Конспект природоведческой экскурсии для старшей группы ДОУ "Зима в парке"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

В конспекте природоведческой экскурсии решаются задачи экологического, познавательного и речевого развития старших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dz._1.1._eko_zima_oen._ekskursii.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое развитие в детском саду.

Природоведческая экскурсия для старшей группы.

Тема «Зима в парке»

Цель: Обогащение и систематизирование знаний детей о зиме, характерных особенностях природы зимой.

Задачи:

-- Закреплять знания детей о приметах зимы, характерных особенностях природы зимой: земля покрыта снегом, стало холодно, солнце греет мало, деревья, кроме хвойных, стоят голые, зимой им не хватает тепла, света.

-- Продолжать развивать умения различать деревья зимой по коре и внешнему виду.

-- Развивать умения видеть, понимать и чувствовать красоту природы зимнего парка.

-- Воспитывать заботливое отношение к растениям, птицам, животным.

Обогатить и систематизировать знания детей о зиме.

-- Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей посредством игровых двигательных заданий.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа.

-- Ежедневные наблюдения за погодой.

-- Заучивание стихотворений.

-- Наблюдение за состоянием растений, птиц и животных.

-- Прослушивание и исполнение музыкальных произведений о зиме.

-- Чтение худ. литературы о зиме, народных пословиц.

-- рассматривание картин, иллюстраций о зиме.

-- Составление рассказов о зиме.

-- худ.-эстет. деятельность (рисование, аппликации, поделки).

Ход экскурсии.

Вводная часть:

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

Холодной вьюгой налетела,

Деревья в белое одела,

Стоит холодная погода.

Какое это время года? (Зима)

Воспитатель: - Верно, у нас сейчас зима, и я приглашаю вас пойти погулять в наш парк, в котором мы с вами были осенью. Хотите посмотреть, какой он стал сейчас – зимой?  И узнать, что же там изменилось с того времени, когда мы с вами были?

Дети: ДА

Воспитатель: - Тогда, сначала вы должны вспомнить правила поведения на улице, в парке и обращения с природой. А я вам хочу напомнить, что люди, приходящие в парк, - это гости парка. Они должны вести себя скромно, не нарушать жизнь его хозяев. - Нельзя: ломать ветви у деревьев – в мороз они особенно хрупкие, обдирать кору – дерево может погибнуть от холода, шуметь – можем испугать птиц или зверей (например – белку).

Дети вспоминают и проговаривают правила поведения.

В парке.

Воспитатель:

Замела она дорожки и украсила окошки,

Радость деткам подарила:

всех на санках прокатила.

Дети: Зима.

Воспитатель: -- Ребята, посмотрите, как здесь все изменилось! Вы узнаете это место? Мы с вами здесь гуляли осенью, все было какое?

Дети: - золотое, желтое, красное и зеленое, на деревьях были листья, трава и даже немного осенних цветочков на клумбе…

Воспитатель: - А сейчас все стало белым-белым, будто белым покрывалом укутала всё вокруг!  

-- Предлагаю остановиться и осмотреться, полюбоваться красотой зимней природы. Давайте помолчим, тихо постоим и послушаем тишину парка. Посмотрите, вокруг, как красиво! Чувствуете, какой чистый, морозный воздух! Но зимой надо дышать носиком, иначе может заболеть горлышко.                          

-- Ребята, послушайте, какое удивительное стихотворение написал поэт И. Суриков о первом снеге:

Белый снег пушистый.                                                                                                          В воздухе кружится                                                                                                               И на землю тихо.                                                                                                                    Падает, ложится…

-- Представьте, себе, что вы снежинки, кружитесь и тихо опускаетесь на землю. (Дети изображают, как снежинки опускаются на землю).

Основная часть:

Воспитатель: А кто знает в каких месяцах живет зима?

Дети: декабрь – первый зимний месяц,

второй месяц – январь – середина зимы,

третий месяц – февраль - конец зимы.

