Главные вкладки

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы "Дикие животные зимой"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной  "Дикие животные зимой"

    Цель:

    Закрепить знания детей о признаках зимы и образе жизни диких животных с использованием здоровьесберегающих технологий.

    Образовательные задачи:

    - формирование правильного звукопроизношения звуков с - ш, их дифференциация, уточнить, чем похожи, а чем отличаются;

    - закрепление умения детей выкладывать слова из, представленных букв и слогов;

    - уточнение признаков зимы;

    - совершенствование умения делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, закреплять умение определять позицию звука в слове;

    - закрепление знаний детей о различении и употреблении глаголов одевать и надевать;

    - совершенствование умения составления схемы предложения;

    - уточнение и закрепление знаний о диких животных (признаки, семья и образ жизни зимой);

    - развитие связной речи, посредством составления рассказа о диких животных.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    - развитие зрительного и слухового внимания;

    - совершенствование фонематических процессов;

    - развитие и дифференциация силы голоса, развитие силы воздушной струи;

    - развитие мелкой моторики рук;

    Воспитательные:

    - создание положительного настроя детей;

    - воспитание умения работать в паре;

    - воспитание любви и доброты к животным и птицам.

    Ход занятия

    1. Солнышко, солнышко, в небе свети (дети тянутся руками вверх!

    Яркие лучики нам протяни (вытягивают руки вперед ладошками вверх).

    Ручки мы вложим (разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

    В ладони твои. Нас покружи, оторвав от земли (кружатся парами).

    Вместе с тобой мы пойдем на лужок (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

    Там все мы встанем дружно в кружок (образовывают круг,

    С песнями водим мы хоровод.

    Солнышко с нами по кругу идет (идут по кругу)

    Хлопают радостно наши ладошки (хлопают в ладоши,

    Быстро шагают резвые ножки (идут быстрым шагом).

    Солнышко скрылось, ушло на покой (приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

    Мы же на место сядем с тобой (тихо, спокойно садятся на свои места).

    2. Приветствие.

    Ребята, к нам сегодня с вами пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

    Здравствуйте! Мы очень рады видеть Вас, сегодня здесь в гостях у нас!

    3. Введение в тему

    - Ребята, что это за звуки (уханье совы? Она прилетела к нам с посланием, которое мы должны разгадать. Для этого нужно составить слова из букв лежащих на столе (заяц, волк, белка, медведь, лиса, ежик, лось, дикие, животные, заблудились). Что получилось? (Дикие животные заблудились). Давайте посмотрим на экран (гимнастика для глаз). На экране появляется картинка, где ежонок с белкой на дереве, медвежонок с волчихой и т. д. Звери заблудились, нужно им помочь, но как? На экране появляется сова, дети читают, «выполни задания». Придется нам немного поработать и отправиться в лес.

    4. Называние признаков зимы

    - Какое сейчас время года? (зима). Назовите признаки зимы. (на улице снег, мороз, солнце светит, но не греет, быстро темнеет, а значит день - короче, ночь - длиннее, люди одеты в теплую одежду). Молодцы. Правильно. - Скажите, если сейчас зима, то в какой лес мы отправимся? (мы отправимся в зимний лес).

    5. Закрепление умения в употреблении глаголов одевать и надевать;

    - Для того, чтобы туда идти нам нужно тепло одеться. Поиграем в игру: «Одень Сашу». (на доске бумажная кукла и предметы одежды. Дети одевают одежду и комментируют: «себе я свитер надену, а Саше одену» (штаны, носки, шапку, шарф, шубу, сапоги, варежки.)

    6. Дифференциация звуков с-ш

    - Ребята, скажите какой общий звук мы слышим в словах свитер, носки, сапоги - (звук с? Какой общий звук слышим в словах штаны, шапка, шарф, шуба, варежки? (звук ш). В каком слове мы произносим и слышим оба этих звука (в имени Саша). Чем похожи? (они оба согласные, твердые, глухие, чем отличаются? (звук с - свистящий, ш - шипящий, с - бывает мягким, ш - всегда твердый). Определите позицию звука c в слове Саша (звук с, стоит в начале слова, а теперь определите позицию звука ш (звук ш стоит в середине слова).

