Методическая разработка в подготовительной группе «Дикие животные зимой»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Савченко Янна Васильевна

Методическая разработка в подготовительной группы «Дикие животные зимой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dikie_zhivotnye_zimoy.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Савченко Янна  Васильевна

НОД «Дикие животные зимой» в подготовительной группе

Цель: систематизирование знаний детей о жизни диких животных зимой.

Задачи:

1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери, которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года; 
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».

Образовательные области развития:

- физическое развитие;

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

Методы обучения:

- словесный;

- наглядный;

- практический

Формы работы:

беседа, ситуативный разговор, стихи, загадки, рассматривание картинок, игровые упражнения, задания, вопросы к детям.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: вот и настало время, когда мы с вами собрались вместе. Смотрю я на вас и вижу, у вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, день становится ярче, а на душе теплей. Улыбнитесь друг другу. Подойдите ко мне, пожалуйста. Сегодня мы с вами будем беседовать, играть. Мы будем стараться говорить чётко, правильно отвечать на вопросы, пользоваться правилом: «Подумай, а потом ответь».

 

Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения:

«Белые шапки на белых берёзах,

Белый зайчишка на белом снегу,

Белый узор на ветвях от мороза,

По белому лесу на лыжах бегу».

О каком времени года этот отрывок из стихотворения? (О зиме)

Ребята, чтобы узнать, что мы сегодня будем делать, нам нужно отгадать загадки, выставляем картинку с отгадкой на доску (дикого животного). Слушаем внимательно.

 «Кто в лесу глухом живёт, 

Неуклюжий, косолапый? 

Летом ест малину, мёд, 

А зимой сосёт он лапу. 

(Медведь)

 

-А сытым или голодным ложиться спать медведь?

(Уходит  медведь в спячку  с богатым запасом жира.  А  в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая,  нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что  он лапу сосет.  На самом деле,  он согревает её  губами и языком). 

-Загадка вторая:

 «Хожу в пушистой шубе,

   Живу в густом лесу,

  В дупле на старом дубе

  Орешки я грызу» (Белка)

 

-А как зимует белка? (К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может  съесть  побеги кустарников и  почки деревьев).

 

-Кто  же придёт следующий?

«Что за зверь зимой холодной 

Ходит по лесу голодный? 

На собаку он похож, 

Что ни зуб – то острый нож! 

Он бежит, оскалив пасть, 

На овцу готов напасть». 

(Волк)

 

-Чем же занимается волк?

(Зимой  из-за недостатка пищи  волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»? 

-Что означает она?

-А вот другой -  зверь лесной:

«Повыше кошки рост, 

Живёт в норе, в лесу, 

Пушистый рыжий хвост – 

Все знаем мы…»(Лису)

 

-Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (ответы детей)

-Подумайте, за кем отправилась лиса?

«Мчится без оглядки, 

Лишь сверкают пятки. 

Мчится что есть духу, 

Хвост короче уха. 

Всех зверёк пугается, 

Под кустом спасается, 

на зуб волку попадается». (Заяц)

 

-Какие изменения произошли в жизни зайца?

(Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников,   передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег)

-Что ест заяц?(Питается корой деревьев, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу)

-Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете:

«Тяжелы рога по весу, 

 Ходит важно он по лесу:

 Он  хозяин, а не гость –

 Хмурый и сердитый» (лось)

-Как вы думаете, чем питается лось?

(К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору) 

-Добавлю только одно, за сутки зимой  взрослый лось съедает - 12—15 кг.

И последний чудо – гость:

«Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. (Кабан) 

-Чем же  питается это животное? (Зимой кабаны  живут в еловых,  смешанных  лесах; питаются  желудями, корнями. Но могут переходить  в брусничники; черничники; сосновые боры, где отыскивают подземный корм).

Объясните, почему их называют дикие? (Живут на свободе и могут обходиться без помощи человека. Они сами строят себе жильё и добывают пищу.)

Игра «Кого не стало?»

Назовите всех животных по порядку, чётко проговаривая слова (картинки на доске). Кто это? (Белка, заяц, ёж, волк, лиса, медведь.)

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сама убирает картинку.

Кто убежал? (Волк). Опишите волка, волк какой? (Сильный, крупный., злой, голодный, зубастый, серый.)

Кто спрятался? (Лиса). Опишите лису. Лиса какая? (Хитрая, пушистая, рыжая, ловкая, красивая, осторожная, лукавая.)

Кто пропал? (Медведь) Опишите медведя, медведь какой?

(Огромный, косолапый, неуклюжий, мохнатый, могучий, бурый, косматый, неповоротливый)

Кто убежал? (Ёж) Опишите ежа. Ёж какой? (Маленький, серый, колючий, умный, сердитый, осторожный).

Кто спрятался? (Белка) Опишите белку. Белка какая? (Ловкая, юркая, красивая, шустрая, проворная, чудесная, грациозная, трудолюбивая, запасливая, маленькая, пушистая).

Кого не стало? (Зайца) Опишите зайца. Заяц какой? (Беленький, пушистый, быстроногий, длинноухий, косой, трусливый, осторожный, пугливый).

А теперь, ребята, расскажите о том, как готовятся и зимуют дикие животные.

Белка и заяц.

- Что общего в подготовке к зиме у этих животных?

Меняют окраску меха – заяц: серую на белую; белка – рыжую на серую.

- В чём разница? Белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет домика, живёт под кустиком.

Волк и лиса.

- Готовятся ли эти животные к зиме? Нет!

- Почему? Они хищники. Сильные ноги и острые зубы помогут пережить зиму.

- Чем они питаются зимой? Лиса мышами-полёвками, ловит птиц, зайцев, и курей может стащить в деревне. Волки охотятся на зайцев, могут утащить овечку, напасть на телёнка.

Медведь и ёж.

- Как готовятся к зиме эти животные? Усиленно питаются, чтобы накопить жирку на долгую зиму.

- Как они проводят зиму? Медведь устилает берлогу листьями, мхом, хвоей и укладывается спать в свою мягкую постель.

Когда настанут холода ёж заберётся в свою тёплую и уютную норку и крепко проспит до весны.

- А какому животному трудно зимовать без помощи человека?

Отгадайте загадку и вы узнаете это животное.

 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

- Почему трудно лосю зимой? (Не охотится, он травоядное животное).

Ребята, у нас существуют такие места, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. Кто знает, как называется такое место? (Заповедник)

Правильно! Заповедник.

Человек, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормиться, его называют егерь.

- Как называют такого человека?

Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.

Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую  зиму.

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и подвигаться.

Выходим на середину комнаты и строимся друг за другом.

Предлагаю вам, ребята

Я пробраться в зимний лес. Обычная ходьба.

Там ещё не спят зверята, Ходьба с высоким подниманием колен

Там сугробы до небес

Зимний лес такой дремучий Дети растирают щёки и потирают руки

И мороз такой колючий.

От мороза убежим скорее Лёгкий бег,

Наши ноженьки согреем. мягкие пружинки

Отдохнули. Тихо садимся на свои места и продолжаем наше общение.

  

Самостоятельная деятельность детей.

Ребята, подумайте и скажите, кто, чем питается?

На доске картинки: морковка, капуста,; орехи, грибы; малина мёд; трава, куры, зайцы. Нужно поставить картинки к соответствующему зверю и сказать, например: «Заяц любит морковку, капусту».

 

А теперь, ребята, поиграем в игру «Найди пару».

Вы будете работать группами по три человека. У каждой группы несколько пар картинок (взрослые звери и детёныши). Вы должны разобрать картинки по парам. (Работа детей).

У меня есть интересная картина. Игра «Назови жилище».

 

-Что животным страшнее: холод или голод? Почему? 

(Животные много  ходят;  бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен,  так как у них тёплая шубка)

-Мы узнали о животных всё: места обитания, корм, цвет зимней шубки. 

 

-Послушайте и запомните пословицы о природе, животных.

« Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!»

«Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить».

Рефлексия.

С какими дикими животными мы с вами встретились?

Ребята, что нового вы сегодня узнали о диких животных?

Что вам больше всего запомнилось?

Как вы можете помочь диким животным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная разработка НОД по ФЦКМ "Дикие животные зимой"

Мультимедийная разработка НОД по ФЦКМ "Дикие животные зимой"  использовалась при аттестации. Для уменьшения объема презентации пришлось убрать фотографии НОД, ссылки....

Методическая разработка для педагогов - проект "Дикие животные" для детей I младшей группы"

Педагогический проект «Дикие животные»  Проблема и актуальность проекта:В ходе наблюдения за детьми было выявлено, что дети в недостаточной степени имеют представление об образе ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Дикие животные зимой"

Файл содержит конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детского сада "Дикие животные зимой"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы "Дикие животные зимой"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной  "Дикие животные зимой"Цель:Закрепить знания детей о признаках зимы и образе жизни диких животны...

Методическая разработка занятия по рисованию «Дикие животные зимой»

Методическая разработка занятия по рисованию  «Дикие животные зимой» Цель: систематизировать знания детей о диких животных. Задачи:1. Образовательные:- углублять знания дете...

Конспект НОД для детей подготовительной группы Дикие животные зимой

Продолжаем закреплять знания детей о диктх животных...