Воспитатель: загадка:

«У избы побывал – всё окно разрисовал»!

Дети: Мороз!

Воспитатель: это главное, что отличает зиму от других времён года, поэтому и происходят такие изменения в природе. «Мороз невелик, да стоять не велит». Ребята, я предлагаю вам игру «Разведчики», кто больше назовет отличий зимы от других времен года, тот и победитель. Давайте вспомним все вместе признаки, приметы зимы.

Дети (с помощью наводящих вопросов): Снег покрыл землю, стало холодно, деревья и кустарники в снегу, реки и пруды покрыты льдом.

Солнце светит редко, низко стоит над землей. Дни стали короче, а ночи длиннее. Деревья, кроме хвойных пород, стоят голые. Мало видно птиц. Зверей от зимней стужи спасает пушистый мех и теплая шерсть.

Воспитатель: Молодцы! Вы все победители!

-- А сейчас давайте еще поиграем, игра называется «Совы и Вороны». Напоминаю, «Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот. (Воспитатель произносит фразы природоведческого содержания: -- медведи любят спать зимой, -- у березы зимой бывают сережки, и т.д.).

Проводится подвижная игра.

Воспитатель читает:

«Зима спешит, хлопочет

Укутала в снега,

Все кочки и пенёчки

Скамеечки, стога.

Белеют рукавицы

На веточках берёз,

Чтоб им не простудиться

Чтоб выдержать мороз». О. Высотская.

Загадка:

«С неба всё скользят пушинки – серебристые… снежинки,

Кружатся над головой каруселью снеговой».

В.: - Ребята, как называется явление, когда падает снег?

Дети: Снегопад

В.: - Послушайте загадку и скажите, как называется явление, когда сильный ветер кружит снег?
«Не зверь – а воет».

Дети: Вьюга.
В.: - «Кручу, верчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю».

Д.: - метель, пурга.
В.: - Какой сегодня снег? -  Как это можно узнать? - Какой бывает снег, когда его освещает солнце?
Д.: - Он сверкает разноцветными огнями, блестит.

В.: - Послушайте, как сказал

А. С. Пушкин о снеге:

«Под голубыми небесами,
Великолепными коврами.
Блестя на солнце,

снег лежит».
В.: - - Ребята, когда мы ходим по снегу в мороз, что мы слышим под ногами?
Д.: - скрип.
В.: - А вы знаете, почему он возникает? (Ответы детей)

 В.: - У каждой снежинки есть лучики, когда мы на них наступаем, лучики ломаются, и мы слышим скрип. А так как снежинок много, то в сильный мороз и скрип громкий. Давайте, походим по снегу и послушаем, скрипит он или нет?
В.: - Почему снег не скрипит в теплую погоду? (ответы детей).
В
.: - А вот в такую погоду снег лепится, а в какую нет? Подумайте.

В.: - Верно, в большой мороз снег не лепится, а в оттепель, правильно, можно лепить снежки, снеговика.

В.: - А сейчас, чтобы нам не замерзнуть, давайте подвигаемся.

Физминутка: (движения в соответствии со словами).

«Мы зимой в снежки играем,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду скользим».

В.: - Ребята, нас окружают много деревьев, а как их узнать зимой, ведь листьев нет?

Д.: - по коре, веточкам.
В.: - Как можно узнать березу? (Ответы детей).
В.: - Да, у березы ствол белый, ветки тонкие, свисают вниз до земли. А чем же покрыт ствол берёзы

Д.: - Берестой

В.: - Какие ещё есть деревья в парке без листьев?

Д.: - Осина.

(Все вместе сравниваем берёзу и осину по цвету коры, расположению ветвей).

В.: - Деревья на зиму как бы засыпают до весны. И только эти деревья стоят зелёными! Какие?

Д.: - Ель и сосна.

В.: - Хвойные деревья. У них вместо листьев - хвоинки- колючки и меняются они постепенно, поэтому их называют вечнозелёные.

