Конспект занятия НОД "Москва -столица России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Васильева Валерия Сергеевна

 

Цели: формировать базовые знания о Москве, как столицы нашей Родины

Программное содержание: пополнить знания детей о столице России, познакомить с достопримечательностями, пробудить интерес, патриотические чувства: гордости, уважения, любви к Москве

Задачи:

  1. Уточнить , обобщить и систематизировать знания детей о столице нашей Родины-Москве, о истории города
  2. Продолжать знакомить детей с российской символикой: гербом, флагом, гимном Москвы
  3. Пополнить знания детей о истории Москвы, её истории и исторических достопримечательностях столицы.
  4. Воспитывать интерес к изучению истории нашей Родины и её столицы, пробудить чувства любви, уважения, гордости за нашу столицу.

Словарная работа Кремль, белокаменная, столица, куранты, Красная площадь, москвичи

Оборудование: мультимедийная установка (слайд-шоу, музыкальное сопровождение (фонограмма песни «Посвящаю Москве»   сл., муз. Ж. Колмагоровой), аудиозапись «Гимн Российской Федерации», «Бой курантов», «Салют», иллюстрации  Москвы и её достопримечательностей.

Материалы: стихи  о  Москве 

Индивидуальная работа: активизировать неуверенных в себе детей, затрудняющихся с ответами, продолжать развивать внимательность, наблюдательность, память, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом, не перебивать взрослого и своих сверстников, делать выводы, выражать свою точку зрения.

Ход занятия:

Организационный момент: игра с мячом в кругу

- Ребята, в каком городе мы с вами живём?

-Ответы детей.

- Правильно, в Петропавловске-Камчатском, наш город является столицей нашего края… а что такое столица?

- Ответы детей.

 -  А ещё какие города вы знаете? (Ответы детей)

- А в какой стране мы живём? (Ответы детей)

- А в России ведь тоже есть столица… она называется Москва ..

Занимают свои места.

Сюрпризный момент: Ребята, к нам пришло письмо от детей из такого  же детского сада, что и наш,  только в городе Москве, послушайте, что они хотят рассказать нам о том, как живут…

- Педагог будто читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Маргаритой Ивановной были  на Красной площади и нам очень понравилось… а вы бывали там?

Педагог уточняет, бывали вы дети в Москве, что они знают о  столице России о её достопримечательностях.. (ответы детей)

-Давайте, послушаем, что написали маленькие москвичи (москвичи –это жители Москвы):

«Представляете, почему столица России называется Москвой?

Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Ученые предполагают, что первые поселенцы, увидев реку, назвали ее «Москва» по первому впечатлению. Москва означает «река, текущая в болотистой местности». Другие ученые считают, что слово «Москва» означало кормилица. С глубокой древности люди селились по берегам рек: река давала воду и рыбу, заслоняла от врагов, позволяла на лодках ездить к друзьям.

Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы (показ слайда). Поднялся князь Юрий Долгорукий на Боровицкий холм (крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего бора) и велел оградить его крепостной стеной из дубовых бревен. Так появился деревянный кремль. Он вмещал в себя весь город, тогда еще очень маленький (триста шагов из конца в конец).

- Сердцем Москвы называют Красную площадь? Как Вы думаете, почему у неё такое название «красная»? ((Предположения детей)

-Что находится на Красной площади? (Кремль)

- Что такое Кремль? (Педагог сопровождает свой рассказ показом слайдом)

Приходилось ли вам слышать выражение «Москва белокаменная»? Почему иногда так говорят? (ответы детей).

Деревянная крепость не раз страдала от врагов, часто случались пожары, и эта беда не миновала и Москву. После очередного пожара её стали восстанавливать и строили уже из камня.  Стены и башни кремля, храмы на холме были построены из белого камня. С тех давних пор народ стал называть Москву белокаменной.

      —        Позднее на Боровицком холме началось грандиозное строительство новых стен и башен Московского Кремля из красного кирпича, а также новых соборов и дворцов в самом Кремле.

