Конспект ООД для старших дошкольников «Путешествие по Самарской Луке»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Лазарева  Наталья Анатольевна

Цель данного занятия: формировать познавательный интерес к природе родного края через знакомство с объектами Самарской Луки. Материал можно использовать как в образовательной деятельности, так и в кружковой работе по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samarskaya_luka_1.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411»  городского округа Самара

Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22

тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru

                                   

Конспект НОД для старших дошкольников «Путешествие по Самарской Луке»

Составитель: воспитатель

Лазарева

Наталья Анатольевна

Самара, 2022

        Цель: формировать познавательный интерес к природе родного края через знакомство с объектами Самарской Луки.

        Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с эмблемой и талисманом Самарской Луки;
  • обобщить и расширить знания детей о природных памятниках Самарской Луки;
  • закрепить и систематизировать знания о животных и растениях Самарской Луки;
  • закрепить правила поведения в природе.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, строить предложения;
  • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
  • развивать творческие способности, самостоятельность, связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать гуманистическую направленность поведения;
  • воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: просмотр презентации о Самарской Луке; познавательные беседы о национальном парке и Жигулевском заповеднике, о растениях и животных заповедника; чтение легенд о родном крае; рассматривание Красной книги Самарской области; изготовление природоохранных знаков; рисование по теме.

        Материалы и оборудование: карта Самарской Луки, мультимедийная презентация, круги (красный и зеленый по количеству детей), картинки достопримечательностей Самарской Луки.

Ход занятия

Слайд 1(фото Самарской  Луки)

-  Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение.

Самарский край ты наш родной!

Просторы средней Волги.

Гордимся мы своей страной,

Одни у нас дороги.

Для нас Самарская Лука –

Священная природа.

Мы чтим истории века

Российского народа.

И Волга наша для души

Течет в безбрежной дали.

Мы в жизни главное свершим,

Чтоб дети процветали.

        - О чем это стихотворение, ребята?

  (Ответы детей)

- Верно. Неслучайно я прочла вам это стихотворение. Я приглашаю вас совершить путешествие по Самарской Луке. Согласны? Тогда начинаем собираться (имитация движений)

Надеваем мы штаны –

Удивительной длины!

Надеваем кофту, шляпу,

Куртку, сапоги –

Вот такой вот ширины!

Собираем рюкзачок –

Наш отряд идти готов!

        - Итак, все готовы. В путь!

(Дети по музыку проходят по залу и останавливаются напротив экрана)

 - Самарская область расположена в среднем течении реки Волги, граничит с берегами рек Самара и Кондурча. Правобережье Волги занимает Приволжская возвышенность с Жигулевскими горами.

Слайд 2

В горах расположен Жигулевский государственный заповедник им. И. И. Спрыгина.

 Слайд 3

 и национальный парк «Самарская Лука»

Он назван так потому, что Волга, огибает горы Жигули в виде дуги, похржую на лук. Большая часть Жигулевского заповедника закрыта для посещения. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей)

- Что было бы, если бы вход в заповедник был открыт и его никто не охранял?

(Решение проблемной ситуации)

- Молодцы. Проходите на стулья.

(Дети садятся на стулья,поставленные полукругом напротив экрана)

 - Самарская Лука – один из уникальных и красивейших уголков России. Посмотрите, какая красота.

Слайд 4-6 (демонстрация картин гор, пещер, природы). 

Национальный парк богат многочисленными природными памятниками. Вспомним их.

Слайд 7

Молодецкий курган – визитная карточка Жигулевских гор.

Что вы о нем знаете?

(Ответы детей. Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей по мере необходимости)

 Слайд 8

Каменная Чаша – памятник природы. Что это за памятник природы?

(Ответы детей. Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей по мере необходимости)

Слайд 9

Стрельная гора, пещера Степана Разина, Ширяевские штольны. Что вы оних помните?

(Ответы детей. Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей по мере необходимости)

- В Самарской Луке много редких растений и животных, которые нигде больше не встретишь. А какие красивые встречаются места! И, чтобы все это сохранить, люди сделали Самарскую Луку национальным парком. Предлагаю вспомнить некоторые из расткний и животных, отгадать загадки.

