Конспект открытой образовательной деятельности в средней группе по экспериментированию "Вода - чудо природы"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Миленко Татьяна Васильевна
  • Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
  • Способствовать развитию любознательности; интересу к исследовательской деятельности, экспериментированию;
  • Уточнить и расширить знания детей об агрегатных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное);
  • Прививать любовь к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект открытой образовательной деятельности в средней группе по экспериментированию «Вода – чудо природы»

Возрастная группа: средняя

Тема  «Вода – чудо природы»

Разработала воспитатель высшей категории: Миленко Т.В. 
Цель:
 Закрепление понятия «вода», её роль в жизнедеятельности человека и природы, методом экспериментирования

Задачи:

  • Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений;
  • Способствовать развитию любознательности; интересу к исследовательской деятельности, экспериментированию;
  • Уточнить и расширить знания детей об агрегатных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное);
  • Прививать любовь к окружающему миру.

Предварительная работа: знакомство с глобусом, опыты с водой, исследовательская деятельность дома «Свойства воды».

Вспомогательные материалы и оборудование: глобус, аудиозапись звуков природы, кукла «Капелька», емкость для воды, лёд, термос, зеркало, стаканы, кисточки, краски, дидактические карточки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети входят в группу, встают в круг.    

      В:  Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

– Сегодня у нас гости, поздоровайтесь.

Дети: Доброе утро!

Беседа о глобусе

– Ребята, посмотрите на глобус. Это модель нашей планеты земля, здесь мы живем. А вы знаете, почему на глобусе так много голубого цвета? Голубой цвет – это вода. Земля на глобусе показана желтой, зеленой и коричневой красками.

• Дети находят на глобусе участки воды и суши.

Воспитатель. Чего больше на нашей планете воды или суши?

Дети. Воды.

Воспитатель. На Земле много воды, намного больше, чем суши (дети садятся).

Звучит аудиозапись журчания ручья.

Восп.: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.

Дети: Это звуки воды.

Восп.: Действительно, это журчит ручей. К нам в гости пришла Капелька. Она вместе с нами отправится путешествовать в Царство Воды. Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она – везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить!

Восп.:Скажите, зачем нам нужна вода? "Вода это хорошо. Почему?".

ДетиВода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Вос – ль: А бывает ли вода опасной? " Почему?".

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

В.: Давайте с вами поиграем в игру «Доскажите слово»:

1. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода).

2. Чаще мойся – воды … (не бойся).

3. Чистая вода – для микробов … (беда).

Восп.: А откуда взялась капелька, где она может быть? Где путешествовала наша            Капелька. Назовите их.

Дети: Пруд, озеро. Море, океан, лужа, речка, река, ручеек, болото.

Восп.: Значит, капелька – это частичка чего?

Дети: Воды. 

Динамическая пауза «Дождь»

Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва.

(Хлопки руками на каждое слово)

А потом- потом- потом - все бегом-бегом-бегом.

(Свободные движения пальчиками по телу)

Стали капли поспевать, капля - каплю догонять.

(Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап.

(Свободные движения пальчиками по телу)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.

(Соединить руки над головой)

Так бывает интересно

Всё на свете наблюдать,

Всё услышать и увидеть,

Всё как следует понять.

Воспитатель. Вода – волшебное вещество необходимое всему живому для жизни. И сегодня мы будем ее исследовать, проводить опыты.

Опыты изучения состояния воды.

Опыт №1 «Вода - жидкая, может течь»

Есть ли среди вас такая девочка или мальчик, которые могут удержать воду? Давайте это проверим. Подойдите к столу, сложите ладошки лодочкой, я буду лить воду в них. Как бы дети ни старались удержать воду, она начинает просачиваться.

Воду трудно удержать, она стремиться убежать.

Что можно сказать о воде, какая она?

Дети. Жидкая, текучая, мокрая.

Воспитатель. Итак, мы выяснили, что вода – жидкое вещество.

Опыт №2. «Вода бывает льдом»

Воспитатель. Но может, есть какой-нибудь способ, чтобы было возможно удержать воду?

Дети. Можно налить в чашку, тарелку.

Воспитатель. А в ладошках можно удержать воду?

Дети. Нет.

Воспитатель. Давайте проверим.

В ладошки ребятам из чашки падает льдинка.

Воспитатель. А что это у вас в ладошках?

Дети. Лёд.

Воспитатель. Что такое лед?

Дети. Лед – это замерзшая вода.

Воспитатель. Превратилась в лед вода, не стремится никуда.

Какой лед на ощупь?

Дети. Холодный, твердый.

Воспитатель. Где мы можем встретить лед?

Дети. Зимой на улице, на окошке, в холодильнике.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что произошло со льдом?

Дети. Он начал таять, стал жидкостью.

Воспитатель. Почему, он стал таять?

Дети. Потому, что наши ладошки теплые, а в тепле лёд тает.

Опыт № 3 «Пар – это вода»

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня стоит на столе?

Дети. Термос.

Воспитатель. Да это термос. Для чего мы используем термос?

Дети. Чтобы сохранить воду горячей.

Воспитатель. Сейчас я открою термос – открывает термос. Что выходит из него?

Дети. Пар.

Воспитатель. А, что такое пар мы сейчас проверим. Над паром помещаем зеркальце. Ребята, что на зеркале образовалось?

Дети. Капельки

Воспитатель. Капельки, что это?

Дети. Вода.

Воспитатель. Оказывается, что пар – тоже вода.

Воспитатель. В природе тоже встречается испарение воды. Это облака, туман.

Воспитатель. Мы выяснили, что вода может находиться в газообразном состоянии.

Физкультминутка.

Ребята, я предлагаю временно превратиться в маленькие капельки и поиграть в игру «Ходят капельки по кругу». Капельки из тучки упали на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало играть по одной. (Дети прыгают). Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками. (Дети берутся за руки и начинают движение). Встретились ручейки и стали большой речкой. (Дети бегут змейкой, взявшись за руки). Текла-текла река и попала в большой океан. (Дети берутся за руки и идут по кругу.) Плавали, плавали капельки в океане, а тут и солнышко выглянуло, тепло стало. (дети присели). Вспомнили капельки, что их ждет мама Тучка. Стали капельки легкими и полетели к тучке (Дети подняли руки вверх).

Опыт №4 «Свойства воды».

В.: Давайте с вами вспомним, что мы знаем про воду. Какого цвета вода

Дети: бесцветная.

 В: Проверяем, посмотрите, вы видите,  какая картинка у вас лежит под стаканчиком? 

      Ответы детей.

      В:Значит вода,  какая -  прозрачная. А сейчас возьмите кисточки и добавьте краску в воду. А сейчас вы видите свои картинки? Почему? Какого цвета стала вода?

 Чем пахнет вода? Понюхайте. 

 Дети: без запаха.

 В: А какая вода на вкус?

 Дети: безвкусная.

 В: Вот у меня на подносе стаканчики с водой, но в какие-то из них я добавила сахар, значит, вода там будет какая - сладкая, а в других стаканчиках сахара нет. В них вода будет какая - безвкусная. Попробуйте и скажите, какая у вас вода.

Ответы детей.

В.: Мы сегодня говорили о воде, и очень много о ней узнали и вспомнили. А кому нужна вода?

Ответы детей.

Работа с панно «Кому нужна вода». На столе лежат карточки, приглашаются дети по очереди. Дети выбирают карточку, и прикрепляют карточку к панно, отвечают. Например: вода нужна цветам на полянке, деревьям для того, чтобы они росли; рыбам в реке, лягушкам в пруду, для того, чтобы в ней жить; человеку, животным, птицам, бабочке… для того, чтобы пить водичку, купаться, умываться.

Воспитатель:

– Ребята, а тут ещё карточки: книга, телефон, будильник. … Почему вы их не взяли?

Дети:

– Им не нужна вода.

Воспитатель:

- Давайте сделаем вывод, кому нужна вода?

Вывод

 ДетиВода нужна всем живым обитателям Планеты. 

Воспитатель: Летом я слышала разговор между мальчиками, послушайте.

-Петь, привет! Мы с ребятами так, здорово, играли. Налили целую ванну воды, и опускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты, и пошли на улицу.

- А кран-то закрыли?

-Зачем? Воды и так много, пусть себе течет, потом закроем.

-А что потом делали?

- Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Столько воды налили! Зато весело было!

Воспитатель: Как вы оцениваете поведение мальчиков? Хорошо, ли они поступили?

Дети: Воду надо беречь! пресной, чистой воды на земле мало.

Воспитатель:

Да, ребята, вода нужна и для умывания, и для приготовления пищи. Но для этого, вода должна быть обязательно очищенная. И люди, чтобы получить чистую воду, тратят много времени и сил. Именно поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтоб вы, дети, не забыли про это, дарю вам памятку – напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран!»

Воспитатель:

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – ВОДА!

Экономь её и береги.

Мы ведь на планете не одни!

Послушайте стихотворение С. Погореловского:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана – кап, кап, кап…

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет

И нет водицы – нет, нет, нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в средней группе "Путешествие в мир природы"

Программное сдержание: закрепить знания детей о живых объектах природы, правилах поведения в лесу....

Конспект открытой образовательной деятельности в средней группе №9 на тему: «Деревья»

Цель:- воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знания детей о том, что дерево - живой организм.Задачи:Образовательные:- Продолжать, уточнять представление детей о деревьях;- Учить образов...

Конспект открытой образовательной деятельности в средней группе «В гостях у сказки» для воспитателей и родителей

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные:- Учить узнавать сказку по загадкам, предметам;-Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существител...

Конспект открытой образовательной деятельности в средней группе ДОУ (4-5 лет) по теме: «Улица полна неожиданностей»

Конспект открытой образовательной деятельности в средней группе ДОУ (4-5 лет) по теме: «Улица полна неожиданностей»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе: «Чудо радуга- дуга»

Конспект  непрерывной образовательной деятельности в средней группе:  «Чудо радуга- дуга»...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ЧУДО - ЛОЖКИ»

          КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«ЧУДО - ЛОЖКИ» Цель: Художественно-эстетическое   развити...