Проект "Синичкин день"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: приобщение детей и их родителей к природоохранной операции по организации подкормки зимующих птиц.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.
3. Научить распознавать синицу по характерным признакам.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
3. Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в
группе.
Развивающие:
1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением в период гнездования и выкармливания птенцов.
2. Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.
3. Развивать творческие способности детей.
4. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
5. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 104»
«СИНИЧКИН ДЕНЬ»
Средняя группа № 9
Составил:
Воспитатель
Руданова Н.А.
Тип проекта
Образовательно-творческий, групповой.
Цель: приобщение детей и их родителей к природоохранной операции по организации подкормки зимующих птиц.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.
3. Научить распознавать синицу по характерным признакам.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
3. Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в
группе.
Развивающие:
1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением в период гнездования и выкармливания птенцов.
2. Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.
3. Развивать творческие способности детей.
4. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
5. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.
Сроки реализации
Краткосрочный с 14.11.2022г.- 18.11.2022г.
Предполагаемый результат:
- Дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день»;
- Имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.
- Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Имеют представление о зимующих и перелетных птицах.
- Рассказывают о помощи человека зимующим птицам.
- Любят и бережно относятся к природе.
Продукт проектной деятельности:
- Демонстрация художественного творчества детей (рисунки, аппликация, конструирование птичек – синичек);
- Составление презентации.
- Развешивание кормушек на участке.
Актуальность
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям:
- формирование экологических знаний
- экологически правильного отношения к природным объектам.
Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходима практическая деятельность по сохранению природной среды.
Успех в реализации данного проекта невозможен без помощи и поддержки со стороны родителей. Необходимо их убедить в значении подобной операции для формирования экологически грамотного поведения детей. Осознание того факта, что маленькие дети спасают чьи-то жизни и помогают природе получить «бесплатных» помощников, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в их души. Поддержать собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя.
Только получив опыт практической личностно-значимой природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания. Если подобная работа будет сопровождать ребёнка от дошкольного образования, пройдёт через школьный возраст и профессиональное образование, мы получим экологически грамотного человека. Наряду с высокими профессиональными компетентностями он будет обладать экологической культурой, которая предполагает не только наличие знаний об экологических проблемах, но и готовности принимать активное практическое участие в разрешении этих проблем. Средством для достижения такого результата является практическая природоохранная деятельность.
Проблема
У воспитанников недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день»; беден словарный запас по теме «Зимующие птицы». Дети имеют скудные представления о том, как помочь птицам выжить в зимних условиях.
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
- включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала;
- деятельность детей – вхождение в проблему.
Основной этап:
Происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение стихов, оформление информационных альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).
Занятие № 1
Тема: «Зиновий-синичник» русский народный праздник.
Цель - дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник» через заклички, поговорки, приметы, игры.
Задачи:
- Формировать у детей представление о жизни и особенностях строения и поведения птички синички (сильные лапки с острыми коготкам, крепкий клюв, густое и пушистое оперение и т.д.)
- Закреплять знания детей зимующих птиц. Игра «четвёртый лишний».
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудные минуты.
Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
- Разучивание заклички «Синиченька-невеличенька».
- Чтение стихов про синичек.
- Рисование гуашью «Кормушка для синички»
(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник одной очень маленькой, красивой птички, а какой угадайте из моей загадки.
Спинкою - зеленовата,
Животиком - желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Шустро зёрнышки клюёт
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая … (синичка)
- Правильно ребята – это синичка. 12 ноября русский народ отмечает праздник «Зиновий-синичник». С это дня птички синички и все зимующие птицы начинают прилетать поближе к жилью человека.
Шустрые синички
Птички-невелички,
Прилетают в города
На зиму где есть еда.
- Синички очень храбрые птички, они залетают на балконы, заглядывают в форточки домов. Синицы самые полезные птицы, основная их польза – истребление вредных насекомых, только одна синичка за сутки съедает столько насекомых, сколь весит сама, особенно любит полакомиться вредными жуками и личинками.
- На зиновий-синичник детишки выбегали на улицу и зазывали синичек в гости. Давайте и мы с вами позовём их к нам, дети встают у стульчиков и рассказывают закличку.
Синиченька-невеличенька
Прилетай ты к нам
Из чужих краёв
Принеси ты нам.
Зиму снежную, зиму тёмную
Синиченька-сестриченька
Созывай снегирей
И лети к нам скорей!
- Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом?
- Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно.
Синичек вереница
Летит сюда кормиться!
Насыплем мы для птицы
Семян, зерна, крупицы!
(Просмотр презентации про синичек)
- Русский народ с давних пор уважает и любит труженицу синичку – защитницу деревьев и сложил про неё поговорки:
- Не велика синичка, да тоже птичка.
- Мала синичка, да ноготок востёр.
- А ещё русский народ примечал: (знакомство с народными приметами).
- Синица к избе – зима на двор.
- Синичка в окно постучит – будет известие.
- Когда синичка начинает с утра пищать – ожидай мороза ночью.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится.
Поёт не уставая
Синица расписная.
- Ребята, давайте заведём хороводную игру «Летели две птички».
Дети встают парами, идут по кругу и поют:
Летели две птички ростом невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились.
Как они вставали, крепко обнимались.
(В так пению играющие машут руками-крыльями.
На слова «садились» все приседают.
На слово «вставали» - поднимаются, машут крыльями.
Затем обнимают друг друга).
- Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.
(Составление описательного рассказа о внешнем виде синицы)
- Синица, синица
Что тебе снится?
- Зёрнышки, мошки
Да хлебные крошки.
- За то, что синицы такие полезные, люди издавна заботятся о них, оберегают, делают им кормушки и специальные домики-синичники (показ иллюстрации).
Занятие №2
Тема: «Кормушки для зимующих птиц»
Задачи:
- формировать интерес к явлениям природы;
- учить детей рассматривать сюжетную картину;
- учить слушать рассказ воспитателя по картине;
- упражнять в умении отвечать на вопросы воспитателя, используя в речи предложения.
Словарная работа: Зима, Кормушка.
Оборудование: картина "Дети кормят птиц зимой".
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите на картину.
- Как вы думаете, какое время года изображено на ней? А почему вы так решили? (снег, зимняя одежда). Правильно, молодцы.
- Это кто? (девочка). Что она делает? (кормит птиц). Чем кормит? (зернышками).
- А мальчик что делает? (кормит белочку орешками). Как называется этот домик для птиц?(кормушка).
Слово "кормушка" дети повторяют хором и индивидуально.
Воспитатель: Зачем нужна кормушка? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, послушайте рассказ по картине: Наступила зима. Выпало много снега. Мальчик с девочкой пошли гулять на улицу. Они слепили снеговика. Девочка и мальчик увидели кормушку, которая висела на дереве. Девочка подошла к кормушке и стала кормить птиц зернышками. А мальчик кормил белочку орешками. Дети были рады, что смогли покормить голодных птиц и белочку.
Воспитатель:
Дети, вам понравился рассказ?
А что понравилось?
А вы хотели бы помогать птицам зимой?
- В прошлом году вы вместе с родителями изготовили кормушки для наших зимующих птиц. И в этом году вы принесли еще кормушки. Мы сегодня, когда на прогулку, то возьмем их с собой, развесим на участке и насыплем зернышек в ваши кормушки.
III этап:
Представляется результат выполнения проекта:
- Оформлены информационные альбомы;
- Разукрашивание картинок с изображением синичек;
- Рисование кормушек для синичек;
- Выставка детских работ «Друзья – синички»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/28/picture-14292.jpg)
«День Ромашки» (день рождения сада и День семьи, любви и верности)
8 июля детский сад «Ромашка» отметил свой первый День рождения. Праздник совпал с Днем с емьи, любви и верности. Для гостей и родителей дети подготовили концертную програм...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-218531-1362887206.jpg)
15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Е. Носове, в день его рождения.
Многие из нас, взрослых, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в лесу ребёнка ожидае...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114894-1549775365.jpg)
Проект "День памяти второй мировой Войны" "День памяти и скорби" День поселка"
Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1019933-1549385623.jpg)
"Осенняя ярмарка", "День матери", "Новый год", "День Победы", "Выпускной", "8 марта, "23 февраля"", "День космонавтики"
Мгновенный ответЦель праздников— порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-987504-1513525669.jpg)
Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему: "Неделя искусств: 1-ый – день поэзии; 2-ой – день литературы; 3-ий – день живописи; 4-ый – день музыки; 5-ый – день театра".
Календарно-тематическое планирование в средней группе...
День народного зимнего праздника "Ефремов день" (день домового)
На Ефремов день задабривали домового — хозяина избы.Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель.Для того чтобы домовой понял, что его любят, люди создают обереги в виде кукол-домовят....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-191526-1516125646.jpg)
11 января во всем мире отмечается самый вежливый день в году "Международный день СПАСИБО." Слово "спасибо" является волшебным, которое подобно солнышку согревает нас даже в самый дождливый и хмурый день.
С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с правилами этикета, в которые входят употребление вежливых слов.С целью напоминания о важной роли благодарности и вежливости в нашей жизни, в МДОУ...