Отгадайте загадку:

«У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту,

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке».

(краткое сравнение ели и сосны)
В.: - Сегодня я немного расскажу вам о сосне. Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшен ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темнота. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что в сосновом лесу легче дышится.
В.: - Что растет на сосне? (шишки)
В.: - Что находится в них? (семена)
В.: - Семена сосны зреют долго, проходит некоторые время, прежде чем они раскроются шишки и семена подхватит ветер. А кто питается семенами сосны?

Д.: - Белки.

В.: - Клесты, Дятлы, белки, мыши.
В.: - Для чего дереву кора?

Д.: - Она защищает дерево от холода и повреждений.
В.: - Нужно помнить, что на морозе, ветки хрупкие, легкие обламываются, поэтому обращаться с деревьями надо аккуратно.

-- Ребята, посмотрите, много ли в парке птиц? Слышны ли их голоса?
- Назовите зимующих птиц? Подумайте и скажите, почему многие птицы из лесной чащи приближаются к человеческому жилью?
(Ответы детей)
Воспитатель читает:

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным,
Стучит по ставням свешенным,
И злится все сильней.
(
С. Есенин)
В.: - Верно, здесь им легче найти пищу. В народе говорят: «Птице не так страшен холод, как голод». Птиц, зимой надо подкармливать. Чем можно кормить птиц?
Д.: – хлебом, семечками, зернышками.
В.: - Давайте посыплем корм птицам и посмотрим, как они его едят.

А ещё в парке есть белки, может и они попробуют наше угощение, им тоже трудно живётся зимой.

Заключительная часть:

Проводится подвижная игра «Узнай дерево по описанию» (узнавание дерева) или «1,2,3 к дереву…беги!

В.: - Ребята, сегодня вы много узнали о том, как живется зимой птицам, животным, деревьям, побегали, поиграли. Теперь нам осталось сделать фото на память, а для нашего альбома мы добавим еще один сезон – красавицу Зиму. Еще раз обратить внимание на красоту зимнего парка, как красиво смотрятся ветви деревьев на фоне неба, как красиво сверкает снег разноцветьем, как величаво смотрятся зеленые ели на белом фоне снега. Вдохните носиками еще раз вкусный запах мороза и хвои. Молодцы! А теперь нам пора прощаться с нашем парком до весны. Мы придем его навестить, когда он снова проснется.

Дети благодарят парк и прощаются, желая ему крепкого сна.

  • На занятии по рисованию – дети рисовали зимний парк.
  • Фото вложили в альбом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы. Тема: «Весенний лес»

Экскурсии в природу имеют важное значение в воспитательном отношении. Только на экскурсии дети приучаются смотреть на природу как на друга, убеждаются в необходимости активной ее охраны. Воспитать гум...

Конспект природоведческой экскурсии в парк « Здравствуй, лето!»

Сценарий природоведческой экскурсии в парк для детей старшей группы детского сада поможет организовать экологическое воспитание дошкольников в летнее время....

Конспект По Экологии в старшей группе. Тема: Экскурсия в парк.

Формирование экологической культуры у детей  cтаршего дошкольного возраста...

Конспект экологической экскурсии детей старшей группы

Конспект экологической экскурсии детей старшей группы...

Конспект природоведческой экскурсии для детей старшего дошкольного возраста "Течет Коломенка, речушка милая..."

Конспект экскурсии к реке Коломенка, которая протекает рядом с селом Лукерьино Коломенского района Московской области....

Конспект природоведческой экскурсии для старшей группы ДОУ "Осень в парке"

В интегрированном конспекте вы найдете решение задач экологического развития дошкольников, а также решение задач по всем областям: познавательное, математическое, социально - коммуникативное, художест...

Конспект проведения экскурсии в старшей группе «В гости в парикмахерскую»

Дано подробное описание проведения экскурсии, используются методы и приёмы работы по развитию речи у детей с ТНР...