Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Россия – Родина моя»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Карабанова Наиля Ахмедулловна

Цели:

  • Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
  • Познакомить детей с русской культурой.
  • Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.
  • Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре.
  • Познакомить с традиционными русскими праздниками (Новый год, Пасха, Масленица, Крещение, Троица и другими) .
  • Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм, пословицам, поговоркам.
  • Вспомнить и закрепить названия народных промыслов.
  • Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

 

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о России.
  • Воспитывать любовь к величайшим богатствам русской народной культуры –фольклору: сказкам, загадкам, пословицам, потешкам.
  • Закрепить названия народных промыслов.
  • Познакомить с традициями и обычаями россиян, прививать любовь к традиционным праздникам.
  • Воспитывать любовь к России, чувство гордости за свою страну, развивать интерес к историческому прошлому России.

 

Оборудование:

Изображения гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, карта России, матрешки, иллюстрации с изображением природы России, книги «Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, альбомы с иллюстрациями «Русские традиции», «Потешки», «Народные промыслы», изделия народно-прикладного искусства, хлебные изделия, овощи.

 

Предварительная работа:

  • беседы о российской символике;
  • разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;
  • рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно –прикладного искусства
  •  прослушивание музыкальных произведений патриотического характер

 

Ход игры – занятия:

 (звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель: Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?

Дети(о родном месте, о нашей Родине, )

Воспитатель: Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране.

А как называется наша страна, кто знает?

Дети: (Россия)

Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. В России самые большие и многоводные реки, самое глубокое озеро – Байкал. Как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети( это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна )

Ребенок:   Утром солнышко встаёт.

                   Всех на улицу зовёт.

                   Выхожу из дома я –

                   Здравствуй улица моя

                   Я пою, и в вышине,

                   Подпевают птицы мне,

Ребенок:  Травы шепчут мне в пути,

                 Ты скорей, дружок , расти.

                 Подпеваю травам я,

                 Подпеваю ветрам я,

                 Подпеваю солнцу я –

                 Здравствуй, Родина моя!

Воспитатель: Кто может показать на карте границы нашей страны?

(Вызванный ребенок проводит указкой по границам России)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе

«Россия – Родина моя»

                                             Подготовила: воспитатель

                              Карабанова Н.А.

2017 год

Цели:

  • Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
  • Познакомить детей с русской культурой.
  • Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.
  • Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре.
  • Познакомить с традиционными русскими праздниками (Новый год, Пасха, Масленица, Крещение, Троица и другими) .
  • Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм, пословицам, поговоркам.
  • Вспомнить и закрепить названия народных промыслов.
  • Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о России.
  • Воспитывать любовь к величайшим богатствам русской народной культуры –фольклору: сказкам, загадкам, пословицам, потешкам.
  • Закрепить названия народных промыслов.
  • Познакомить с традициями и обычаями россиян, прививать любовь к традиционным праздникам.
  • Воспитывать любовь к России, чувство гордости за свою страну, развивать интерес к историческому прошлому России.

Оборудование:

Изображения гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, карта России, матрешки, иллюстрации с изображением природы России, книги «Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, альбомы с иллюстрациями «Русские традиции», «Потешки», «Народные промыслы», изделия народно-прикладного искусства, хлебные изделия, овощи.

Предварительная работа:

  • беседы о российской символике;
  • разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;
  • рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно –прикладного искусства
  •  прослушивание музыкальных произведений патриотического характер

Ход игры – занятия:

 (звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель: Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?

Дети(о родном месте, о нашей Родине, )

Воспитатель: Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране.

А как называется наша страна, кто знает?

Дети: (Россия)

Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. В России самые большие и многоводные реки, самое глубокое озеро – Байкал. Как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети( это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна )

Ребенок:   Утром солнышко встаёт.

                   Всех на улицу зовёт.

                   Выхожу из дома я –

                   Здравствуй улица моя

                   Я пою, и в вышине,

                   Подпевают птицы мне,

Ребенок:  Травы шепчут мне в пути,

                 Ты скорей, дружок , расти.

                 Подпеваю травам я,

                 Подпеваю ветрам я,

                 Подпеваю солнцу я –

                 Здравствуй, Родина моя!

Воспитатель: Кто может показать на карте границы нашей страны?

(Вызванный ребенок проводит указкой по границам России)

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации. Составьте маленький рассказ о природе России.

Примерный рассказ: Россия – страна очень большая и красивая. В огромных лесах России растет много ягод и грибов, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну протекает много рек. Одна из самых больших – Волга. Много в нашей стране и гор. В горах добывают полезный ископаемые: уголь, железо и другие металлы.

Воспитатель: Да, наша Родина очень большая, красивая и богатая. Богата она не только лесами, полезными ископаемыми, животными, но и прекрасными людьми. Мы с вами много говорили о талантах русского народа. Что наш народ умеет очень хорошо делать? (Ответы детей)

Воспитатель: Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок, которые удивляют весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью, добротой сердец.

Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей). О чем нам могут рассказать сказки? (о жизни русского народа) . В чем смысл сказок? (добро всегда побеждает зло) .

Чем сказки отличаются от рассказов?

Дидактическая игра «Отгадай сказку» (работа с иллюстрациями)

Воспитатель: Много разных потешек, поговорок, пословиц сложил великий русский народ. Как вы понимаете смысл пословиц: Долог день до вечера, если делать нечего.

Труд человека кормит, а лень портит.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека труд.

Сделал дело – гуляй смело.

Игра «Кто больше знает потешек»

Воспитатель: Наш народ сочинял красивые песни, хороводы.

Русский хоровод «На горе – то калина»

Входит коробейник (ребенок с коробом товаров) .

Коробейник: Покупайте товары! Стою на краю, все даром отдаю!

(Дети берут изделия народно-прикладного искусства)

Воспитатель: Ребята, в далёкие времена, торговцы развозили товары по стране и люди покупали то, что им было нужно. Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.

(Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства: дымковских игрушках, хохломских изделиях, свистульках, кружевах, матрешках.)

Воспитатель: У каждого народа есть свои ТРАДИЦИИ. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?

(Предположения детей)

Воспитатель: Традиция – слово не русское, а латинское и в переводе оно означает передача, т. е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому.

Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день Восьмого марта и др.

Есть традиции всенародные: празднование Нового года, дня Победы, Масленицы с блинами и катанием на горках, празднование Пасхи, Троицы и многие другие. На всех праздниках люди всегда играли в русские народные игры.

Русская народная игра «Гори, гори ясно».

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Русская народная игра «Золотые ворота».

Золотые ворота,

Проходите детвора.

Я и сам пройду и ребят проведу.

А последнюю собачку я себе возьму.

А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.

Что выращивают в России?

Дети: овощи, пшеницу, рожь, фрукты.

Воспитатель: В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай.

(Внести хлебные изделия, рассмотреть и назвать их с детьми)

Воспитатель: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Живём мы в радостном краю

И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.

Свой светлый край любимый.

А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнования. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.

Дети:(делятся на команды и придумывают названия: «Богатыри», «Дети России»)

Воспитатель: Наша игра будет состоять из 5 этапов. (За каждый правильный ответ команда будет получать фишку, в конце соревнования мы подведем итоги) И первый из них – «Достопримечательности нашего города». Вам необходимо как можно больше назвать достопримечательностей, которыми славиться и гордиться наш город.

Дети:(выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знаете свой город. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?

Дети:(дети выполняют задания)

Воспитатель: У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Второй этап – «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется.

Дети:(Россия, Российская Федерация)

Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от другого?

Дети: (размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом, )

Воспитатель: Всё правильно. А назовите символы страны.

Дети: (гимн, флаг, герб)

Воспитатель: Гимн Российской Федерации – это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.

(звучит отрывок гимна России все встают)

Дети: (все встают)

Воспитатель: Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажет каждая команда.

Дети: Герб – У нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Е ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

Воспитатель : Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов.

Воспитатель : На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов:

Дети: Родина – это то место, где мы живём.

Воспитатель: Совершенно верно, произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Воспитатель: Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. А теперь после сложного этапа можно и поплясать.

Дети:(исполняют танец листочков или цветов, по выбору)

Воспитатель: Вот и последний этап. Вам нужно вспомнить и исполнить песни о родине, детстве, детях и дружбе, по одному куплету.

Дети:(исполняют изученные песни)

Воспитатель: : Ребята, сегодня мы с вами говорили о нашей стране и ее традициях. Традиций у русского народа очень много. Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские традиции они помнят и соблюдают.

Понравилось ли вам играть ребята? Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей) Молодцы ребята, вы все были сегодня активные, все старались. Спасибо, наше занятие закончилось.

Литература:

1. К. Ибряев «Здравствуй, Родина моя! Автор 

2. Е. Синицын «Берегите Россию» (отрывок) Автор 

3. Ю. Антонов Куплет песни «Родная сторона» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Россия — Родина моя»

Закреплять представление о Родине; воспитывать любовь к Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике; воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа....

Конспект ООД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя Родина – Россия»

Цель: Воспитание патриотических чувств и любви к своей стране.Задачи:Формировать знания у детей о своей стране – России;Расширять представления детей о государственной символике (...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Россия – Родина моя».

Знакомство детей с русской культурой,  с традициями русского народа....

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Россия — Родина моя»

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Россия — Родина моя»Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие»«Познавательное разви...

конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Россия - Родина моя"

конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Россия - Родина моя"...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе "Наша Родина-Россия"

Конспект занятия для воспитанников старшего возраста...