Конспект занятия по окружающему миру 4 класс
план-конспект занятия по окружающему миру

Виктория Михайловна Григорьева

В данном конпекте к уроку 4 класса по окружающему миру на тему "Зона пустынь", представлена работа с учащимися последством беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayuschego_mira_v_4_klasse.docx249.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема урока: Зона пустынь.

Цель: создать условия по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке, прогнозировать – предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД: представлять особенности неживой природы, растительного и животного мира, находить зону пустынь на карте природных зон России, пользоваться дополнительной литературой, называть цепи питания, составлять самостоятельно цепи питания между обитателями зоны пустынь.

Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные УУД:

- осуществлять работу в группе, вести продуктивный диалог;

- грамотно задавать вопросы и строить ответы;

-слушать и понимать речь других.

Воспитательные:

  • воспитывать экологической культуры, потребность бережного отношения к окружающему миру.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические (составление цепей питания), а также исследовательский метод изучения нового материала.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Ход урока.

1.Орг.момент.

Нам пора в дорогу.

Она зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

2. Актуализация знаний

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. Но сначала мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо.

-О какой природной зоне идет речь в стихотворении:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

-Конечно же, это стихи о степи.

-Проверим ваши знания о зоне степей . Каковы главные особенности степи?

(Степь – обширное безлесное пространство, густо покрытое травянистыми растениями. В степи чётко выражены 4 времени года: холодная зима, тёплая весна, жаркое лето, сухая осень. Почвы плодородные, поэтому хорошо развито в степи земледелие.)

3. Открытие новых знаний.

  1. Формулирование темы и постановка учебных задач урока.

- Наше путешествие по природным зонам России продолжается, разгадайте ребус и узнаете, какая природная зона сегодня раскроет нам свои тайны.

 (Пустыни)

- Какая же тема нашего урока?

- Чтобы не заблудиться в мире информации о пустынях, мы должны с вами наметить план того, что мы хотели бы узнать о зоне пустыни.

-Какие задачи поставим перед собой?

План.

  1. Географическое положение.
  2. Особенности климата.
  3. Тип почв.
  4. Растительный мир.
  5. Животный мир.
  6. Цепи питания.

-Откройте учебник с 104, внимательно прочитайте текст. И попытайте ответить на вопрос: Где в России расположены пустыни и полупустыни? Какой там климат? Какой тип почв? Свои открытия запишите в маршрутный лист.

- Каким цветом на карте обозначены пустыни? Покажите их на карте. Где они находятся?

Какие почвы в пустыне? Как вы думаете, на какие группы можно разделить пустыни в зависимости от типа почв? Бывают ещё каменистые пустыни. Их поверхность усыпана щебнем и камнями, образующими россыпи.

Расскажите о климате. Есть ли в пустыне четкое выражение времен года?

- Сделаем вывод: Что является отличительными особенностями пустыни? (тип почв песок или глина; недостаток воды)

- Как вы думаете, почему пустыню называют «пустыней». От какого слова образовалось это слово? Что вы представляете себе, когда слышите слово «пустыня»? ( Пустые просторы, без растительности и животных)

2) Постановка и формулировка проблемных ситуаций.

- А есть ли жизнь в пустыне? (там есть растения, животные) В пустыне, как вы заметили, совсем не пусто. Какой возникает вопрос?

- Как растения и животные выживают в таких суровых условиях?

а) Поиск решения первой проблемы.

- Будем разбираться по порядку. Следующий пункт плана изучения пустыни. Это особенности приспособления растений к условиям пустыни.

Рассмотрите растения, обратите внимание на листья растений пустыни. Выскажите своё предположение. Какие они по размеру? (Очень мелкие, или листья-колючки, или в виде мелких чешуек или бугорков. Как правило, у всех листьев восковой налёт). Зачем им такие листья? Вспомните главную проблему пустыни. (Чтобы меньше испарялось воды)

- Саксаул называют деревом без тени. Почему? (У него нет широких листовых пластинок, как у берёзы или другого растения леса, которые создают тень.) Древесина саксаула тяжёлая и очень твёрдая как камень.

У опунции листья в виде иголок. У джузгуна листья малозаметные, игловидные или шиловидные, 3-7 мм длиной рано опадают, их роль в фотосинтезе (в образовании питательных веществ для растения и крахмала) в течение лета выполняют молодые побеги, которые осенью тоже опадают.

- Обратите внимание на стебель опунции. Какой он? (утолщённый) Почему? (запас воды).

-Что у этих растений есть? (цветки). Когда же они успевают зацвести? Ведь лето сухое жаркое, зима холодная (за короткое время периода весенних дождей). Долго они будут развиваться, цвести, плодоносить? Почему? Какой вывод можем сделать? Какой рост и развитие у растений пустыни? (рост и развитие быстрые). Когда они происходят? Почему?

(У растений пустыни быстрый рост и развитие, потому что надо успеть вырасти, отцвести, принести плоды до начала лета, за короткое время периода весенних дождей т.к. с наступление жары возникнет проблема с нехваткой воды)

Заглянем в почву и рассмотрим корни растений пустыни. Что вы заметили? Какие корни? Зачем нужна такая мощная корневая система? (доставать грунтовые воды, удерживаться в песках, а корни джузгуна и саксаула укрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра.)

Сделаем вывод. Как же приспособились растения к жизни в пустыне? (у растений пустынь, или очень мелкие, или листья-колючки, или в виде мелких чешуек, длинные корни, утолщённый стебель, быстрый рост весной.)

-Какие растения пустыни запомнили?

- Превратимся в пустынные растения. Встали.

ФИЗМИНУТКА(видео)

б) Поиск решения второй проблемы.

- Мы разобрались только в одной проблеме сегодняшнего урока. О чём еще надо поговорить? (Об особенностях приспособляемости животных к пустыни)

-Рассмотрите животных, которые обитают в пустыне?

-Какие особенности они имеют? Выскажите свои предположения.

(Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи, мало пьют, нетребовательны к пище, имеют особое строение тела)

- Всё что вы мне назвали – это только гипотеза предположение. Нужны доказательства. Как доказать, где можно посмотреть? (в учебнике, дополнительной литературе, Интернете)

Работа в парах.

(Тексты для работы в группе. После обсуждения дети называют приспособления животных к жизни в пустыне на примере ими рассмотренных)

- В пустыне есть и птицы. Птицы саджи и рябки имея длинные заостренной формы крылья, быстро летают на расстоянии до 100км при ежедневных перелетах на водоемы, где сразу выпивают около 250 мл воды.

Сделаем вывод. Как же приспособились животные к жизни в пустыне? (Имеют защитный окрас, мало пьют, нетребовательны к пище, обладают особенностями в строении тела, особенностями поведения: ведут ночной образ жизни, впадают в спячку)

-Каких животных пустыни вы запомнили?

Какой вопрос у нас остался не рассмотренным? (Цепи питания).

- Практическая работа в паре по составлению цепей питания с проверкой у интерактивной доски.

4.Закрепление.

«Пустыня»

1.Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.

2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.

3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы.

4. Вьется веревка, на конце – головка.

5. Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

6. Я – песчаный холм, и зовут меня …

О т в е т ы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан.

5. Рефлексия урока.

- С какой природной зоной мы познакомились?

-Какие отличительные особенности пустыни? (почвы: песок и глина, нехватка воды, жаркое, сухое продолжительное лето)

- Как животные и растения приспособились к жизни в этой зоне?

- Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий" в средней группе

Конспект занятия по окружающему миру "Знакомство с миром профессий"...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...