ЭКПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА консультация для родителей
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Ашихмина  Джамиля Рефатовна

Консультация для родителей "Эксперементирование как одна из форм позновательно-исследовательской деятельности детей раннего возрата"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ЭКПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

консультация  для родителей

Детство – пора поиска ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на интеллектуальное развитие и развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.

Любознательность, пытливость ума, познавательная активность у детей дошкольного возраста формируется на основе устойчивого познавательного интереса через исследовательскую деятельность.

Главная цель исследовательского обучения – формировать у ребенка способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере, т. е. путь ребенка к знаниям лежит через собственный творческий, исследовательский поиск.

У ребенка, развивающегося, в том числе, и в процессе исследовательской деятельности, появляется интерес узнать больше, он учится делать выводы и умозаключения, вырабатывается наблюдательность, внимание, сосредоточенность, умение доводить дело до конца. В будущем ребенок не будет бояться новшеств и трудностей, стоящих у него на пути, а наоборот будет желание испытать себя и самоутвердиться.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем. Существует мнение, особенно среди родителей, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако намного важнее развить у него мышление, восприятие, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для детей раннего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Но когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, исследованиям, опытам.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из эффективных методов познания окружающего мира является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное манипулирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые действия.

Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.

Задача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать!

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, который включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира, безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования, сенсорное и математическое развитие детей.

Экспериментирование – форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними.

Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. Знания в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее для ребенка раннего возраста сведений о мире, полученных репродуктивным путем.

Экспериментирование - это опыты с реальными предметами и их свойствами. Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, специально организованных опытов и экспериментов, а также в игровой деятельности.

Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.

По исследованиям психологов причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлении, интересов ребенка. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Так как дети, склонные к исследованию и экспериментированию, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Существует несколько типов материала для детской познавательно – исследовательской деятельности. Они должны быть реально представленными к действию с ними, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка.

Это объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина, которые заключают в себя задачи освоения операций вкладывания, наложения, развитие обследовательских действий, наблюдения, тонкой моторики, способности распознавать цвет, форму, величину. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики.

К данному типу материалов относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры, доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник, крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок, различные игрушки – забавы со звуковыми, световыми эффектами и т. д. Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.

Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.

Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.

Вода, песок, крупы, камни представляют другую группу предметов, которая открывает большое поле для исследования и которыми, по возможности, следует оснастить групповое помещение.

Объекты для исследования в действии располагают в специально организованном центре, оснащенном всеми необходимыми материалами (стаканчики, ведерки, лопатки, воронки, формочки, сито, пробочки, ракушки и др предметы). Действия с предметами происходят на специально организованном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанники исследуют окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается, поэтому необходимо исследования, опыты, эксперименты включать не только в специально организованную деятельность, но и в другие сферы деятельности детей (игровая деятельность, режимные моменты и т. д.)

Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности.

С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.

Как уже было сказано мною, основными материалами для экспериментирования с детьми раннего возраста являются – вода, песок, крупы, то есть те материалы, которые безопасны для детей. Но не все педагоги используют в своей работе эти материалы, ссылаясь на неподходящие условия. Но условия можно приспособить и приучить детей пользоваться материалами аккуратно.

Вода.

Начинать работу по познавательно – исследовательской деятельности необходимо с простейшего – с экспериментов с водой.

С помощью предметно - манипулятивной деятельности и в ходе режимных моментов детям показывается, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса. В ходе организованной деятельности дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (дидактическая игра «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (дидактическая игра «Кукла замаралась»).

Совместно с детьми можно провести элементарные опыты с целью получения представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Песок.

Для знакомства детей с данным материалом, необходимо провести различные эксперименты. На примере дидактической игры «Испечем угощение» дать детям возможность слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и сравнить. С помощью дидактической игры «Следы», показываем детям, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

С помощью ситечка знакомим детей с таким свойством песка, как сыпучесть. Предлагаем просеять мокрый песок, а затем сеем сухой песок. Вместе с детьми делаем вывод, что сухой песок может сыпаться. А также с детьми необходимо провести наблюдения в природе, где показываем детям, что песок – это множество песчинок.

Воздух.

С помощью предметно – манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получают представления о том, что воздух легче воды.

Дидактическая игра «Поймаем воздух» (дети «ловят» воздух в пакеты) дает возможность убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» (дети дуют воздух через соломинку в стакане с водой) мы видим, что вода вымещает воздух. Играя в игру с мячом (с воздушным шариком, дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нем воздух.

В организованной деятельности «Лодочка плыви», детям дается возможность убедиться, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, мы формируем у детей представление, что ветер – это движение воздуха. Так же можно провести несколько опытов с пластиковыми прозрачными стаканами, перевернутыми и опущенными в таз с водой, которые дают возможность увидеть, что воздух не пропускает воду.

Камни.

В организованной деятельности («Легкий - тяжелый», «Какой формы камень?», дети получают представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. Опытническим путем вместе с детьми выясняем, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой опускаем пластиковые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни. Сравнивая два камня взятых с улицы и с батареи (зимой, приходим к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимаем в руках камень и комок ваты – понимаем, что камни твердые.

Бумага.

При помощи опытов формируем у детей представление о том, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Заключение.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогают сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.

Исследовательская деятельность, которую включают в разные виды деятельности, способствует приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стремятся выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Наблюдения показывают, что дети в конце учебного года, стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это является предпосылками для восприятия естественно - научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

Развитие познавательно - исследовательского интереса у детей раннего возраста через развивающие игры

В методической разработке вы найдёте интересный материала по организации и проведении развивающих игр с детьми раннего возраста: Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...

Познавательно-исследовательский проект для детей раннего возраста «Волшебные песчинки»

С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребёнка серьезной психической травмо...