Конспект занятия в средней группе «Народные куклы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мурзинцева Дарья Сергеевна

Конспект занятия во средней группе «Народные куклы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe_narodnye_kukly.docx494.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Промышленновский детский сад № 1 «Рябинка»

«Народные куклы»

(конспект занятия в средней группе)

https://cs1.livemaster.ru/storage/28/84/79786d9fda7c7646c68e2e65f5di--kukly-i-igrushki-semya-narodnye-kukly-domashnij-obereg.jpg

Составитель:

Мурзинцева Дарья Сергеевна,

воспитатель МБДОУ д/с №1 «Рябинка»

Промышленновский муниципальный округ 2021

Конспект занятия во средней группе «Народные куклы».

Цель: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа.

Задачи: 

Обогащать знания младших дошкольников об истории возникновения и разнообразии народной куклы.

Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Развивать познавательный интерес к истории создания вещей, окружающих человека.

Воспитывать бережное отношение к предметам, сделанными руками человека.

Развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа:

Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов (дымковские игрушки, деревянная матрёшка, тряпичные куклы.). Организация мини – музея в группе «Куклы прошлого века» (с участием родителей воспитанников). Загадывание загадок об игрушках, разучивание потешек, пальчиковых игр, стихотворений, песен, закличек. Использование малых форм фольклора, художественного слова в развитии речи. Знакомство детей с элементами дымковского узора.

Оборудование и материалы: куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная,  тряпичная, мини музей кукол, разрезные картинки (пазлы).

Вводная часть:

                                    C:\Users\Админ\Desktop\Downloads\20210310_105944.jpg

Минутка вхождения в занятие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло письмо, послушайте.

«Дорогие ребята! Я узнала, что вы изучаете историю кукол и учитесь делать их своими руками. Приглашаю Вас в гости на посиделки в мой мини музей. Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется - музей кукол, потому что здесь находятся разные куклы, ваша Сказительница».

Воспитатель: Хотите пойти в гости к Сказительнице?

Дети: Да, хотим.

Появляется Сказительница, в народном костюме.

Сказительница: - Здравствуй, люд честной! Здравствуйте люди добрые!  Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли все видно? Всем ли все  слышно? Всем ли места хватило? На стульчик присяду, разговор свой поведу. Ребята, вы хотите узнать, кто я такая?

Дети: Да, хотим.

Сказительница: Я знаю очень много  сказок, потешек, историй, русские народные обычаи, традиции и я рассказываю  их всем, кто приходит ко мне за новыми интересными историями. Поэтому меня и назвали Сказительницей.

Основная часть:

Сказительница: Вот у меня есть волшебный сундучок, а в нем много разных кукол. Сейчас я вам расскажу историю об одной очень удивительной куколке, она деревянная и жила в далекой стране, которая называется - Япония.

Много лет назад в Россию из далёкой страны - Японии привезли деревянную фигурку - старичка. Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри него сидела вся его большая семья (показ фото слайда).

Кукла эта очень понравилась и взрослым и детям. А особенно заинтересовала русских мастеров. Они сделали похожую игрушку и нарядили ее в русский сарафан, на голову повязали красивый  платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали её старинным русским именем - Матрёной.

Сказительница: Как вы думаете, какую игрушку сделали народные умельцы? (матрешку), (ребенок берет матрешку с полочки)

 Сарафаны расписные,

Щечки зорькою горят.

И матрёшки, как живые,

Шлют улыбки всем подряд.

(Рассматривание матрёшек)

Ребенок: Матрёшка – это куколка с секретом.

Разломлю я пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, смеется.                                                        

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку.

Русские красавицы

Всем нам очень нравятся!

Сказительница: Да, действительно, кукла с секретом.

-Ребята, а кто хочет рассказать о всеми любимой народной кукле? (рассказ о матрешке с помощью вопросов)

Ребенок: (выходит к столу и рассказывает о матрешке)

Матрешка – это расписная, веселая деревянная кукла, ее сделали народные умельцы. Все деревянные матрешки разные: они разного размера, у них разное настроение, у них разные наряды. Для работы художники использовали только яркие краски (красная, желтая, синяя, черная).

Сказительница: Чем похожи матрешки?

