Роль игры в экологическом развитии дошкольников
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Васильева Наталия Викторовна

В данной статье предлагаются различные игры , способствующие воспитанию у дошкольников экологической культуры поведения. Даны рекомендации по планированию и организации игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igrai_ekol.vosp_.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Н.В. воспитатель

ГБДОУ детский сад №97 Калининского района

Санкт- Петербурга

Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

. Для повышения эффективности экологического воспитания используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов – экологические игры.

Известно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Игра – это эмоциональная деятельность, она обучает, развивает, воспитывает, развлекает и дает отдых. Игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства практических ситуаций с целью их освоения. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Усвоение знаний при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у детей бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Существуют разные виды экологических игр, характерных для детского возраста. Дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, творческие,  интеллектуальные, игры – путешествия, игры – эксперименты, самостоятельные игры.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры. Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. Они, формируя основу умственной деятельности, повышают интерес ребенка к игре и имеют двойное значение – познавать, играя. Каждая дидактическая игра имеет целенаправленные задания. В ходе игры развиваются наблюдательность, любознательность, фантазия. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, семена, камни и т. д.), картинки с изображением растений и животных. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально. По характеру используемого материала эти игры делятся на предметные, настольно – печатные и словесные. В своей работе я использую такие дидактические игры«Когда это бывает?»« Письмо из леса»«Животные»«Кто спрятался в лесу»«Чудесный мешочек»«Фрукты и овощи»«Четвертый лишний»«Кто где живет»«Воздух, земля, вода» (с мячом),  словесные: «Назови перелетных птиц»«Я знаю 5 названий…»«Птицы»«Умей различать природные явления» и много других. Настольно – печатные: разрезные картинки, лото, домино: «Цветы»«Грибы»«Ягоды»«Домашние животные» и т. д.

Очень важны для развития детей дошкольного возраста сюжетно – ролевые игры. Включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал. Сюжетно – ролевые игры представляют собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. С-.Р игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

Сюжетно – ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности,

 Можно организовать следующие сюжетно – ролевые игры: «Лес», «Зоопарк»«Ферма»«На птичьем дворе» и другие.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе можно использовать подвижные игры типа«Бабочки и цветы»«Ласточки и мошки»«Ходят капельки по кругу»; подвижные имитационно – подражательные игры«Лягушки» (прыжки), «Лиса и куры» (бег, прыжки, лазание), «Заяц» (метание), «Змейка» (бег с препятствиями) и т. д.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Одним из видов творческих игр, являются строительные игры с природным материалом. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе. В ходе игры воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, помогает в его отборе и использовании. Подобные игры всегда вызывают интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении игр этого вида. Гуляя с детьми в парке, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Это способствует развитию наблюдательности и воображения.

Интеллектуальные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. К ним относятся: конкурсы, КВН, викторины, «Что? Где? Когда?»«Поле чудес» и др.

Еще одним важным видом экологической игры являются игры – путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. В процессе этих игр дети посещают новые, интересные места,  расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе. 

 Особую роль в экологическом воспитании дошкольников играют игры эксперименты. Дети в ходе самостоятельной деятельности (под руководством педагога) получают новые знания и практические навыки.

. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их нужно ориентироваться на знания детей. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в игре сюжету, должен быстро сообразить, как поступить в сложившейся ситуации. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им - ребенок учится играя.

Внесение игровых обучающих ситуаций в процесс экологического воспитания должен носить специально организованный характер. Только тогда можно достичь хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данный материал предназначен для родителей в помощь при ознакомлении ребенка с природой....

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ....

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр....

Консультация "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"

Роль игры в экологическом воспитании дошкольниковПрирода – единственная книга,каждая страница, которойполна глубокого содержания.И.В.Гёте...

Консультация для родителей «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»

Дошкольное детство — это период игры. Этот вид деятельности в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие....

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания современных детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.Ключевые слова: ребенок, природа, дидактическая игра, экологи...