Конспект беседы с детьми 4-5 лет "Железная дорога"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Циркевич Евгения Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_besedy.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми 4-5 лет

«Железная дорога»

Программное содержание:

- дать детям элементарные представления о железной дороге, ее значении в жизни людей.

- развивать логическое мышление, творческие способности, мелкую моторику, память, выразительность интонаций, мимику движений;

- воспитывать у детей уважение к людям, работающим на железной дороге.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о железной

дороге, изучение детских энциклопедий о транспорте, рассматривание карты

«Железнодорожное путешествие», экскурсия на железнодорожную станцию.

Беседы с родителями о работниках железной дороги.

Материал. Макеты паровоза и электровоза, карта железных дорог, счётные

палочки, аудиозаписи: «Голубой вагон», «Паровоз Букашка», «Мы едем-

едем едем», «Паровозик Антошка».

Ход беседы

Воспитатель: Ребята, мы с вами знакомы с различным транспортом.

И вы уже знаете, что у каждого транспорта свой путь, своя дорога.

Игра: «По воде, по земле, по воздуху»

Дети рассматривают картинки с изображением транспорта.

Воспитатель показывает 4 игровых полотна (волна, облако, автомобильная дорога, железнодорожное полотно), объясняет, что нужно разделить весь транспорт на водный, наземный, воздушный и железнодорожный.

Дети берут любую картинку с изображением транспорта, помещают её на соответствующее игровое полотно, объясняя свои действия.

Воспитатель: А сейчас я загадаю загадку, а вы отгадаете,

о какой из этих дорог идет речь:

Тут грохочут поезда,

Шумно тут почти всегда.

Если едем на край света,

Покупаем тут билеты.

Дети: Железная дорога.

Воспитатель: Совершенно верно, это железная дорога. По всей нашей стране

протянулись железные дороги. (Рассматривание карты железных дорог).

Рядом с нами железнодорожная станция, поэтому железная дорога нам

хорошо знакома. Даже из окон некоторых домов мы можем наблюдать

за движением поездов.

Этому транспорту не страшны ни жара, ни холод, ни гроза, ни шторм.

У железнодорожного транспорта высокая скорость, он перевозит большое количество грузов, чётко соблюдает время их поставки.

А знаете ли вы, как раньше перевозили грузы, когда поездов еще не было?

Нагрузят телегу – и плетутся лошадки, сменяя друг друга, по бездорожью. Осенью и весной, когда зарядят дожди, образуется на этих дорогах непролазная грязь. На реках другая проблема: летом они пересыхают, мелеют, а зимой надолго покрываются льдом. Вот такие были у нас в России пути сообщения. Поэтому, многие понимали, что нужен совсем другой вид транспорта – железная дорога, новая и надежная.

Проложить такую дорогу – нелегкая задача. Прокладывали новые железнодорожные пути через тайгу, пустыню, мерзлоту. Но прежде чем проложить железнодорожную линию, туда посылают много экспедиций с разным оборудованием, приборами, аппаратурой, которые доставляют разными способами: на лошадях, на оленях, на собаках, на верблюдах, на автомобилях, на самолётах.

(Предлагаю детям преодолеть: пустыню, море, снег, ровную дорогу. Дети

представляют и имитируют на чём или на ком они будут это делать).

Поверхность земли, где будут укладывать рельсы, выравнивают и трамбуют.

Делается насыпь, засыпается щебёнкой, укладываются шпалы и рельсы.

Представьте себе, что шпалы уложили прямо на поверхность земли, прикрепили к ним рельсы. По такой дороге не смог бы проехать даже один локомотив, а ведь он, кроме того, должен ещё тянуть за собой и состав. Подумайте, почему? (Ответы детей)

Помните, когда мы с вами ходили по влажному песку? Песок, под нашей

тяжестью, проваливался.

Но насыпь – не самое трудное. На пути железной дороги встречаются овраги,

реки, речушки, и даже болото. Как вы думаете, можно ли проложить железную дорогу через реку?

Дети: Нет.

Воспитатель: Верно. Для переправы с одного берега на другой строят мосты и другие переправы. Если путь преграждают высокие горы, то сооружают тоннели (пробивают толщу камня) и в них укладывают рельсы и шпалы. Они позволяют сократить путь, ускорить доставку пассажиров и грузов.

Уложенные рядом стальные рельсы образуют железнодорожную колею – ровную и прочную дорогу, которая выдерживает тяжесть вагонов и составов и направляет их движение. (Показ макета железной дороги).

Когда инженеры придумывали железные дороги, они долго размышляли, как

сделать так, чтобы поезда не сходили с рельсов. Нужно было сделать так, чтобы колеса и рельсы цеплялись друг для друга. Тогда инженеры догадались сделать рельсы гладкими, а угловыми выступами снабдить колеса.

По всей земле пролегли железнодорожные рельсы, они соединили города и даже океаны.

Воспитатель: Давайте вспомним, из чего состоит поезд?

Дети: Электровозы и вагоны.

Воспитатель: А какие поезда вы знаете?

Дети: Грузовые и пассажирские.

Воспитатель: Что перевозят грузовые поезда?

Дети: Уголь, лес, военную технику, нефть.

Воспитатель: А кого перевозят пассажирские поезда?

Дети: взрослых и детей.

Пальчиковая гимнастика «Поезд»

Дети сели на бревно:

Будет поездом оно.

(присаживаемся и встаем)

Загудели: «У-У-У-У!!!

Мы поехали в Москву!»

(играем на «дудочке»)

Дети едут и гудят,

Точно паровозы,

(топаем ногами и «гудим»)

А вверху грачи кричат

На ветвях березы.

(поднимаем руки вверх)

А как называют человека, который работает на железной дороге?

Дети: Железнодорожник.

Воспитатель: Давайте вспомним, что они делают. (Примерные ответы детей: « монтер пути- следит, чтобы рельсы были целыми и поезда могли двигаться без аварий; машинист электровоза- ведет целый поезд; дежурная по станции-следит, чтобы поезда не сталкивались друг с другом» и т. д.)

Проблемная ситуация:

Воспитатель: У нас в группе есть игрушечный поезд. Давайте построим для него железную дорогу. Какой материал нам потребуется?

Дети: Дорогу можно построить из счетных палочек.

Самостоятельная деятельность детей. (Звучат аудиозаписи детских песен)

Воспитатель: Вот какая замечательная железная дорога у нас получилась!

Поскорее подрастайте и кто то из вас обязательно придет работать на железную дорогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Конспект беседы с детьми старшей группы по правилам дорожного движения "Планета дорог"

Конспект беседы с детьми дошкольного возраста по ПДД (картинки с основными ПДД, знаки, загадки, ребусы, пословицы, разкурашки)...

Беседа с детьми на тему: "Безопасная дорога"

Беседа в младшей группе на тему: « Безопасная дорога».Цели:- Воспитывать уважение к профессиям. Закреплять с детьми правила дорожного движения. Знать цвета светофора.- Развивать внимание, ...

Беседа с детьми на тему: "Безопасная дорога"

Беседа в младшей группе на тему: « Безопасная дорога».Цели:- Воспитывать уважение к профессиям. Закреплять с детьми правила дорожного движения. Знать цвета светофора.- Развивать внимание, ...

Беседа с детьми. По безопасности на дороге.

Беседа с детьми. По безопасности на дороге....

Конспект беседы с детьми первой младшей группы на тему: «Чистота – залог здоровья». Конспект беседы в первой младшей группе «О пользе утренней зарядки и физкультуры»

Конспект беседы с детьми первой младшей группы на тему:«Чистота – залог здоровья».Задачи:- Формировать представления о гигиене;- Прививать навыки бережного отношения к своему здоровь...