Познавательное развитие НОД Ознакомление с окружающим миром
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Гаджиева Ольга Сергеевна

Быт и национальность казахского народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект в старшей группе МДОУ «Детский сад с. Терновка» «Быт и национальность казахского народа»

Воспитатель Гаджиева О.С.

Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Дать детям представление о традициях и особенностях народа.

Задачи: Познакомить детей с бытом и традициями казахского народа. Активизировать и развивать речь детей, умение выразительно читать стихи, повторять слова: "салем", "рахмет", "дастархан","домбра", "пиала". Способствовать культурному воспитанию, прививать и воспитывать уважение к культуре казахского народа. Формировать навыки правильной осанки, формировать бережное отношение к своему здоровью.

Виды деятельности: Игровая, двигательная, познавательно-исследовательская.

Формы деятельности: совместная.

Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок по теме, беседы.

Материал и оборудование: макет юрты, костюмы национальные, призентация, музыкальное сопровождение, посуда.

Ход:

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости посмотреть как мы с вами играем. Давайте сними поздороваемся.

 Дети:

В: Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В. какой стране мы живем?

Д.

    В. В России живут люди разной национальности, в том числе и казахский народ -"казахи".

-И вот сегодня я вам расскажу об этом славном народе.

-Хотите послушать одну удивительную сказку?

 (Включается фоновая казахская музыка). (На сказку)

"Давным - давно это было. Одному молодому, красивому джигиту очень хотелось найти своё счастье. Решил он отправиться его искать по всему белому свету. Год за годом он ходил по земле, много прошёл стран и городов, а счастья всё никак не находил. Решил он вернуться домой. А куда идти, где его Родина, никак вспомнить не мог. Пришёл он на камень, повесил голову ниже плеч и горько заплакал. Вдруг перед ним, откуда не возьмись, престал старец и спрашивает:

-О чём печалишься джигит? Ведь ты уже не молод, а всё еще бродишь по свету. Видимо ты чужестранец?

-Где же ты живёшь?

-Я не знаю, где-то далеко-далеко.

-А как зовут твой народ?

-Не знаю.

-Я смогу тебе помочь, если ты напоёшь народную песню или расскажешь об обычаях и традициях своего народа. Растерялся джигит, и не смог вспомнить ничего о своём народе. Подумав немного, он протянул старцу сумку".( Музыка выключается)

В. -Ребята, эта сумка оказалась у нас, давайте и мы посмотрим, предметы быта, из этой красивой дорожной сумке.

 (Воспитатель по порядку вытаскивает предметы или картинку, обращает внимание на сумку)

Воспитатель:

-"Оржан"-это дорожная сумка.

-"Орнек"- это орнамент, которым украшен оржан.

-"Торсы"- это сосуд для кумыса, айрана.

Воспитатель:

-"Торсы" сделан ребята из козьей шкуры и напиток остаётся холодным даже в жару.

-"Кесе"-пиала для чая.

-"Касы"-деревянная ложка.

- Предметы какого народа сохранил при себе джигит?

Д:

В: Вот мы и помогли джигиту вспомнить о его Родине  и его народе.

(Показ слайдов)

Раньше казахи были кочевым народом, переезжали с одного места на другое. Разводили много, много лошадей.

В. Чем питаются лошади?

Д.

В. Вот поэтому и приходилось , переезжать казахам с одного места , на другое , чтобы прокормить лошадей. Кочевали с одного места на другой

-Национальное жилище казахского народа-юрта (показывает макет юрты, картинки). Её удобно было перевозить, потому что она складывается.

Я вам сделала вот такую юрту. Посидим немного в ней, как будто побывали в гостях у казахов. (проходят в юрту)

Присаживались на (подушки)

Издавна казахский народ, славился своим гостеприимством. Казахский народ всегда был рад гостям и принимал их радостно и приветливо. Они накрывали на стол разные угощения.

-Ребята, а вы знаете, как называется стол у казахского народа? (Дастархан)

Казахи - мирный и очень гостеприимный народ. Когда в дом приходят гости, всегда накрыт "дастархан" (стол). Собираясь, за большим дастарханом они любят петь, читать стихи, играть на национальных инструментах, танцевать. У казахов есть свой национальный костюм. И сегодня к нам пришли гости – настоящий казахский джигит, красивый, сильный, умный, добрый и настоящая казахская красавица. Давайте их встретим.

- Проходите гости дорогие.

(Входя гости, у джигита в руках домбра, у красавицы национальное блюдо)

-Г. Салем, салем это мы свами поздоровались – здравствуйте- салем.

Д. – здравствуйте.

-Г. Мы принесли вам национальное блюдо, называется …..

(угощает…(отдает воспитателю)) Еще мы любим петь и танцевать. Джигит играет, девушка танцует (чуть, чуть, ….)

У нас есть свой национальный костюм (показывает на наряды и рассказывает как это называется (шапка-….., безрукавка-…..и т. д.)

Спасибо вам за гостеприимство, нам пора. До свидания.

 Д. -до свидания.

(Когда уходят, джигит оставляет воспитателю свою тюбитейку)

В.- Что-то тюбитейка хочет сказать. (тюбитейку к уху, слушает)

Сейчас спрошу у ребят. Тюбитейка предлагает нам поиграть в казахскую народную игру.  

В.- Поиграем?

Д.-

 Называются -"Такия-тастамак" (тюбетейка-невидимка). Давайте пригласим поиграть взрослых.

Правила: Все сидят по казахски образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбетейку сзади кого – ни будь взрослого и ребенка и убегает. Если игроки, за спиной которых оставили тюбетейку, заметили это- они должены, обежать круг и кто первый добежит до своего места тот и выиграл.

Молодцы, девочки выиграли.

В.- У нас в коллективе тоже есть коллеги казахской национальности (Выходя фотографируются с детьми)

Также и русские и украинцы, татары и еще много наций всех не перечислишь (все выходят и фотографируются)

Релакс. (включается музыка (на конец)

Взялись все за руки, вот какие мы дружные, улыбнулись друг другу, вот какие мы веселые, пожали друг другу руки, почувствовали тепло побежало друг дружке, силу почувствовали, вот какие мы сильные, а все почему, а потому, что мы одна очень дружная семья.

Держим руки вместе и Аня расскажет нам стихотворение, Арина расскажет стихотворение. Взрослые присели. Вот и закончилась наша игра. С какой нацией мы сегодня познакомились?

Что вам понравилось?

Что было сложно?

Мне сегодня понравились вы, мои ребята, вы били умные, послушные и активные спасибо вам за игру.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области "Познавательное развитие". Раздел "Ознакомление с окружающим миром" (2 младшая группа)

laquo;Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображени...

КОНСПЕКТ нод «Путешествие на морское дно» (познавательное развитие раздел «Ознакомление с окружающим миром» («Здравствуй мир!»)). Подготовительная группа

Программное содержание: Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом, уточнить и расширить их представления о морских обитателяхЗадачи:Познавательное развитие: Познакомить и...

Рабочая программа Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с окружающим миром» (первая младшая группа)

Перспективное    календарно - тематическое планирование для 1 младшей группы по познавательному развитию...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» (разделы: ознакомление с окружающим миром, развитие элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность, констру

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...