    7. Деление слов на слоги

    - Разделим слово на слоги (дети произносят слово по слогам: Са ша). Сколько слогов в этом слове (2) Какие гласные звуки в этом слове мы слышим? (в первом слоге гласный звук а, во втором слоге гласный звук а) Сколько гласных звуков (2) А сколько слогов (2) Почему? (сколько гласных, столько и слогов). Возьми картинки и найдите там 10 букв (дети за одним столом ищут букву Ш, а за другим букву С). Молодцы! Куда теперь мы отправимся? (в зимний лес.)

    8. Составление схемы предложения

    - Давайте составим схему предложения «Мы идём в зимний лес». Сколько слов в этом предложении? У вас на столах лежат «дорожки» для составления схемы. Какое первое слово в этом предложении? (слово мы, положите «дорожку», которой мы обозначим это слово. Почему мы обозначили его «дорожкой» с уголком (начало предложения пишем с большой буквы, (второе? третье? и т. д.) Что стоит в конце предложения (в конце предложения ставим точку). А теперь начертите схему этого предложения «Мы идем в зимний лес» (дети чертят схему на прозрачных папках маркерами для магнитной доски).

    9. Путешествие в зимний лес.

    - Теперь, подойдите ко мне и выполните вместе со мной,

    «один раз хлопни, два раза топни, вокруг себя повернись, в зимнем лесу очутись».

    - Вот мы и в лесу. Что это за звуки? (дует ветер, воет вьюга.)

    - Давайте попробуем изобразить вьюгу.

    10. Упражнение на развитие силы воздушной струи.

    - Возьмем наши тренажеры «Попадайка» и подуем в них. Делаем глубокий вдох и дуем, не надувая щеки. Молодцы! А теперь,

    11. Упражнение «Вьюга» (развитие и дифференциация силы голоса)

    - Вытяните губы трубочкой и пропойте протяжно звук у-у-у (Дети поют звук на одной высоте). Если рука поднимается, то вьюга воет громче. Если рука опускается, вьюга воет тише (дети пропевают звук дифференцируя силу голоса). Ой, ребята, а что там, в сугробе виднеется? (бутылки, а давайте изобразим вьюгу с их помощью (дети дуют в бутылки). Вот так мы услышали звуки вьюги. А кто еще издает такие звуки? (волк).

    - Вспомним, какой он и другие лесные звери.

    12. Игра «Скажи какой?»

    Дети стоят полукругом, логопед бросает снежный ком

    Волк – злой, серый, голодный, зубастый;

    Заяц – трусливый, осторожный, шустрый, белый;

    Медведь – большой, сильный, косолапый, неуклюжий;

    Лиса – рыжая, хитрая, ловкая, умная;

    Белка – маленькая, красивая, шустрая, ловкая;

    Еж – колючий, серый, сердитый, заботливый;

    Лось – крупный, рогатый, красивый, быстрый.

    13.Игра: «Назови семью»

    У волчонка – мама волчица, папа волк;

    У лисенка - …

    У зайчонка - …

    У ежонка - …

    У лосенка…

    14. Рассказ детей о животных

    - А вы знаете, как же зимуют дикие звери, чем питаются они зимой? (Рассказ детей по слайдам на экране). Молодцы, вы ребята, все знаете.

    - Ну вот, животным помогли, все зверята вернулись к себе в семью.

    - Ребята, а каких еще вы знаете обитателей леса? (насекомых и птиц). Правильно. А мы их можем увидеть зимой? (насекомых зимой нет) Почему? (насекомые зимой спят, (птиц можем встретить только зимующих) и им приходится зимой холодно и голодно, почему? (ответы детей). Как помочь птицам? (ответы детей)

    - Давайте поможем и птицам тоже.

    15. Физкультминутка

    А теперь возьмем наши тренажеры «Су-джок»

    Я зимой кормлю всех птиц.

