Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром и выявить его свойства. Проведённые опыты помогут детям подругому взглянуть на этот продукт питания и приобрести новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_opytno.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты".


Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи: 

  - Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
 - Расширить и уточнить знания детей о получении сахара из сахарной свёклы.
-  Познакомить детей со свойствами сахара (сыпучесть, растворимость, гигроскопичность) и его значении  для человека.
-  Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, при остывании, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
-  Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Оборудование:
У детей на столах: тканевые мешочки с сахаром, мисочки для сахара, чайные ложки,  лупы, миски с рафинадом, стаканчики с подкрашенной водой, «дневники исследователя», фломастеры.
У воспитателя на столе: свеча, сахар, чайная и столовая ложки.

А также: мультимедийная установка, оборудование, стаканчики с чаем, вырезанные из бумаги ромашки, звуковая запись героев (коротышек из Цветочного города: Знайки, Незнайки, Сиропчика, презентация «Откуда берётся сахар», музыка «Полёт на воздушном шаре».

Сюрпризный момент: леденцы, приготовленные дома.

Ход НОД.

В.: - Ребята, вы любите ходить в гости?- (Да)

- А хотите побывать в гостях у самого умного коротышки из Цветочного города?  -(Хотим).

В.: - Кстати, как его зовут? -  (Знайка).

- Полюбуйтесь, какое воздушное судно он для нас приготовил. (На экране – воздушный шар).

- Что это? – (воздушный шар).

- На нём мы и отправимся в Цветочный город. Что необходимо, для того, чтобы шар  поднялся в небо и полетел? – (Горячий воздух, ветер).

- Верно. Маша и Саша, следите, чтобы воздух не остывал, а вы, ребята дружно беритесь за руки. (дети образуют круг).

- Вы готовы? – (Мы готовы!)

- Все готовы? – (Все готовы!)

(Звучит музыка «Полёт на воздушном шаре», дети медленно поднимают руки вверх, становятся на носочки, имитируя полёт шара вверх, затем движутся по кругу, имитируя полёт. Музыка постепенно утихает).

- Посмотрите, а вот и Цветочный город. (Картинка на экране). А это – лаборатория Знайки.

- А где же он сам?

(Раздаётся звук и на экране появляется картинка Знайки).

Знайка: - Доброе утро, Ирина Ивановна! Здравствуйте, ребята!

Извините, что не могу вас встретить. Меня срочно вызвали в Московский научно-исследовательский институт. Я вынужден прервать очень важное и великое открытие. Это, просто , катастрофа! Прошу вас, продолжите исследование секретного вещества. Оно находится в тканевых мешочках. Ребята, свои наблюдения и выводы занесите, пожалуйста, в дневник исследователя. Желаю вам удачи.

В.: - Приступим к исследованию? Проходите в лабораторию, садитесь. ( Дети садятся за столы).

- Вам интересно, что в мешочке? Попробуем определить на ощюпь, что здесь может находиться. Можно понюхать.

- Какие будут предположения? (дети предполагают: соль, сахар, песок, лимонная кислота).

- Давайте развяжем мешочек и переместим содержимое в жёлтую мисочку.

- Вам знакомо это вещество? Что это? (САХАР)

- Почему вы так решили? (Узнали, каждый день его видим и т.д.)

- Как это можно проверить? (Попробовать на вкус).

- Какой сахар на вкус?  ( Сладкий)

(Дети пробуют и убеждаются, что это действительно сахар).

- Так что же за секретное вещество поручил нас исследовать Знайка? (САХАР).

- Откройте свои дневники.

- Что мы знаем о сахаре? (Сахар сладкий на вкус).

- Какого он цвета? (Белый).

- Имеет ли сахар запах? (Нет). (Дети, вместе с воспитателем, делают зарисовки в «Дневник исследователя».

- Возьмите лупу и рассмотрите, из чего состоит сахар. (Из кристалликов).

- Как попал сахар из мешочка в мисочку? (Пересыпали).

- Значит, каким свойством обладает сахар?  (Сыпучестью).

Ребята, а вы, когда нибудь , задумывались, откуда  берётся сахар, из чего и как егополучают? (ответы детей).

- Хотите узнать? Отложите фломастеры и внимание на экран.

(Презентация «Откуда берётся  сахар».)

- Вы узнали, из чего делают сахар?  (Да. Из сахарной свёклы и сахарного тростника).

(Раздаётся звук и на экране появляется картинка Незнайки).

Незнайка: - Всем привет! Ребята, а я, только что, придумал новую игру! «Сладкое – несладкое» называется. Приглашаю всех на ромашковую полянку. Если вы услышите название блюда или напитка, в которое добавляют сахар – хлопайте, не добавляют – топайте. Начинаю: варенье, борщ, компот, кисель, вареная картошка, мармелад, жареная рыба, котлета. (Дети выполняют соответствующие действия).

- Побегу к коротышкам, похвастаюсь. До свидания, друзья!

(Снова раздаётся звук и на экране появляется Сиропчик.)

 Сиропчик: - Здравствуйте, гости дорогие! Я Сиропчик, Сахарин Сахариныч. Ребята, а вы не заметили, что время пить чай. Он у меня сегодня с липой, мятой и мелисой. Просто ароматная вкуснятина! Угощайтесь!

В.: - Кто за чайную паузу? Поднимите руку.

(Дети пробуют чай и понимают, что он не сладкий. Надо добавить сахар. Добавляют сахар, чай не сладкий,  размешивают, чтобы он растворился. Дети и воспитатель пьют чай.)

В.: - Когда чай стал сладким? (Когда сахар растворился).

- Значит, каким свойством обладает сахар? (Сахар растворяется в воде).

(Дети, с помощью условного обозначения, под руководством воспитателя, схематично выполняют зарисовки в дневниках).

(Затем воспитатель обращает внимание детей на кусочки рафинада в мисочке и предлагает построить башенку на дне миски).

В.: - Налейте в миску подкрашенную воду так, чтобы не замочить башню.

- Что происходит? (Цветной раствор поднимается вверх по «сахарной» башне.)

- Мы наблюдаем ещё одно интересное свойство сахара притягивать и удерживать влагу. Это свойство называется  ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ. (Воспитатель повторяет новое слово ещё раз и просит проговорить его всем вместе, затем. предлагает громко произнести желающим).

- Занесём это наблюдение в дневник.

- Ребята, мы с вами  сахар пересыпали, испытывали водой. А что же произойдёт с сахаром, если его нагреть?

- Чтобы это увидеть, я возьму свечу, немного сахара и буду его нагревать. А вы

подойдите ближе и станьте у красной черты.

- Выливаю на блюдечко. Что произошло с сахаром? (стал жидким, расплавился).

- Возвращайтесь на свои места. Зарисуем  увиденное.

- Какое свойство сахара мы наблюдали?

- Обратите внимание, жидкий сахар остыл и каким он стал сейчас? (твёрдым).

- Это свойство занесём в дневник, а Маша прокоментирует. (Когда расплавленный сахар остывает, становится твёрдым.

- Что вам напоминает застывший сахар?

- Хочется попробовать, лизнуть? (Да).

- Я так и думала. У вас будет такая возможность, но прежде, скажите, вам нравится быть исследователями?  (Нравится).

- О чём вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?

- Дети, как вы считаете, мы справились с поручением Знайки? (Да).

-  Я с вами согласна, поэтому, думаю нам пора возвращаться в детский сад.        « В гостях хорошо, а дома лучше». Вы со мной согласны?

- Тогда, в путь!

(Дети становятся в круг, звучит мелодия полёта.)

- Ребята, вы ощущаете чувство полёта? Дышится легко и свободно. Настроение у всех радостное. Хочется улыбаться.  

- А вот и наш любимый детский сад.

- Присаживайтесь на стульчики.

- Сегодня мы с вами узнали много интересного о таком привычном, и, в то же время, загадочном продукте питания – сахаре. Дети, как вы считаете, полезен для нашего организма этот продукт или вреден?

- В чём заключается польза сахара? (ответы детей).

- Когда он становится вредным?  (Когда  употребляем сахар в большом количестве, объедаемся сладостями). Что может произойти? (Можно заболеть).

- Какой же сделаем вывод? (Чтобы быть здоровыми, нельзя употреблять сладкое в большом количестве).

- Наше занятие подошло к концу, и мне, хочется закончить его на «сладкой» нотке.

Помните, что я обещала дать лизнуть застывший после нагревания сахар? Посмотрите, какие леденцы у меня получились. Угощайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности в подготовительной группе ДОУ"Цветовые контрасты"

Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности "Музыка+ изо",в подготовительной группе ДОУ "Цветовые контрасты"...

" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.

Эта презентация  знакомит только с частью нашей работы  с детьми по экологическому воспитанию  - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...

Встреча в опытно - экспериментальной лаборатории с детьми подготовительной группы "Эксперименты с мукой"

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через экспериментирование.Образовательные задачи:Расширять и уточнять знания детей о зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.Закреплять умение ...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...