- А это Спасская башня Кремля.  Своё название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми», через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой (в головном уборе). В верхней части башни расположены главные часы государства.  Они занимают 3 этажа башни. Это – куранты.

- Когда же мы ждём боя курантов? (На Новый год). (Слушаем бой Курантов).

    У стен Кремля расположилась Красная (т.е. красивая) площадь. (слайд).

Педагог: «Давайте немного отдохнём и  представим, что вместе с  маленькими москвичами гуляем по столице ..»

Физкультминутка:

 «Мы гуляли по Москве».

Раз, два, три, четыре, пять.

(Дети шагают по кругу.)

По Москве идем гулять.

 Пришли на площадь Красную

(Широко разводят руки )

Широкую, прекрасную.

А на площади на той

(Повернуться лицом в круг.)

Кремль высокий и большой.

(Поднимают 2 руки над головой)

Ах, какая высота!

(Поочерёдно поднимают вверх)

Ах, какая красота!

(левую и правую руку. )

Раз, два, три, четыре, пять.

( Шагают по кругу.)

 Дальше мы идем гулять.

(Поворачиваются лицом в круг.)

 Стало солнышко садиться,

(Руки на поясе, приседания.)

 Домой пора нам возвратиться.

Педагог продолжает:

-Интересно вам узнать, что же дальше у нас в письме? (подогревает их интерес)

Ответы детей)

«Ребята, а на Красной Площади стоит целый комплекс из башен и соборов –называется он Кремль.

  За стенами и башнями древнего Кремля — волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлевский дворец. Один из красивейших залов Кремлевского дворца назван Георгиевским в честь Георгия Победоносца — святого покровителя Москвы (слайд). Как вы думаете, что значит – Победоносец? (ответы детей).

В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? (президент). Назовите его полное имя? (В.В. Путин) (слайд).

У нашей страны России есть свой гимн – это торжественная песня нашей Родины. Всюду, где играет гимн, нужно вставать. Это означает уважение и гордость за родную Отчизну (прослушивание гимна).

Так уж повелось на Руси, все самое большое и удивительное называлось словом «царь». Царь-колокол! (слайд). Нет на свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Триста с лишним лет назад отлили его отец и сын Моторины. Царь-пушка всем пушкам пушка! (слайд). Отлил его четыреста лет назад славный русский мастер Андрей Чохов.

Никто не собирается сегодня стрелять из Царь-пушки или звонить в Царь-колокол.

Но все, глядя на эти исторические памятники, с восторгом, гордостью и большим уважением относятся  к удивительно талантливым мастерам-умельцам матушки России.

Ребята, приезжайте к нам в Москву!» (восторженные крики детей)

Педагог подводит итоги:

Рефлексия:

А вам понравился рассказ маленьких москвичей? Вы хотели бы побывать в Москве и сами увидеть то, о чем они вам сегодня рассказали? (Ответы детей)

-А что нового мы узнали? Чем можете поделиться с друзьями ?(ответы детей)

Что Ввам больше всего понравилось?

В заключение послушайте стихотворение Ирины Токмаковой

Москва

Красная площадь

Мы с детства запомнили эти слова,

 И нету прекрасней и проще

 Для города имени — город Москва,

Для площади — Красная площадь.

На свете немало других площадей,

Героев на свете немало,

Но сколько здесь было отважных людей —

 Пожалуй, нигде не бывало!

Кто в море уходит, кто в космос летит,

 Маршрут пролагая опасный.

Но каждый считает началом пути

Прогулку по площади Красной.

Тут встретишь гостей из столицы любой:

Парижа, Софии, Каира!

Давай же сегодня пройдёмся с тобой

По стартовой площади мира.

-Ребята, я и сама не так давно была в Москве, вот могу поделиться с вами столичными сувенирами. )

- Ребята, погодите, здесь что-то ещё вам написали :

«Пожалуйста, расскажите о городе в котором вы живёте, ведь в нём тоже, наверное есть много интересно…»
Напишем ребята, нарисуем? Расскажем?