Дети: У каждой матрешки имеется платочек на голове, одежда яркая, праздничная.

Дидактические игры: «Разбери матрёшку», «Расставь по росту»

Сказительница: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Эти куклы прочные, они не сломаются. Но играть ей не очень удобно, но зато глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать, веселиться! Они и вас мои ребятки приглашают поплясать. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас веселые  матрешки.

Физминутка «Веселые матрешки» под музыкальное сопровождение.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

Топают матрешки (то правую ногу, то левую)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

Топают матрешки (топают).

(проходят на свои места, садятся на стульчики)

Сказительница: А сейчас я вам загадаю загадку:

Знаменита деревушка        

Яркой глиняной игрушкой.

Веселит, ласкает взор

Пёстрый радужный узор:

Клетки, кольца, завиточки,

Змейки, ленточки и точки!

Просто загляденье!

Всем на удивление!

Сказительница: Найдите куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке.

Сказительница: Достает куклу из своего сундучка, такая же куколка есть у нас в музее (показывает).

Дети: Это дымковская куколка!

Сказительница: Кто мне ответит, почему кукла называется дымковской?

Дети: Она вылеплена в селе - Дымково.

Сказительница: Правильно, она названа по имени села, в котором ее сделали. Ребята, а что мы с вами знаем о дымковской кукле?

Ребенок: Дымковская кукла сделана из глины, она белого цвета и разрисована очень ярко, так как художники брали только краски ярких цветов такие как: зеленая, синяя, оранжевая, голубая, желтая. Настроение у них радостное, веселое.

Сказительница: Ребята, нам с вами известно, что в селе Дымково изготавливали  не только кукол.

А вот кого еще делали дымковские мастера, мы с вами сейчас скажем, если заглянем вот в эти конверты (3 конверта: открывает конверт, показывает разрезные картинки).

Ой, ребята, что здесь?

Дети: Разрезные картинки.

Сказительница: А давайте мы сейчас с вами соберем их и узнаем, кого еще делали в селе Дымково.

Дети собирают пазлы (разрезные картинки) и называют, что у них получилось, читают стихотворения.

Сказительница: Молодцы, справились с заданием. Так кого еще делали дымковские мастера?

(Дети показывают и рассказывают )(Индюк, лошадка, петух)

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюкаC:\Users\Админ\Desktop\Downloads\20210311_174959.jpg

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост                                        

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву опустил.

Разноцветный, голосистый

Яркий, красочный, пятнистый

А как встанет поутру,

Запоет: «Кукареку».

Сказительница: Какие элементы дымковской росписи вы можете мне перечислить?

Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.

(проходят на стульчики)

Сказительница: Ай да молодцы ребятки, как вы много знаете. А как вы думаете, удобно ли играть с глиняной куклой? (нет.)

Сказительница: А почему неудобно?

Ребенок: Глиняная кукла тяжелая, она не гнется, нельзя надеть на нее одежду, нельзя постирать ее, если упадет, то может разбиться на осколки.

Сказительница: В моем сундучке еще живут куклы из ткани. Куклы эти не простые они оказывали помощь, оберегали своих хозяев. Считалось, что куклы сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что эти куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. У каждой куклы есть свое название: Куватка, Крупеничка, Веснянка, Кубышка – Травница, Столбушка, Пеленашка, Зерновушка (показывает куколок из музея)

Сказительница: Ребята, почему куколка называется тряпичной?

Ребенок: Потому что она сделана из тряпочек, обрезков ткани.

Воспитатель: Существует очень много видов тряпичных кукол (показать в музее). Есть кукла - игровая, - предназначалась детям для игры, обереговая кукла – которая спасала человека от различных опасностей и защищала от бед. Есть куклы обрядовые, которые использовались на праздниках обрядах, например коляда (это символ тепла, солнца и добрых отношений в семье. Эта кукла использовалась на Рождественских колядках), масленица (первая закличка Весны, эта кукла использовалась для изгнания зимы). Кукол  из ткани можно постирать, она не может ходить, но у нее двигаются ручки и ножки. Ну а главной особенностью  при изготовлении русской куклы было отсутствие, носа, губ и рта. Этого избегали по нескольким причинам. Во-первых, чтобы в куклу не проникли злые духи. Во-вторых, некрасивое отображение лица, могло сказаться на характере куклы. А какие тряпичные куклы есть в нашем музее давайте обратим внимание.

Кукла «Барыня» предназначалась для игры в дочки – матери. А барыней называлась потому, что у нее руки, как у барыни – руки в боки.

Кукла «Зернушка». Ее делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно. Она символизировала достаток в доме.

Кукла «Столбушка». Ее делали и деревянного столбика и ткани. Это берегиня дома хозяйства.

Кукла «Веснянка» веснянку делали из ярких и нарядных тканей или ниток  и дарили детям на Пасху, те подвешивали её за ниточку на палец и водили, как марионетку.

Кукла «Многоручка» эта кукла символизирует помощь в домашних делах. Её делали женщины или девушки для того, что бы им хватало сил и энергии справляться со своими делами и  обязанностями. И у нее было восемь, шесть или даже десять рук.

Кукла «Крупеничка» называлась она так, потому что во внутрь засыпалась  крупа ( греча, пшеница).

Кукла «Благополучница»  — тряпичная кукла, которая оберегает семью, охраняет семейный очаг и способствует привлечению и увеличению достатка.

Кукла  «Колокольчик» хранитель дома от неприятностей бед( эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье).

Сказительница: Ребята, посмотрите, в нашем музее есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. Эта кукла называется – Пеленашка.

А кто из вас знает, почему эта кукла получила такое название?

Кукла «Пеленашка» – младенчик в платочке и в пеленочке.

Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали и не плакали и ничего не боялись.

Кукла - пеленашка – это мощный и очень сильный  оберег. Люди верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека, спасти от беды и несчастья. Раньше считалось, что в доме, где есть маленькие дети обязательно должна быть кукла – Пеленашка.

 Сказительница: На Руси делали не только кукол, но умели отдыхать, организовывать разные игры и плясать. Вот была такая игра – Маланья. Давайте мы сейчас с вами повеселимся и поиграем.

Дети: давайте!

Сказительница: Тогда повторяйте за мной.

У Маланьи у старушки,

Жили в маленькой избушке,

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой.

Они не пили, не ели

На Маланью все глядели,

И все делали вот так…

Заключительная часть:

Сказительница: А вам хотелось бы иметь такую куклу – оберег «Пеленашку»? (да). (Тогда вы изготовите куклу пеленашку со своим воспитателем в свободное время)

Сказительница: Спасибо люди добрые! Спасибо всем – всем – всем! А мне пора с вами прощаться. До свидания!

Дети: До свидания Сказительница! Спасибо за интересные посиделки.

Воспитатель: Вам понравилось в гостях у Сказительницы? Что вы  нового и интересного узнали? Какие впечатления получили. Вижу, вы улыбаетесь, я рада за вас, что у вас отличное настроение.

Список использованной литературы:

  1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с
  2.  Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] : программа. Учебно – методическое пособие/ М. Д. Маханева / под ред. С. Д. Ермолаева. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010. – 304 с.
  3. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Изготовление народной куклы-оберега "столбушки"

Целью даного занятия является ознакомление и приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре.Задачами занятия являются:   - приобщить детей к народной культуре и традициям...

Конспект занятия в средней группе:"Кукла Катя в гостях у ребят".

«Кукла Катя в гостях у ребят»Развлечение для детей Средней группы. Дети въезжают в зал на поезде.Воспитатель: На поезде веселомМы ехали сейчас.А поезд наш веселый,В зал привез всех нас.Нам солныш...

Конспект занятия для средней группы. Лепка «Угощение для куклы»

Учить детей лепить из пластилина угощения для кукол...

Конспект занятия по кружковой работе " Народная кукла"

Создание условий для интереса детей к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы....

Конспект занятия по изготовлению обереговой народной куклы «Закрутка»

Тема занятия: Изготовление обереговой народной куклы «Закрутка».Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной ...

Конспект занятия в средней группе по аппликации на тему "Кукла-Масленица"

Аппликация  «Кукла-Масленица»Цель: изготовление  из  бумаги куклы –Масленицы.Задачи :- изготовить куклу,  как украшение группы,- познакомить  детей с русским...

Конспект занятия в средней группе "Народная игрушка"

Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы....