Конспект НОД по ФЦКМ на тему «Домашние животные» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Розанова Анна Андреевна

ГБДОУ детский сад № 55 компенсирующего вида

Кировского района г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе ЗПР

на тему «Домашние животные»

 

 

 

Подготовил: воспитатель Розанова А. А.

 

 

 

 

2022 год

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.

Задачи:

● Образовательные:

- закрепить названия домашних животных;

- обогащать словарь по теме, ввести в словарь детей слова, обозначающие названия детенышей животных,  частей тела животных; названия жилищ.

- объяснить происхождение слова «домашние»;

- упражнять детей в словообразовании.

● Развивающие

- развивать речь, мышление, память, внимание, восприятие;

- развивать мелкую моторику;

- развивать координацию речи с движением, звукоподражание.

● Воспитательные

- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру;

- воспитывать интерес и доброжелательное отношение к живой природе.

Форма НОД: совместная деятельность.

Форма организации: группа, подгруппа.

Словарь новых слов: стадо, корм, заготовка, овчарня, хлев, конюшня.

- учить образовывать множественное число существительных: козлёнок - козлята, щенок-щенки.

- расширять словарь за счёт: имён существительных, обозначающих части тела животных: рога, копыта, хвост, вымя; имён прилагательных: пушистый, гладкий, большой, средний, маленький; глаголов: лает, мычит, ржет, блеет, мяукает.

- учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением животных и их детенышей, плакат «Скотный двор», игрушечные фигурки домашних животных, магниты в виде домашних животных, разрезные картинки (их 4х частей, формат А5), мнемотаблица, карточки с загадками.

 

 

Предварительная работа:

- беседа с детьми о том, есть ли у них домашние животные, где они живут, как за ними надо ухаживать, чем кормить.

- рассматривание картинок из серии «Домашние животные и их детёныши».

- чтение стихотворений и потешек о домашних животных.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: Доброе утро, дети! Я надеюсь, наше занятие будет интересным, занимательным, а главное - полезным. Присаживайтесь на ковер.

 

2. Введение в тему

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам угадать, про кого эти загадки. Послушайте:               

(на каждый правильный ответ демонстрировать карточку с изображением животного)

Выгнул спину он дугой,

Замяукал.

Кто такой?

Потянулся сладко -

Вот и вся зарядка (кот)

 

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи (собака)

 

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьет он из корытца (поросенок)

 

Этот маленький ребенок

Спит без простынь и пеленок.

Под коричневые ушки

Не кладут ему подушки.

У него четыре ножки,

Он гуляет без пальто.

Он галошки и сапожки

Не наденет ни за что.

Он сказать не может: «Мама,

Есть хочу!» А потому

Целый день мычит упрямо:

«Му-у-у!»

Это вовсе не ребенок -

Это маленький…(теленок)

 

Не спеша шагает с речки,

В шубе ей тепло, как в печке.

Подойдет она к избе

И зовет меня: «Бе-бе»! (овца)

 

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы,

Человек.

Но в век машины и мотора,

Боюсь,

В отставке буду скоро (лошадь)                       

 

Воспитатель: Дети, о каких животных все эти загадки?

Дети: О домашних животных.

Воспитатель: А кто мне подскажет, почему домашние? Как вы это поняли?

Дети: Потому, что живут дома, или возле человека.  

 

3. Игра «Отгадай-ка животное»

Воспитатель: Прежде чем продолжим нашу беседу, давайте поиграем в игру «Отгадай-ка животное».

(разложить картинки с изображением домашних животных). Предложить детям найти картинку с изображением животного по заданию. Например: первый звук [с], последний [а] (собака). Первый звук [к], последний [а] (корова). Первый звук [к], последний [а] (коза или кошка) и т. д.

Далее воспитатель предлагает детям подойти к стенду.

 

4. Беседа о жилищах домашних животных.

(работа у стенда с плакатом «Скотный двор»)

Воспитатель: Скажите, а где гуляют и спят домашние животные? Сейчас перед нами иллюстрация так называемого скотного двора, на котором могут гулять домашние животные (указывая на соответствующее изображение, рассказать детям, что свиньи живут в свинарнике, коровы - в коровнике, кони - в конюшне, овцы - в овчарне, кошка - в доме, собака - в будке).

Справа вы видите изображения животных (в виде магнитов). Предлагаю вам поочерёдно взять по зверюшке и постараться правильно расположить на нашем дворе или в хлеву\свинарнике\будке.

Далее воспитатель приглашает детей занять места за столами.

 

5. Беседа о домашних животных 

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, всегда ли кот или собака были домашними? Давным-давно жили на Земле человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись человека, а были и такие, которых боялся человек. Как вы думаете, какое животное человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы - собака помогала человеку пасти, охранять их. Со временем человек приручил и других животных. Каких домашних животных вы уже запомнили? Как вы думаете, какую пользу приносят домашние животные?

Дети: корова дает молоко; кошка ловит мышей; лошадь перевозит грузы и людей; коза дает молоко, мясо, шерсть; овца дает мясо, шерсть; свинья дает мясо, сало, кожу.

Расставить на столе игрушечные фигуры домашних животных.

Воспитатель: Животные похожи друг на друга, но у всех есть свои отличительные черты. Вот, посмотрите, пожалуйста, на эти фигурки. Скажите, а как же выглядят наши животные? Какие есть основные части тела у всех животных?

Дети: Все покрыты шерстью, голова, туловище, лапы, хвост.

Воспитатель: Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему?

Дети: Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.

6. Игра «Собери животное и опиши его»

Раздать детям разрезные картинки с изображением кошки, собаки, коровы, лошади, свиньи, козы, овцы.

Предложить детям составить краткие описательные рассказы получившегося животного с опорой на мнемотаблицу.

Активизировать использование имён прилагательных: пушистый, большой, маленький, игривый и т. д.; глаголов: мяукает, лает, ржёт, мычит и т. д.

 

Воспитатель: А чем же питаются животные в холодное и теплое время года?

Дети: хлеб, молоко, сено, трава, каша и т. д.

Рассказать воспитанникам о способах заготовки корма для животных, зависимости животных от человека.

 

7. Пальчиковая гимнастика «Котята»

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых,
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

 

8. Игра «Назови детёнышей»

Воспитатель: У всех животных рождаются детки, то есть детёныши. Детёныши большинства животных появляются на свет слабыми и беспомощными и первое время находятся около матери. (Котята, щенята рождаются слепым, питаются молоком.)

Разложить на столе картинки с изображением детенышей домашних животных.

Попросить сопоставить изображение детеныша на картинке с фигуркой взрослого животного на столе.

Воспитатель: У коровы - теленок, телята. Покажите корову, теленка. У собаки - щенок, щенки. Покажите собаку, щенка. У кошки - котенок, котята.  У лошади - жеребёнок, жеребята. У козы - козленок, козлята. Запомнили?

Предложить детям попробовать образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: котёнок - котеночек, козлёнок - козленочек и т. д.

 

9. Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель:

- Дети, о каких животных мы с вами сегодня беседовали?

- Каких детенышей домашних животных вы запомнили?

- Где живут домашние животные?

- Можно ли сказать, что «животные - наши помощники»? Почему?

- О каком домашнем животном вы мечтаете?

- Какое домашнее животное хотели бы увидеть вживую?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_ftskm_domashnie_zhivotnye.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 55 компенсирующего вида

Кировского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе ЗПР

на тему «Домашние животные»

Подготовил: воспитатель Розанова А. А.

2022 год

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.

Задачи:

● Образовательные:

- закрепить названия домашних животных;

- обогащать словарь по теме, ввести в словарь детей слова, обозначающие названия детенышей животных,  частей тела животных; названия жилищ.

- объяснить происхождение слова «домашние»;

- упражнять детей в словообразовании.

● Развивающие

- развивать речь, мышление, память, внимание, восприятие;

- развивать мелкую моторику;

- развивать координацию речи с движением, звукоподражание.

● Воспитательные

- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру;

- воспитывать интерес и доброжелательное отношение к живой природе.

Форма НОД: совместная деятельность.

Форма организации: группа, подгруппа.

Словарь новых слов: стадо, корм, заготовка, овчарня, хлев, конюшня.

- учить образовывать множественное число существительных: козлёнок - козлята, щенок-щенки.

- расширять словарь за счёт: имён существительных, обозначающих части тела животных: рога, копыта, хвост, вымя; имён прилагательных: пушистый, гладкий, большой, средний, маленький; глаголов: лает, мычит, ржет, блеет, мяукает.

- учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением животных и их детенышей, плакат «Скотный двор», игрушечные фигурки домашних животных, магниты в виде домашних животных, разрезные картинки (их 4х частей, формат А5), мнемотаблица, карточки с загадками.

Предварительная работа: 

- беседа с детьми о том, есть ли у них домашние животные, где они живут, как за ними надо ухаживать, чем кормить.

- рассматривание картинок из серии «Домашние животные и их детёныши».

- чтение стихотворений и потешек о домашних животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: Доброе утро, дети! Я надеюсь, наше занятие будет интересным, занимательным, а главное - полезным. Присаживайтесь на ковер.

2. Введение в тему

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам угадать, про кого эти загадки. Послушайте:         

(на каждый правильный ответ демонстрировать карточку с изображением животного)

Выгнул спину он дугой,

Замяукал.

Кто такой?

Потянулся сладко -

Вот и вся зарядка (кот)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи (собака)

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьет он из корытца (поросенок)

Этот маленький ребенок

Спит без простынь и пеленок.

Под коричневые ушки

Не кладут ему подушки.

У него четыре ножки,

Он гуляет без пальто.

Он галошки и сапожки

Не наденет ни за что.

Он сказать не может: «Мама,

Есть хочу!» А потому

Целый день мычит упрямо:

«Му-у-у!»

Это вовсе не ребенок -

Это маленький…(теленок)

Не спеша шагает с речки,

В шубе ей тепло, как в печке.

Подойдет она к избе

И зовет меня: «Бе-бе»! (овца)

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы,

Человек.

Но в век машины и мотора,

Боюсь,

В отставке буду скоро (лошадь)        

Воспитатель: Дети, о каких животных все эти загадки?

Дети: О домашних животных.

Воспитатель: А кто мне подскажет, почему домашние? Как вы это поняли?

Дети: Потому, что живут дома, или возле человека.  

3. Игра «Отгадай-ка животное»

Воспитатель: Прежде чем продолжим нашу беседу, давайте поиграем в игру «Отгадай-ка животное».

(разложить картинки с изображением домашних животных). Предложить детям найти картинку с изображением животного по заданию. Например: первый звук [с], последний [а] (собака). Первый звук [к], последний [а] (корова). Первый звук [к], последний [а] (коза или кошка) и т. д.

Далее воспитатель предлагает детям подойти к стенду.

4. Беседа о жилищах домашних животных.

(работа у стенда с плакатом «Скотный двор»)

Воспитатель: Скажите, а где гуляют и спят домашние животные? Сейчас перед нами иллюстрация так называемого скотного двора, на котором могут гулять домашние животные (указывая на соответствующее изображение, рассказать детям, что свиньи живут в свинарнике, коровы - в коровнике, кони - в конюшне, овцы - в овчарне, кошка - в доме, собака - в будке).

Справа вы видите изображения животных (в виде магнитов). Предлагаю вам поочерёдно взять по зверюшке и постараться правильно расположить на нашем дворе или в хлеву\свинарнике\будке.

Далее воспитатель приглашает детей занять места за столами.

5. Беседа о домашних животных 

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, всегда ли кот или собака были домашними? Давным-давно жили на Земле человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись человека, а были и такие, которых боялся человек. Как вы думаете, какое животное человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы - собака помогала человеку пасти, охранять их. Со временем человек приручил и других животных. Каких домашних животных вы уже запомнили? Как вы думаете, какую пользу приносят домашние животные?

Дети: корова дает молоко; кошка ловит мышей; лошадь перевозит грузы и людей; коза дает молоко, мясо, шерсть; овца дает мясо, шерсть; свинья дает мясо, сало, кожу.

Расставить на столе игрушечные фигуры домашних животных.

Воспитатель: Животные похожи друг на друга, но у всех есть свои отличительные черты. Вот, посмотрите, пожалуйста, на эти фигурки. Скажите, а как же выглядят наши животные? Какие есть основные части тела у всех животных?

Дети: Все покрыты шерстью, голова, туловище, лапы, хвост.

Воспитатель: Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему?

Дети: Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.

6. Игра «Собери животное и опиши его»

Раздать детям разрезные картинки с изображением кошки, собаки, коровы, лошади, свиньи, козы, овцы.

Предложить детям составить краткие описательные рассказы получившегося животного с опорой на мнемотаблицу.

Активизировать использование имён прилагательных: пушистый, большой, маленький, игривый и т. д.; глаголов: мяукает, лает, ржёт, мычит и т. д.

Воспитатель: А чем же питаются животные в холодное и теплое время года?

Дети: хлеб, молоко, сено, трава, каша и т. д.

Рассказать воспитанникам о способах заготовки корма для животных, зависимости животных от человека.

7. Пальчиковая гимнастика «Котята»

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых,
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). 

8. Игра «Назови детёнышей»

Воспитатель: У всех животных рождаются детки, то есть детёныши. Детёныши большинства животных появляются на свет слабыми и беспомощными и первое время находятся около матери. (Котята, щенята рождаются слепым, питаются молоком.)

Разложить на столе картинки с изображением детенышей домашних животных.

Попросить сопоставить изображение детеныша на картинке с фигуркой взрослого животного на столе.

Воспитатель: У коровы - теленок, телята. Покажите корову, теленка. У собаки - щенок, щенки. Покажите собаку, щенка. У кошки - котенок, котята.  У лошади - жеребёнок, жеребята. У козы - козленок, козлята. Запомнили?

Предложить детям попробовать образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: котёнок - котеночек, козлёнок - козленочек и т. д.

7. Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель:

- Дети, о каких животных мы с вами сегодня беседовали?

- Каких детенышей домашних животных вы запомнили?

- Где живут домашние животные?

- Можно ли сказать, что «животные - наши помощники»? Почему?

- О каком домашнем животном вы мечтаете?

- Какое домашнее животное хотели бы увидеть вживую?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ на тему: «Домашние животные и их детеныши»

Цели: 1) Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детенышами. 2) Обогатить словарь детей по теме. 3) Развивать мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, мелк...

Домашнее задание по теме "Домашние животные" в старшей группе

Родителям рекомендуется:— показать ребенку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;— обсудить внешние признаки каждого, ответив на...

Конспект занятия по ФЦКМ на тему "Домашние животные"

Конспект занятия  для младшей группы...

Конспект ООД на тему "Домашние животные" для старшей группы

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста, по теме "Домашние животные".Занятие направлено на развитие связной и грамматического строя речи с использованием синк...

Конспект занятия по ФЦКМ на тему: "Домашние животные"(для детей старшей группы)

Цель: - обобщить имеющиеся у детей представления о домашних животных;- систематизировать и расширять представление детей о домашних и диких животных, их повадках;Задачи:...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Домашние животные" в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Домашние животные" в старшей группе...