(Радостные ответы детей…)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Москва …как много в этом звуке для сердца русского слилось!» КГОАУ «Центр образования «Эврика» Подготовила: педагог дошкольного отделения Васильева Валерия Сергеевна 2022г .

Слайд 2

Цели: Закрепить знания детей о главном городе нашей страны, её истории . Познакомить с символикой Москвы , назначением и обозначением: гербом, флагом, гимном Достопримечательности столицы: Красная площадь, Кремль Воспитывать чувство любви и гордости за нашу столицу.

Слайд 3

Актуальность темы: в ходе предварительной беседы выяснилось, что дети имеют некоторые представления о столице, дети были проездом в Москве, в отпуске, но чёткого понимания, что Москва-столица нашей страны нет . Кроме того, дети не бывали на Красной площади, в Кремле , ничего не знают о них, в лучшем случае были в увеселительных заведениях: цирке, зоопарке. Главной задачей: стало не только познакомить детей с обликом Москвы и пробудить интерес к её памятным местам , но и с дошкольного возраста привить любовь и уважение к нашей стране и её истории.

Слайд 7

Здесь Кремль, Здесь Воробьёвы горы И площадь Красная видна. Такой большой старинный город. Гордится им моя страна! Всем городам она глава. Столица Родины – Москва.

Слайд 8

Кремль много веков назад..

Слайд 9

Москва Стоят серебряные ели У стен московского Кремля. Умолкли вьюги и метели — Куранты слушает Земля. Со всей Руси летят в столицу, Москва, как мать, к себе влечёт, И каждый к ней в душе стремится, Свою любовь и грусть несёт. Любуюсь я родным Арбатом, Охотным рядом и Тверской, Они мне дороги и святы, Отчизны уголок родной. На Красной площади столицы Вливаюсь я в поток людской, И чувствую я крылья птицы, Когда курантов слышу бой. У Александровского сада Живая движется река, Теплеют и светлеют взгляды: Москва любима и близка. ( Ю.Левчук )

Слайд 10

Владимир Владимирович Путин –президент России

Слайд 11

Царь-колокол и царь-пушка – самые впечатляющие достопримечательности Кремлевского дворца.

Слайд 12

Царь-колокол – настоящий великан. Только один его осколок в человеческий рост чего стоит ! На колоколе можно увидеть красивые узоры и изображения, рассказывающие его историю.

Слайд 13

О Москве можно говорить без устали, и всякий раз, бывая здесь, влюбляешься в неё, открываешь её, как в первый раз… И хочется снова вернуться… Спасибо за внимание…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Сыктывкар-столица республики Коми "

Приобщение детей к коми национальной культуре. Материал знакомит детей с главным городом Республики Коми – Сыктывкаром. Формирует представление о Сыктывкаре как столице нашей Республики....

Конспект занятия "Москва-столица России. Мой город-моя малая Родина"

Конспект занятия "Москва-столица России. Мой город-моя малая Родина" для детей старшего дошкольного возраста.Цель:  Развивать устную речь; представить детям образ сердца России-Москвы, ...

Занятие "Москва - столица России"

Занятие стимулирует познавательный интерес к истории нашей Родины;  расширяет  представления о столице нашей Родины - Москве; знакомит с её достопримечательностями....

Открытое занятие «Москва — столица России»

Расширять представление о столице нашей Родены – Москве.Знакомить с достопримечательностями Москвы.Учить рассказывать о том, что уже знают о Москве.Воспитывать любовь к Родине.Раз...

конспект путешествие в столицу россии

конспект путешествие в столицу россии...

Конспект занятия "Москва -столица России"

Разработка Конспекта непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Москва – столица России». Цели: закрепить знания о главном городе Росс...

Конспект НОД "Москва - столица России"

Конспект НОД "Москва - столица России". Цель: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить с достопримечательностями Москвы....