • Лепка «Лесные жители»

Март

Лес


Самые плохие и самые заботливые мамы в животном мире

  • Просмотр познавательных видео «Дикие животные и их детеныши»
  • показ презентаций «Лучшие мамы в животном мире», «Странные мамы», «Заботливые папы»
  • рассматривание альбомов «Заботливые мамы у животных», «Мамы бывают разные»
  • словесные игры «Позови ласково», «Чей малыш?», «Мой, моя»
  • д/и «Чего не стало?», «Что изменилось?»


Эти необычные птички

  • Просмотр познавательного видео «Зимующие птицы», «Зимняя жизнь птиц», «Как зимуют в лесу птицы», «Самый лучший домик», «Как дятел долбит дерево. Замедленная съемка»
  • Демонстрация презентации «Необычные жилища птиц и животных»
  • Просмотр мультфильмов «Оранжевое горлышко», «В лесной чаще»
  • Разгадывание загадок о птицах
  • Игра «Отгадай, кто так поет»
  • Словесные игры «Мой, моя», «Позови ласково», «Отгадай, кто мой друг»
  • Рисование и лепка «Птички в гнезде»

День Земли

20 марта

  • Просмотр презентации «День Земли. Зачем беречь природу?», «Звуки природы. Отгадай что за звук», «Жалобная книга природы»
  • Просмотр видео-релакс «Красивая природа», «Красивая музыка»
  • Беседа «Правила поведения в природе»
  • Работа в тетрадях «Экология для малышей»: «Пожар в лесу», «Чего не следует делать в лесу», «Красная книга. Растения и животные»
  • Рисование «Красота леса»

Апрель

Этот удивительный космос

  • Просмотр познавательного видео «Планеты Солнечной системы», «Все о космосе», «Как живут космонавты», «Космический транспорт»
  • Рассматривание альбома «Детям о космосе»
  • Игра-викторина «Все о космосе», разгадывание загадок о космосе
  • Настольная игра «Земля и планеты Солнечной системы»
  • Аппликация «Ракета»

Апрель

Лес

Листочки и колючки

  • Беседа «Почему на одних деревьях листочки, а на других иголки», «Зачем кактусу колючки?»
  • Просмотр познавательного видео «Лес за год. Ускоренная съемка», «Как растут растения»
  • Д/и «С какой ветки детки?», «Лесной многоэтажный дом», «Что растет в лесу?»
  • Чтение книги Ю. Дмитриева «Лесные загадки»: «Встреча с хищницей», «Взрыв», «Маленькая тайна»

Самые необычные растения мира

  • Просмотр видео «Чудеса природы. Растения», «Изучаем фрукты. Как они растут?»
  • Просмотр презентаций «Путешествие семян»,
  • Беседа, рассматривание альбомов «Растения», «Деревья. Кустарники», «Фрукты. Овощи»
  • Д/и «Назови дерево, кустарник…», «Четвертый лишний», «Чье семя?», «Узнай растение», «С какого дерева листок?»
  • Разгадывание загадок о растениях, фруктах, овощах; «Игра в слова»
  • д/и «Компот», «По ягоды»


Аромат и окраска цветов

  • Беседа «Аромат и окраска цветов» (почему одни цветы яркие, а другие нет)
  • Рассматривание фотоальбомов
  • Просмотр познавательного видео «Удивительные лесные цветы. Ускоренная съемка», «Как растут цветы»
  • д/и «Продайте то, что назову», «Отгадайте, что за растение», «Соотнеси цветок и место, где он растет»,  «Цветочный магазин»
  • словесные игры «Отгадай, кто мой друг», разгадывание загадок
  • коллективная работа с пластилином «Букет»


Прыгают, летают, ползают. Эти интересные насекомые.

  • Просмотр познавательного видео «Насекомые», «Паук-птицеед», «Рождение бабочки»
  • Рассматривание альбомов
  • Беседа «Почему одни насекомые прячутся, а у других яркая окраска?»
  • д/и «Найди на заданный звук», «Замкни цепочку»
  • Чтение книги Ю. Дмитриева «Лесные загадки»: «Кто в куче живет?», «Тропинка», «Почему на кусте выросли грибы?»
  • Рисование «Эти удивительные насекомые»

Май

В подводном царстве

 

Путешествие по морским глубинам

  • Просмотр познавательного видео «Какое бывает море?», «11 самых удивительных обитателей моря», «Наука для детей. Акулы», «Наука для детей. Синий кит», «Касатка», «Морские животные»
  • Просмотр видео-релакс «Фантастическая красота подводного мира», «Подводная съемка океана»
  • Презентация «Угадай морское животное»
  • Знакомство с литературными произведениями: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»
  • Д/и «Морские обитатели», «Кого не стало», «Найди по описанию», «Отгадай по силуэту»
  • Словесные игры «Назови рыбку»
  • Рисование пластилином «Подводное царство»

Речные рыбы. Какие они?

  • Рассматривание альбома «Речные обитатели»
  • Д/и «Знаем, знаем», «Разрезные картинки», «Что перепутал художник», «Закончи рисунок», «Пищевые цепочки»
  • Разгадывание загадок
  • Работа с панно «Море. Река»

Чудо-болото

  • Просмотр познавательного видео «Болото»
  • Рассматривание альбома «Болото»
  • Д/и «Разрезные картинки», «Что перепутал художник», «Закончи рисунок»
  • Словесные игры «Доскажи словечко», «Загадки»

Помогите речке

  • Демонстрация презентации «Помогите речке», «Гелиевые шары – смертельная красота»
  • Рассматривание альбома
  • Беседа «Берегите воду»
  • Д/и «Что в реке лишнее»
  • Работа в тетрадях «Экология для малышей»: «Кому нужна вода», «Вода и погода», «Где в природе есть вода?», «Как человек использует воду», «Как вода помогает человеку»

3. Заключительный.

Ожидаемый результат:

- В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

- Сформировались первоначальные навыки гуманного отношения и безопасного поведения в природе.

- Дети научились уверенно различать и называть насекомых, животных и их характерные признаки.

- Появилось стремление к исследованию объектов природы, научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

В заключение работы над экологическим проектом «Наш дом – природа» следует сделать вывод:

• для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразные формы и методы работы: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественно- эстетическую.

• работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести, используя все виды деятельности: игры, наблюдения, рассматривание и обсуждение, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность, развлечения и др.

ВЫВОД: Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Дети накапливают нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт их деятельности гуманный характер.

Литература:

  1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
  2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5лет. Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
  3. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
  4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: Вако, 2008. – 240 с.
  5. Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение» 1985
  6. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы/ М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320с.
  7. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение»,1983
  8. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
  9. О. А. Скоролупова «Насекомые. Птицы». М., 2008.
  10. Интернет-ресурсы.

C:\Users\996\Desktop\проект фото\IMG_20210416_121424.jpg   C:\Users\996\Desktop\проект фото\IMG_20210416_121342.jpg

C:\Users\996\Desktop\проект фото\IMG_20210416_121252.jpg   C:\Users\996\Desktop\проект фото\IMG_20210416_082722.jpg

C:\Users\996\Desktop\проект фото\IMG_20210416_170427.jpg   C:\Users\996\Desktop\проект фото\IMG_20210416_165825.jpg

C:\Users\996\Desktop\проект фото\IMG_20210416_165720.jpg   C:\Users\996\Desktop\проект фото\IMG_20210416_165720 (1).jpg

C:\Users\996\Desktop\проект фото\IMG_20210416_165241.jpg   C:\Users\996\Desktop\проект фото\IMG_20210416_165113.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...