Тематическое занятие: «Хлеб»
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Бенова Ольга Владимировна

Тематическое занятие: «Хлеб»

Выполнила воспитатель высшей категории Бенова Ольга Владимировна

Цели: дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом: рассказать ,откуда берется хлеб ,кто его выращивает и печет: воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Планируемый результат: знает о пользе и бережном отношении к хлебу, кто его выращивает и печет: поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции.

Ход занятия

(Слайд 1)

Ведущая: Ребята, а знаете ли вы о том, сколько лет хлебу, как он появился?

В России издавна гостей встречали самым дорогим – «хлебом – солью», что было символом благополучия и гостеприимства.

Сложно представить продукт, который бы пользовался у человечества таким же уважением, как хлеб. Может быть, поэтому хлебу посвящено так много легенд, произведений искусства, народных пословиц и поверий.

У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

Без хлеба сыт не будешь.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Плох обед, коль хлеба нет.

Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба.

Хлебушко - калачу дедушка.

Кто пахать не лениться, у того хлеб уродиться

Хлеб всегда представлял большую ценность – ведь он был продуктом первой необходимости

Во все времена хлеб играл огромную роль в жизни человека,

(Слайд 2)

Во время войны  в блокадном Ленинграде хлеба давали 250 г , 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы.

Наши дедушки и бабушки, пережившие голодное военное время, знают настоящую цену хлеба

Хорошо, что мы живём в мирное время, и нам не приходится голодать.

Но мы не должны забывать про жителей Ленинграда, перенёсших блокаду города во время войны.

А вот есть такие дети, которые совершают необдуманные поступки, не задумываются о ценности и важности хлеба, о необходимости беречь и ценить его.

«Булка» - С.Михалков.

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой?- спросили дети,

Забыв на время про футбол.

(Слайд 3)

- Я пекарь!- человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Ребята, я думаю, что вы поняли, сколько человеческого труда, иногда даже с риском для жизни, сколько любви, терпения, заботы вкладывают люди в то, чтобы вырастить хлеб. А мы должны ценить, беречь и уважать их труд, относиться к хлебу бережно.

«Хлеб» - Ольга Стратонович

Прожить не трудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо, если хлеба нет

В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.

Веками бились люди,

Пока не стал таким наш хлеб,

Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе

У римлян и у грека,

В войну, в годину лютых бед,

Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей –

Врачей, солдат, рабочих.

И этот дар земли своей

Должны беречь мы очень!

2 часть.

Ребята, отгадайте, что лежит у меня на подносе под салфеткой.

Он и черный, он и белый,

И всегда он загорелый.

Когда кушать мы хотим,

То всегда садимся с ним.

Дети. Хлеб!

Ведущая.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о хлебе.

У народа есть слова:

«Хлеб – всей жизни голова».

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе.

А. Баянов

Знаете ли вы, чем пахнет хлеб,

Ломоть ржаного, трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом!

А главное, работой пахнет хлеб!

Я. Тубин

Посмотрите, здесь у меня лежит хлебушек черный, ржаной. А вот белый, мягкий, пшеничный.

(Ведущая предлагает детям потрогать, понюхать хлеб.)

Какими словами можно описать хлеб? Какой он?

Дети. Теплый, мягкий, душистый, румяный, пышный, ароматный, с хрустящей корочкой.

(Слайд 4)

Ведущая. Все мы каждый день едим хлеб. Многие из вас любят сушки, булки, пряники, различное печенье, пирожные. Кто из вас знает, из чего все это делают?

(Ответы детей.)

А что такое мука? Из чего ее получают?

(Дети отвечают.)

(Слайд 5)

Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают муку ржаную. Чтобы получить муку из зерен, нужно затратить много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, затем собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Ребята, а вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети. Да!

Ведущая. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью они, используя специальные машины-разбрасыватели, удобряют поля. Затем тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землей. Одновременно боронами рыхлят землю, чтобы не было комков. Весной, как только земля просохнет, в поле выходят трактора. Кто ведет трактор?

Дети. Трактор водит тракторист.

(Слайд 6а)

Ведущая. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

Дети.

Трактора выходят в степи,

Тянут плуги на прицепе.

Режут плугом, как ножом,

Жирный, сочный чернозем.

С. Погореловский

(Слайд 6б)

Ведущая. И вот земля стала мягкой, рыхлой. Можно начинать сеять! К тракторам прикрепляют специальные сеялки. Из них ровными, аккуратными рядами зерна попадают в землю.

Дети.

В почву лягут золотые зерна,

Встанут стебельки над пашней черной.

А пригреет солнышко теплее,

И земля ковром зазеленеет.

Под весенним дождиком пшеница

Будет вырастать и колоситься.

М. Познанская

Дети: (все вместе).

(Слайд 7а)

Ведущая. За весною вслед наступит лето, и нальется колос незаметно. Все лето созревают зерна в колосьях. Давайте представим себе, что мы все – золотые колоски.

Физминутка Зёрнышко

В землю зёрнышко попало,           приседают

Прорастать на солнце стало          руки над головой

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал                    медленно встают

К свету и теплу тянулся                 тянутся вверх

И красавцем обернулся.

Но вот зерна созрели. Начинается жатва. В поле выходят комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети. На комбайне работает комбайнер.

(Слайд 7б)

Ведущая. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины.

(Слайд 8)

Дети.

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пришел.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машины

И спешит на элеватор.

П. Синявский

(Слайд 9а)

Ведущая. Чтобы получить хлеб и другие хлебобулочные изделия, зерно с элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы. Там его мелют в муку.

(Слайд 9б)

Дети.

Вот на мельнице пшеница.

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

С. Погореловский

Дети.

На большом хлебозаводе

Станет тестом та мука.

Тесто в печь быстрей давай –

Получился каравай!

 

(Слайд 10)

Ведущая: Вот и привезли муку на хлебозавод. Там из нее выпекут вкусный, ароматный хлеб, булочки, батоны, баранки, все то, без чего не обходится ни один завтрак, обед или ужин.

Дети.

От завода-автомата

Льется теплый хлебный запах.

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

Сладкие коврижки.

П. Синявский

Ведущая. Видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Об этом важном продукте сложено множество пословиц и поговорок. Какие из них вы помните?

«Хлеб – всему голова»,

«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой добывай»,

«Хлеба ни куска – так и в доме тоска»,

«Ржаной хлебушко – калачам дедушка»,

«И обед не обед, коли хлеба нет»,

«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»,

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»,

«Слову – вера, хлебу – мера»,

«Хорошо трудиться – хлеб уродится»,

«Хлеб на стол, и стол – престол».)

Ведущая: Продолжаем говорить о хлебе.

Если мы хотим кого – то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

Мы гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем!

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником!

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

Ведущая:

Люди научились выпекать не только хлеб, но и вкусные хлебобулочные изделия. Попробуйте догадаться о чём идёт речь.

 

Маленькое, сдобное,

Колесо съедобное.

Я один тебя не съем,

Разделю ребятам всем. (Бублик)

 

В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто-

Есть мясо или капуста. (Пирожок)

 

Это хлеб, он не наш,             Что на сковороду наливают

Называется …(лаваш)          Да вчетверо сгибают? (Блины)

Озерко молочное,

Берега калачные. (Ватрушка)

Кольцо непростое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (Баранка)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Ведущая:            Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет —

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб:

Каравай пахучий, знатный,

Кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом,

С сыром, рыбой, ветчиной

И с икрой, кружком колбасным

Белый хлеб или ржаной.

Пироги же — хлеб особый,

Их на праздник подают,

А готовят всё со сдобой

И с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки

Спрыгнуть с противня хотят —

Это хлебные игрушки,

В праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье —

То, что мама испечёт,

Для детишек объеденье,

Разевай по шире рот!

Ведущая: И вот сейчас я предлагаю вам стать пекарями. А какие хлебобулочные изделия вам надо испечь, вы узнаете, при участии в игре- эстафете.

Проводится игра – эстафета: «Кренделя».

Чья команда быстрее свяжет в узелки трубки для оконного утепления.

Ведущая:

А сейчас, ребята, мы приглашаем вас в группу, чтобы вы угостились тем, что испекли ваши мамы. Ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тематическое занятие: «Хлеб»2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хлеб Выполнила воспитатель высшей категории Бенова Ольга Владимировна

Слайд 11

Маленькое, сдобное, Колесо съедобное. Я один тебя не съем. Разделю ребятам всем.

Слайд 12

В кусочке сдобного теста Нашлось для начинки место, Внутри него не бывает пусто - Есть мясо или капуста.

Слайд 13

Это хлеб, и он не наш. Называется …

Слайд 14

Что на сковороду наливают Да вчетверо сгибают?

Слайд 15

Озерко молочное, Берега калачные.

Слайд 16

Кольца не простые, Кольца золотые, Блестящие, Хрустящие. Всем на загляденье. Ну, и объеденье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

«Как хлеб на стол к людям приходит» Тематическое занятие в подготовительной группе.

углубить представление о труде взрослых, выращивающих злаковые культуры; познакомить с путем прохождения зерна до конечного продукта – хлеба....

Интегрированное тематическое занятие «Хлеб на стол к нам пришел» для детей подготовительной к школе группы

Расширение и обогащение знаниями детей о хлебе, его изготовлении и процессе выращивания....

Конспект тематического занятия в подготовительной группе Тема: «Как хлеб на стол пришел»

формирование представления детей о труде взрослых; показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека....

Тематическое занятие: « Рассказывание о хлебе».

Тематическое занятие: « Рассказывание о хлебе».Цели: дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом: рассказать ,откуда берется  хлеб ,кто  его выращивает и печет: воспитыв...

Календарно - тематическое планирование. Тематическая неделя "Хлеб- всему голова"(Профессии людей, связанные с выращиванием и производством хлеба)

Понедельник 10 октября. Тематическая неделя: «Хлеб – всему голова» Профессии людей, связанные с выращиванием и производством хлеба Закрепить знания детей о хлебе как одном ...

Тематическое занятие "Хлеб - наше богатство"

Один из самых популярных продуктов в мире – это, конечно же, хлеб. Поэтому не удивительно, что у него есть свой праздник – Всемирный день хлеба, который  отмечается ежегодно 16 октябр...