После ответа детей на экране появляется картинка-отгадка.

Слайды 10-13

Он в лесу, как витязь встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это …

Белый низ, зеленый верх –

В летней роще краше всех.

На стволах полоски,

Хороши …

На ветвях в весенний вечер

Белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан.

Как зовут его? …

Прямо с ёлки на пенек

Прыгнул рыжий огонек.

А потом на ствол ольхи

Подскочил прыжком лихим

Когда я голодный. меня не встречай.

Щелкну зубами и съем невзначай.

Лежит веревка, шипит плутовка.

Брать ее опасно, укусит, ясно?

Люблю я капустку, люблю я морковку.

Я бегаю быстро и прыгаю ловко.

Трав копытами касаясь. Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко, рога раскинув широко.

Какая птица в лесу обитает,

Всем имя свое она называет?

Черный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор.

Днем спит, а ночью летает.

Прилетает к нам весной, путь проделав длинный.

Лепит домик над окном из травы и глины.

        - Все загадки отгадали. Это только небольшая часть растений и животных, которые есть в национальном парке.

Слайд 14. 

Посмотрите на экран. У Самарской Луки есть своя эмблема. Нижняя часть эмблемы (голубая) обозначает воду. А верхняя (зеленая) – горы. А талисманом национального парка является – лисица.
Лисицу выбрали талисманом, потому что лисы - обычные животные на Самарской Луке. В русских народных сказках лис называли лукавыми, и национальный парк расположен на Луке, называемой Самарской. Так же и Волга в этом месте "слукавила", обогнула полуостров и сбежала к Каспию (мы с вами читали эту легенда).  Лисы очень интересные животные. Про них написано много сказок. Давайте подберем к слову лиса прилагательные. Какая лиса?

        Речевая игра «Подбери слово» (дети подбирают слова-прилагательные к слову «лиса»)

        - Сейчас ребята прочтут нам стихотворение о талисмане Самарской Луки. (Дети выходят на середину зала, читают стихотворение)

1 реб. Рассвет окрасил небеса.

От сна очнулись горы.

Вновь Жигулевские леса

Я обхожу дозором.

2 реб.  Я сказочный веселый лис,

Бываю в меру строгим.

Я охраняю здешний лес,

Тропинки и дороги.

3 реб. Храню от разных бед зверей,

Деревья от пожара –

Ведь талисманом Жигулей

Зовут меня недаром.

4 реб. Я умный, добрый и смешной,

Я много сказок знаю,

И всех друзей пройтись со мной        

По лесу приглашаю.

        - Вот такой веселый и добрый талисман у Самарской Луки. Ребята, в национальном парке есть особенное дерево. Посмотрите на экран. Что это за дерево?

Слайд  15.

- Правильно. Это дуб – памятник природы. Ему 500 лет. В народе ходит такая примета: если прикоснуться к этому дубу и загадать желание, оно непременно сбудется. А теперь выходите все ко мне. Давайте вспомним, как мы путешествовали по Самаркой Луке и что увидели.

Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли (идут друг за другом по кругу) 
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят»  травку)
Любовались облаками (встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели, 
На ветру листвой шумели (поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали («машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,

Молча хвостиком виляла (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли неслышным шагом (идут по кругу друг за другом на носочках),
И скакали по оврагам (прыгают  на двух ногах  друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли   (идут друг за другом по кругу)

Наши ноженьки устали  (останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра. Возвращаться нам пора  (ходьба на месте)

(Раздается тревожный стгнал)

        - Ребята, внимание! Над территорией Самарской Луки нависла беда: многие животные и растения могут исчезнуть. Что нужно делать, чтобы они не исчезли?

 (решение проблемной ситуации)

- Все верно вы ответили. Давайте еще раз вспомним правила поведения в природе.

        Д/и «Природоохранные знаки»

        На столе разложены знаки  изображением вниз. Ребенок берет карточку – знак,  рассказывает правило поведения в Самарской Луке и прикрепляет ее на карту:

 - нельзя мусорить в  природе;

- нельзя разжигать костры;

-  нельзя ломать ветки;

-  нельзя охотиться на животных;

-  нельзя ловить рыбу в прудах;

-  нельзя вырубать лес;

- нельзя кричать, громко включать музыку;

- нельзя разорять птичьих гнезд;

- нельзя разорять муравейники;

- нельзя ловить птиц, насекомых.

        - Молодцы, ребята! Верно, назвали все правила поведения в природе. Сейчас предлагаю поиграть в  следующую игру «Экологический светофор».

Вставайте в круг.

Воспитатель раздает детям по 2 кружка (красного и зеленого цвета)

- Ребята, я буду зачитывать описание поступков людей, а вы оценивать эти поступки: если поступок хороший – поднимаете зеленый светофорчик, а если плохой – красный. Итак, будьте внимательны:

1. Я кузнечика ловил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

2. Я взяла пакет с крошками хлеба для уток, они живут на озере. Я их часто подкармливаю.

3. В лес зеленый я пойду,

Зайку серого найду.

Принесу его домой,

Будет этот зайка мой

4. Я возьму лейку, полью цветы на клумбе, которые мы с мамой посадили.

5. Я взял спички и решил, что когда устану гулять по лесу, разожгу костер.

6. Я взяла магнитофон и хочу послушать громкую музыку в лесу.

7. В лес зеленый я пойду,

Зайку серого найду.

Не возьму его домой,

Пусть останется живой.

8. Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и пошли дальше гулять. Одуванчики быстро завяли и стали некрасивыми. Девочек позвали домой, они бросили цветы и убежали.

На этом наша игра закончилась. Надеюсь, что эти правила вы, ребята, запомните навсегда и будете их выполнять.

- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей). 

- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Слайд 16.

- Чтобы сохранить растения и животных, в нашей стране, и у нас в Самарской области заведены специальные книги, называемые «Красными». В них занесены редкие и исчезающие виды животных и растений, которые нужно оберегать. Как вы думаете, почему книга называется «Красной»? (Ответы детей)

        - Наше путешествие по Самарской Луке подошло к концу. Нам пора возвращаться домой. А сейчас я хочу проверить, кто сегодня был самым внимательным. На вопросы отвечайте, фишку быстро получайте.

-  Что называют национальным парком?

- Какой национальный парк создан в нашем родном крае?

-  От какого слова произошло название «Самарская Лука»? Почему её так  назвали?

-  Кто является символом национального парка «Самарская Лука»?

- Что обозначает голубой  цвет на эмблеме «Самарской Луки»?

- Что обозначает зелёный цвет?

- Какое особенное дерево есть в национальном парке «Самарская Лука»?

- Молодцы! Ребята,  вечером мы обязательно расскажем  родителям о нашем путешествии по национальному парку «Самарская Лука».

        

Литература.

1. Бирюкова О., Рыжкова М. Самарская Лука. – Самара, издательство «Агни», 2009.

2. Волга, Самарская Лука и Жигули глазами путешественников, ученых, писателей, художников. – Издательство Самарского научного центра РАН, 2006.

3. Легенды и были Жигулей. – Куйбышевское книжное издательство, 1979

4. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»/Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М.:АРКТИ, 2003

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения для старших дошкольников "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ".

Цель:      уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта, развивать внимание, совершенство...

Конспект занятия для старших дошкольников "Путешествие по родной Кубани"

Данное занятие предназначено для детей 6-7 лет и содержит краеведческий материал, разбитый по станциям-заданиям....

Конспект занятия для старших дошкольников "Путешествие к бабушке" (на дифференциацию [с]-[ш])

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ФФНР на дифференциацию звуков [с]-[ш]....

Конспект развлечения для старших дошкольников «Путешествие по любимым Сказкам»

Автором представлен конспект развлечения для старших дошкольников....

Конспект развлечения для старших дошкольников «Путешествие по стране не отгаданных Загадок»

Знакомим детей с устным народным творчеством, сказками, загадками, народными играми; вспоминаем названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины и концовки. ...

Конспект развлечения для старших дошкольников ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

Конспект развлечения для старших дошкольников                    ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ...