Конспект непосредственно образовательной деятельности. Направление «Познавательно – речевое». Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира). Старшая группа.Тема: «Почему улетают птицы?».
план-конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме

Ампульская Ольга Владимировна

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема: "Почему улетают птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Направление «Познавательно – речевое»

Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира).   Старшая группа.

Тема: «Почему улетают птицы?».

Цель: Формирование представлений о причинах отлёта птиц.

           Задачи:

1.Уточнить представления детей о птицах (внешний вид, понятия: перелётные и зимующие птицы, названия птиц).  

2. Познакомить детей с причиной отлёта птиц, различным характером корма и способом его добывания;

 3. Познакомить детей с формой стаи во время перелёта птиц.

Ход занятия:

Занятие начинается на фоне звуков «Живой лес. Голоса птиц».

Воспитатель предлагает детям карточки с изображением различных птиц.

-Кто изображён на этих карточках? (птицы).

-Чем птицы по внешнему виду отличаются от других животных? (Ответы детей).

 Воспитатель: Каких только птиц нет на свете!

-В какое время года птиц больше, зимой или летом?  Почему? (Ответы детей).

-Как называют птиц, которые зимой улетают в тёплые края? А тех, которые остаются?  (ответы детей).

-Каких зимующих птиц вы знаете? Дети называют зимующих птиц изображённых на карточках, потом, глядя на слайд «Зимующие птицы», проверяют себя.

-Кто может назвать перелётных птиц? Дети называют перелётных птиц, потом глядя на слайд, проверяют себя.

-А теперь давайте поиграем. Я называю птицу, если она перелётная – вы машете руками как крыльями, а если зимующая, то приседаете. (Дети играют).

-Почему многие птицы улетают?  (ответы детей).

-Чем питаются птицы? (ответы детей: зёрнами, насекомыми).

-А мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: погибают или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми, а насекомые исчезли…(птицам  нечем прокормиться).  (Дети  делают вывод:  Вот они и улетают в тёплые края, туда, где есть насекомые).

Воспитатель: Птиц, которые питаются насекомыми, называют насекомоядными. (Слайд «Насекомоядные птицы»)

- Птиц, которые питаются плодами и семенами растений называют зерноядными. (Слайд «Зерноядные птицы»).

-  Скажите, как отличить  насекомоядных птиц от всех других? Не знаете? Может кто-то догадается?  (Слайд «Скворец и овсянка» для сравнения птиц)  (ответы детей).  

-По клюву. Он прямой, удлинённый и заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых.

-Возьмите себе по одной карточке с изображением птицы. Посмотрите, у кого на карточке изображена  насекомоядная птица. (Скворец, ласточка, иволга, соловей, трясогузка)  Поместите их рядом с табличкой,  на которой изображены насекомые. (На столе – табличка с изображением насекомых. Дети выполняют задание. Закрепляют названия птиц, обсуждают, все ли  правильно выполнили задание).

-Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика роль этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. (Просмотр видеоролика «Трясогузка» взятого на  You Tube).

 -А теперь, посмотрите, у кого на карточке изображены зерноядные птицы и поместите их рядом с табличкой, на которой изображены зёрна. (Дети выполняют  задание, называя птиц, вместе проверяют правильность его выполнения).

-У кого ещё остались  карточки с изображением   птиц? Покажите их всем детям. Кто знает этих птиц? (Гусь и утка). Чем они отличаются от птиц, про которых мы говорили раньше? (они умеют плавать). Поэтому этих птиц  называют… (водоплавающими).  

-Рядом с какой табличкой поместим этих птиц? (с водоёмом).    

-Все эти птицы – перелётные. Как вы думаете, какие птицы улетают первыми? Почему?  (ответы детей). Давайте рядом с ними поставим табличку с цифрой 1.

-Какие птицы улетят за ними – вторыми? (зерноядные). Поставим рядом с ними табличку с цифрой… (2).

-И в последнюю очередь – третьими,  когда замерзают водоёмы, собираются в путь водоплавающие птицы.  Поставим рядом с ними табличку с цифрой…(3).

 -Рассмотрите фото гуся и сравните его с трясогузкой. (Слайд «Гусь и трясогузка»).  Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?  

 Отгадайте загадку «Купался, купался, а вышел из воды – сухим  остался». О ком это?

-Почему гусь, выходя из воды, остаётся сухим?  Не знаете? А где можно узнать? (Спросить у взрослых, прочитать в книжке, узнать в интернете). Узнаете, а потом мне расскажете.

Давайте немного разомнёмся.

       

  Физкультминутка  «Улетают – улетел».

Скоро белые метели
Снег поднимут от земли    
(дети поднимают руки снизу верх)
Улетают, улетают, улетели журавли    (имитация полета птиц)
Не слыхать кукушки в роще   (руки к ушам)
И скворечник опустел    (руки перед собой)
Аист крыльями полощет    
(взмахи руками)
Улетает, улетел    
(имитация полета птиц).

-Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают. Почему? Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, и другие маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку. (Слайд презентации с фотографиями летящих птиц).

Хотите ещё поиграть?

Игра «Птицы, гнезда, птенцы»

 

 По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

 По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.

 По команде « Птенцы» -  присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)

 Повторяем игру два раза.

-Перелетные птицы улетят на зиму в тёплые края, а зимующие останутся с нами. Им будет здесь холодно и голодно. Будем о них заботиться? Чем мы можем им помочь? (Ответы детей).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по направлениям «Познавательная деятельность» /область «Познание» - формирование целостной картины мира/ и «Художественно-эстетическое развитие» /область «Художественное творчество» - л

Программное содержание:Образовательные задачи:-продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем,-развивать умение отгадывать загадки,-побуждать детей давать развернутые ответ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Познавательно – речевая» Образовательная область: «Познание» (формирование целостной картины мира). "Как хлеб на стол пришёл"

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности области «Познание. Формирование целостной картины мира» в старшей группе оздоровительной направленности «Солнышко» Тема: «Чудеса в весеннем лесу»

Конспектнепосредственно – образовательной деятельностиобласти «Познание. Формирование целостнойкартины мира»в старшей группе оздоровительной направленности«Солнышко»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) Подготовительная группа Тема НОД: «Путешествие в космос»

Задачи:- Расширять представления детей о космосе, подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.- Рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космо...