    Я зимой кормлю всех птиц –

    (перекатываем шарик от кончиков пальцев к основанию ладони)

    Голубей, ворон, синиц,

    Воробьев и снегирей –

    Вот кормушка у дверей.

    (надеваем кольцо на каждый пальчик, делаем массаж)

    Дам им булки, пшенной каши,

    Дам им зерна, семена.

    А синице дам я сало,

    Пусть клюет его она.

    (уколоть каждый палец иголочкой шарика)

    15. Упражнение на дыхание

    - Пока кормили птиц, руки замерзли. Давайте погреем их

    Упражнение «Погреем ладошки»

    - Подуйте теплым воздухом на свои ладошки (дети дуют целенаправленной струей, а тут у нас будто льдинки зеркала, подуем и на них. Что мы видим? (зеркало запотело, стало влажным, это след вашего тепла).

    16. Выполнение самомассажа

    - Гуляя по зимнему лесу, можно легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, принимаем витамины, едим чеснок, лук, обливаем руки холодной водой). А еще мы делаем массаж «Неболейка».

    Вот на улице мороз! (руки на поясе)

    Ну-ка все потрите нос! (трут кончик носа)

    Ни к чему нам бить баклуши, (грозят правым указательным пальцем)

    Ну-ка взялись все за уши: (указательным и большим пальцем держатся за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад)

    Покрутили, повертели, вот и уши отогрели!

    По коленкам постучали, (стучат ладонями по коленям)

    По плечам похлопали, (руки скрестили на уровне груди, хлопают ладонями по плечам)

    Ножками затопали!

    Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)

    Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательными пальцами растирать крылья носа)

    Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)

    «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)

    Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони). Теперь мы с вами точно не заболеем.

    Теперь давайте немного отдохнем.

    17. Психогимнастика

    Упражнение «Снежинка».

    Дети могут закрыть глаза. Логопед говорит:

    - Представьте себе, что с неба падают снежинки. А теперь снежинка:

    легла на правую щеку – надуйте ее; легла на левую щеку – надуйте ее;

    легла на носик – наморщите нос; легла на лоб – пошевелите бровями;

    легла на веки – поморгайте глазами и откройте их. Снегопад закончился.

    Какой был наш снегопад? (легкий, тихий, небольшой) А для чего нужен снег в лесу зимой? (снег укрывает корни растений и защищает от мороза, спасает от грызунов, весной напитывает почву влагой, помогает некоторым животным маскироваться, некоторые животные и птицы зарываются в снег для ночлега.) А что произойдёт, если снега в лесу будет мало? (При воздействии солнца деревья могут раньше времени выйти из состояния покоя, растения могут вымерзнуть, животным без снега сложнее скрыться от ветра и холода.)

    18. Пескография

    - Давайте нарисуем много снега для нашего леса. Что кружится в воздухе во время снегопада? правильно рисовать мы будем снежинку, но рисовать мы будем не кистью на бумаге, а пальчиками на песке. Красивые снежинки вы нарисовали.

    Ну а теперь пришла пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем наши волшебные слова «один раз хлопни, два раза топни, вокруг себя повернись, в детском саду очутись».

    19. Итог занятия.

    Ребята, вам понравилось наше путешествие? Пришла пора проститься.

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

    Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме: “ Животные жарких и холодных стран"

    Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР  по лексической теме: “ Зоопарк”.Данное занятие было проведено для ПМПК.В ходе занятие отмечалась динамика развития детей с ТНР....

    Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дикие животные» в подготовительной группе

    Цель: Развитие лексико-грамматической категории языка.Задачи:1.Образование существительных в Р.П. и П.п.2. Образование притяжательных прилагательных.3. Образование существительных, обозначающих детены...

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФНР

                                        Автоматизация  звука [ж] в словах и словосочетаниях....

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.

    Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом  СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ОНР II -III. Тема: "Домашние животные"

    НОД состоит из трех блоков: организационный момент, основная часть, итог. Основная часть сопровождается показом презентации. Речевой материал подобран с учетом возрастных особенностей детей, учитывают...